Top.Mail.Ru

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых девяти месяцев 2019 г.

 2322

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам 9 месяцев 2019г. составил 58512 руб. (899,08 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 4% и составил 674,335 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 5% в рублевом эквиваленте, но сократился на 1% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 117,095 млрд. рублей (1,799 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 20,2% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,23 долл. против 3,11 долл. в розничных ценах. По итогам 9 месяцев 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 81,43 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

По итогам первых девяти месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) остался неизменным по составу (табл. 1). Лидерство удалось сохранить компаниям BAYER (+6%) и SANOFI (+1%). Также на занятом ранее десятом месте остался GEDEON RICHTER (+3%). Три представителя Топ-10 продемонстрировали рейтинговый прогресс. На позицию вверх, на третье и восьмое места, поднялись SERVIER (+3%) и GLAXOSMITHKLINE (+9%). Более динамичная компания KRKA (+23%) переместилась на пятую позицию с седьмой. При этом они сместили на строчку вниз производителей TEVA (-7%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%), OTCPHARM (-5%) и SANDOZ (-1%), которые заняли четвертую, шестую, седьмую и девятую строчки соответственно. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,6% до 34,0%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,8 4,8
2 2 SANOFI 4,2 4,4
3 4 SERVIER 3,7 3,8
4 3 TEVA 3,6 4,1
5 7 KRKA 3,5 3,0
6 5 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,2 3,2
7 6 OTCPHARM 2,8 3,2
8 9 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,8
9 8 SANDOZ 2,7 2,8
10 10 GEDEON RICHTER 2,6 2,7
Итого 34,0 34,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов появилось два новых представителя, MIRAMISTIN (+6%) и NIMESIL (+20%), которые заняли две последние строчки (табл. 2). Кроме них, на более высокие позиции поднялись еще три бренда. Это CONCOR (+4%), NUROFEN (+12%) и PENTALGIN (+3%), которые расположились на втором, четвертом и седьмом местах соответственно. Одновременно с этим три представителя, DETRALEX (-1%), MEXIDOL (+1%) и CARDIOMAGNYL (-8%), напротив, опустились на позицию вниз. Занятые ранее места, первое и шестое, сохранили за собой XARELTO (+34%) и ACTOVEGIN (-6%). Итоговая доля десяти ведущих брендов практически не изменилась и составила 7,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1,2 1,0
2 3 CONCOR 0,8 0,8
3 2 DETRALEX 0,8 0,8
4 5 NUROFEN 0,8 0,7
5 4 MEXIDOL 0,8 0,8
6 6 ACTOVEGIN 0,6 0,7
7 9 PENTALGIN 0,6 0,6
8 7 CARDIOMAGNYL 0,6 0,7
9 11 MIRAMISTIN 0,5 0,5
10 14 NIMESIL 0,5 0,5
Итого 7,3 7,2

Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований: первую строчку продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (+4%) (табл.3). На второе место с седьмого благодаря 34%-му росту продаж поднялся RIVAROXABAN, на третье с четвертого - BISOPROLOL (+11%). При этом они потеснили на более низкие позиции DIOSMIN*HESPERIDIN (+3%), IBUPROFEN (+5%), NIMESULIDE и PANCREATIN (по +10% у обоих), которые заняли с четвертой по седьмую строчку включительно. Восьмое место сохранил за собой ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+1%). Замыкают «десятку» впервые в неё вошедшие DICLOFENAC (+17%) и ATORVASTATIN (+23%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,5 п.п., до 11,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,7 1,7
2 7 RIVAROXABAN 1,2 1,0
3 4 BISOPROLOL 1,2 1,1
4 2 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,2 1,2
5 3 IBUPROFEN 1,2 1,2
6 5 NIMESULIDE 1,1 1,0
7 6 PANCREATIN 1,0 1,0
8 8 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
9 11 DICLOFENAC 0,8 0,8
10 13 ATORVASTATIN 0,8 0,7
Итого 11,1 10,6

Наиболее продаваемой и динамичной группой на рынке региона стала C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+20%) (табл.4). Занимавшие ранее первую строчку M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%) оказались на второй позиции. Изменения произошли и в нижней части Топ-10. Группа A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты сократила продажи на 3% и опустилась на строчку вниз, на 9 место, пропустив вперёд C05 Вазопротекторы (+1%). Замыкают «десятку» впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+7%). Места с третьего по седьмое включительно сохранили за собой B01 Антикоагулянты (+13%), R01 Назальные препараты (+6%), G03 Половые гормоны, J01 Антибактериальные препараты для системного использования и N02 Анальгетики (по +3% у всех трех). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37,5% регионального рынка, тогда как годом ранее – 37,0%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,8 5,1
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN-TIRHEUMATIC PRODUCTS 5,2 5,1
3 3 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,1 3,8
4 4 R01 NASAL PREPARATIONS 3,8 3,7
5 5 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,4 3,5
6 6 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,3 3,4
7 7 N02 ANALGESICS 3,2 3,3
8 9 C05 VASOPROTECTIVES 3,0 3,2
9 8 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 2,9 3,2
10 12 N06 PSYCHOANALEPTICS 2,8 2,7
Итого 37,5 37,0

Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 117,095 млрд. руб. (1,799 млрд. долл.). Это на 7% в рублях и на 0,2% в долларах больше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 674,335 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых девяти месяцев 2019г. составила 3,23 долл. - это больше показателя прошлого года (3,11 долл.), но меньше среднего по стране (3,39 долл.). Расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках были выше среднероссийских (81,43 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.




Последние статьи