
Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам I квартала 2019г. сократился на 1% в натуральном выражении и составил 99,858 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 23% в рублях и на 6% - в долларах, а объем был равен 27,126 млрд. рублей (411,414 млн. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам января-марта 2019г. была равна 4,12 долл., годом ранее – 3,84 долл.
Рисунок 1. Госпитальный рынок России за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.
Лидерство на госпитальном рынке страны по итогам первых трех месяцев 2019г. сохранил и, благодаря росту закупок в 2,1 раза, укрепил российский производитель BIOCAD (табл. 1). Помимо него, опережающими темпами развивались рынки ещё шести компаний. Это поднявшиеся на вторую, третью и шестую строчки MSD (+54%), NOVARTIS (+88%) и впервые вошедшая в Топ-10 ROCHE (закупки увеличились в 2,7 раза), а также потерявшие по одной позиции VEROPHARM (+25%), BAYER (+52%) и JOHNSON & JOHNSON (+61%), которые опустились на пятое, восьмое и последнее места соответственно. Более низкие позиции из-за отставания динамики заняли SANOFI (+11%), ABBVIE (0%) и PFIZER (+15%), опустившиеся на четвертую, седьмую и девятую строчки. Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась почти на 7 п.п., до 36,1%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Производитель* |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес.2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BIOCAD RF |
7,7 |
4,5 |
2 | 6 | MSD |
3,6 |
2,8 |
3 | 8 |
NOVARTIS |
3,4 |
2,3 |
4 | 3 | SANOFIPHARM |
3,4 |
3,7 |
5 | 4 | VEROPHARM |
3,3 |
3,3 |
6 | 17 |
ROCHE |
3,3 |
1,5 |
7 | 2 |
ABBVIE |
3,2 |
4,0 |
8 | 7 |
BAYER |
3,2 |
2,6 |
9 | 5 |
PFIZER |
2,7 | 2,9 |
10 | 9 |
JOHNSON &JOHNSON |
2,3 | 1,8 |
Итого | 36,1 | 29,2 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Как и в предыдущем, не изменился лидер и в рейтинге ведущих брендов на госпитальном рынке России (табл. 2). Первую позицию продолжает занимать традиционный госпитальный препарат NATRIUM CHLORIDUM (+12%), хотя из-за отставания динамики его долевое присутствие сократилось. На вторую и третью строчки поднялись HERTICAD (закупки увеличились в 2,2 раза) и AVEGRA (в 2,8 раза). Четвертое и места с шестого по восьмое включительно заняли новые представители рейтинга OPDIVO (в 6,9 раза), KEYTRUDA (в 13 раз), INTELENCE (в 185 раз) и PERJETA (в 7 раз). При этом они потеснили на две последние строчки бренды ACTILYSE (+20%) и ULTRAVIST (+36%). Кроме того, со второго места на пятое из-за отрицательной динамики опустился SYNAGIS (-3%). Общая доля десяти лидирующих торговых наименований расширилась с 9,9% до 15,8%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | Бренд |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. |
3 мес. 2019г. |
3 мес. 2018г. |
|
1 | 1 |
NATRIUM CHLORIDUM |
3,0 | 3,3 |
2 | 3 |
HERTICAD |
2,4 | 1,3 |
3 | 9 | AVEGRA BIOCAD | 2,0 | 0,9 |
4 | 34 |
OPDIVO |
1,5 | 0,3 |
5 | 2 |
SYNAGIS |
1,4 | 1,8 |
6 | 47 | KEYTRUDA | 1,3 | 0,1 |
7 | 50 | INTELENCE | 1,1 | 0,0 |
8 | 38 |
PERJETA |
1,1 | 0,2 |
9 | 5 |
ACTILYSE |
1,0 | 1,0 |
10 | 8 |
ULTRAVIST |
1,0 | 0,9 |
Итого | 15,8 | 9,9 |
Вслед за соответствующим торговым наименование первую позицию в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований продолжает сохранять SODIUM (+12%) (табл. 3). Ниже в нем произошли многочисленные перестановки, в результате которых семь участников Топ-10 повысили свои позиции. В их числе – и пять новых представителей. Это BEVACIZUMAB (закупки увеличились в 2,9 раза), NIVOLUMAB (в 6,9 раза), DOCETAXEL (+52%), AFLIBERCEPT (в 4,4 раза) и PEMBROLIZUMAB (в 13 раз), расположившиеся на третьей и четвертой строчках, а также местах с седьмого по девятое включительно. Высокую динамику и рейтинговый прогресс продемонстрировали TRASTUZUMAB (в 2,2 раза) и MEROPENEM (+33%), которые поднялись на один пункт вверх и заняли вторую и шестую позиции. Снизивший закупки PALIVIZUMAB (-3%) и показавший сравнительно невысокую динамику ENOXAPARIN SODIUM (+8%) опустились на пятое и последнее места соответственно. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 12% до 17,3%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | |
1 | 1 | SODIUM |
3,0 |
3,3 |
2 | 3 | TRASTUZUMAB |
2,8 |
1,5 |
3 | 16 |
BEVACIZUMAB |
2,1 |
0,9 |
4 | 40 |
NIVOLUMAB |
1,5 |
0,3 |
5 | 2 |
PALIVIZUMAB |
1,4 |
1,8 |
6 | 7 |
MEROPENEM |
1,3 | 1,2 |
7 | 11 |
DOCETAXEL |
1,3 |
1,1 |
8 | 35 |
AFLIBERCEPT |
1,3 |
0,4 |
9 | 48 |
PEMBROLIZUMAB |
1,3 |
0,1 |
10 | 4 |
ENOXAPARIN SODIUM |
1,2 |
1,4 |
Итого | 17,3 | 12,0 |
Половина представителей Топ-10 ведущих АТС групп сохранила занятые в прошлом позиции (табл. 4). Это возглавляющие его L01 Противоопухолевые препараты (закупки увеличились в 2,2 раза), J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+8%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+14%), B01 Антикоагулянты (+13%) и J07 Вакцины (+2%). На шестой позиции расположился единственный новый представитель рейтинга J05 Противовирусные препараты системного назначения (рост закупок составил 2,3 раза), а на седьмую строчку с девятой поднялись L04 Иммунодепрессанты (+42%). Одновременно с этим группы J06 Иммунные сыворотки и иммуноглобулины (-1%), V08 Контрастные препараты (+3%) и N01 Анестетики (-1%) потеряли по две рейтинговые позиции и опустились в нижнюю часть Топ-10. В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 69% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 60%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме госпитальных закупок, % |
||
3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | 3 мес. 2019г. | 3 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | L01 | ANTINEOPLASTIC AGENTS | 28,1 | 15,9 |
2 | 2 | J01 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 8,8 | 10,0 |
3 | 3 | B05 | PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS | 7,1 | 7,6 |
4 | 4 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 5,6 | 6,1 |
5 | 5 | J07 | VACCINES | 4,6 | 5,6 |
6 | 14 | J05 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 1,7 |
7 | 9 | L04 | IMMUNOSUPPRESSANTS | 3,2 | 2,8 |
8 | 6 | J07 | IMMUNE SERA AND IMMUNO- GLOBULINS | 3,1 | 3,8 |
9 | 7 | V08 | CONTRAST MEDIA | 2,9 | 3,4 |
10 | 8 | N01 | ANESTHETICS | 2,5 | 3,1 |
Итого | 69,0 | 60,0 |
Заключение. Госпитальный рынок России по итогам января-марта 2019г. продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+23%), и в долларовом (+6%), и был равен 27,126 млрд. рублей (411,414 млн. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 1% и составил 99,858 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам I квартала 2019г. была равна 4,12 долл. против 3,84 долл. – в аналогичном периоде 2018г.
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум