
Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.- Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в январе-июне 2019г. составил 51438 руб. (787,36 долл.), что на 11% выше среднего показателя по России (46210 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт- Петербурга) в натуральном выражении снизился на 6%, до 104,225 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 2% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 8% - в долларовом. Его объем достиг 17,882 млрд. рублей (273,640 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,7% от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках немного снизилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,29 долл.) и была равна 3,27 долл. в розничных ценах. В январе-июне 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 39,71 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 6 месяцев 2018г. - 6 месяцев 2019г.
По итогам первых шести месяцев 2019г. лидирующая четверка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) осталась неизменной (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (+0,1%), SANOFI (-1%), SERVIER (-6%) и TEVA (-5%). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, в результате которых три представителя повысили свои позиции. Так, с восьмой строчки на пятую поднялась самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+21%). При этом она сдвинула на позицию вниз трех производителей, OTCPHARM (-6%), GEDEON RICHTER (-5%) и SANDOZ (-3%). На один пункт вверх переместились GLAXOSMITHKLINE (+4%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+3%), которые заняли две нижние строчки. Отметим, что последний впервые вошел в состав «десятки». Суммарная ее доля сократилась с 37,6% до 36,8%.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге |
Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 5 | 5 |
2 | 2 | SANOFI | 4,6 | 4,7 |
3 | 3 | SERVIER | 4,1 | 4,4 |
4 | 4 | TEVA | 3,8 | 4 |
5 | 8 | KRKA | 3,6 | 3,1 |
6 | 5 | OTCPHARM | 3,6 | 3,9 |
7 | 6 | GEDEON RICHTER | 3,6 | 3,8 |
8 | 7 | SANDOZ | 3,3 | 3,4 |
9 | 10 | GLAXOSMITHKLINE | 2,7 | 2,7 |
10 | 11 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,6 | 2,6 |
Итого | 36,8 | 37,6 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов: на шестую строчку с 11 поднялся ESSENTIALE (+18%) (табл. 2). Помимо него, на более высокие места переместились ещё три бренда. Один из них, XARELTO, благодаря росту продаж на 37% занял первую позицию вместо шестой. Не столь динамичные KAGOCEL (+12%) и PENTALGIN (+6) поднялись на два и один пункт соответственно, заняв при этом третью и девятую строчку. Ещё один бренд продемонстрировал позитивную динамику. Это сохранившая восьмое место LORISTA (+11%). Оставшиеся пять представителей «десятки», напротив, снизили объемы продаж и понизили свои рейтинги. Это NUROFEN (-3%), CONCOR (-6%), DETRALEX (-12%), CARDIOMAGNYL (-4%) и INGAVIRIN (-17%), опустившиеся на второе, четвертое, пятое, седьмое и последнее места соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,2 п.п. и была равна 7,5%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 6 | XARELTO | 1 | 0,7 |
2 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 1 |
3 | 5 | KAGOCEL | 0,8 | 0,7 |
4 | 3 | CONCOR | 0,8 | 0,8 |
5 | 2 | DETRALEX | 0,8 | 0,9 |
6 | 11 | ESSENTIALE | 0,7 | 0,6 |
7 | 4 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,7 |
8 | 8 | LORISTA | 0,7 | 0,6 |
9 | 10 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 |
10 | 7 | INGAVIRIN | 0,6 | 0,7 |
Итого | 7,5 | 7,3 |
Несмотря на многочисленные перестановки в предыдущем рейтинге, половине представителей Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований удалось сохранить свои позиции (табл.3). Неизменными остались и его лидеры: МНН XYLOMETAZOLINE (-4%) и IBUPROFEN (-1%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-3%) и наименование BISOPROLOL (+3%) по-прежнему занимают первые четыре строчки. Шестое место сохранил за собой PANCREATIN (+15%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали впервые вошедшие в Топ-10 RIVAROXABAN (+37%), ATORVASTATIN (+25%) и DICLOFENAC (+12%), которые поднялись на пятую, восьмую и десятую строчки соответственно. Одновременно с этим менее динамичные NIMESULIDE (+4%) и LOSARTAN (+8%), напротив, опустились на два пункта вниз, на седьмое и девятое места. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,7% продаж против 10,1% - годом ранее.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,5 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,4 | 1,4 |
3 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,3 |
4 | 4 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,1 |
5 | 14 | RIVAROXABAN | 1 | 0,7 |
6 | 6 | PANCREATIN | 1 | 0,8 |
7 | 5 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
8 | 12 | ATORVASTATIN | 0,9 | 0,7 |
9 | 7 | LOSARTAN | 0,8 | 0,8 |
10 | 11 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,7 | 10,1 |
Неизменной осталась четверка лидеров и в рейтинге ведущих АТС групп (табл.4). Это C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+10%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты и G03 Половые гормоны (по +2% у обеих), а также R01 Назальные препараты (-0,1%). На пятое и шестое места поднялись группы B01 Антикоагулянты (+8%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-2%), на девятую с десятой переместились J05 Противовирусные препараты системного назначения (+3%). Показавшие выраженную отрицательную динамику группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-8%), N02 Анальгетики (-5%) и C05 Вазопротекторы (-3%) опустились на более низкие позиции, седьмую, восьмую и последнюю. На десять ведущих АТС групп приходилось 38,3% рынка, тогда как годом ранее – 38,5%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа |
Доля в общем объеме аптечных продаж, % |
||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | ||
1 | 1 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,8 | 5,3 |
2 | 2 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5,1 | 5,1 |
3 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4 | 4 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,6 | 3,7 |
5 | 8 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,5 | 3,3 |
6 | 7 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,4 | 3,5 |
7 | 5 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 3,3 | 3,7 |
8 | 6 | N02 | ANALGESICS | 3,3 | 3,6 |
9 | 10 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 3,2 | 3,2 |
10 | 9 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,1 | 3,2 |
Итого | 38,3 | 38,5 |
Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 22,282 млрд. руб. (340,997 млн. долл.). Это на 3% в рублях больше и на 7% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 6% и был равен 104,225 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-июня 2019 года составила 3,27 долл. – это чуть ниже показателя 2018г. (3,29 долл.) и среднего по стране (3,36 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (39,71 долл. против 58,67 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум