Аптечный рынок СФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

 1090

Аптечный рынок СФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО в январе-июне 2019г. составил 40008 руб. (612,40 долл.), что на 13% ниже среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в I полугодии 2019г. в натуральных показателях практически не изменился (-0,1%) и составил 278,321 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+12%), и в долларовом (+1%), и достиг 46,567 млрд. руб. (712,931 млн. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,7% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам января-июня 2019г. была равна 3,03 долл., тогда как годом ранее – 3,12 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 49,08 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок СФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

SFO-1.jpg

Первые четыре позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа по итогам первых шести месяцев 2019 года сохранили компании BAYER (+11%), SANOFI (+10%), TEVA (-2%) и SERVIER (+10%) (табл.1). Также на занятых ранее местах остались OTCPHARM (+6%) и GEDEON RICHTER (+9%). Благодаря опережающей динамике компании KRKA (+27%) и ABBOTT (+14%) поднялись на пятую и девятую строчки. При этом они потеснили на более низкие позиции, седьмую и десятую, SANDOZ (-2%) и STADA (+5%). Общая доля десяти ведущих компаний сократилась более чем на 1 п.п. и была равна 33,2%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 4,7
2 2 SANOFI 4,2 4,3
3 3 TEVA 3,7 4,2
4 4 SERVIER 3,6 3,6
5 7 KRKA 3,2 2,8
6 6 OTCPHARM 3,1 3,3
7 5 SANDOZ 2,9 3,4
8 8 GEDEON RICHTER 2,7 2,8
9 10 ABBOTT 2,7 2,7
10 9 STADA 2,5 2,7
Итого 33,2 34,3

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов сменился лидер: на первую строчку с 13 поднялся самый динамичный бренд XARELTO (+70%) (табл.2). Более высокие места заняли также DETRALEX (+18%) и LORISTA (+17%), которые переместились на вторую и четвертую строчки. Одновременно с этим лидировавшие ранее LOZAP (+6%) и CARDIOMAGNYL (+1%) опустились с первых двух строчек на третью и шестую. По три рейтинговых пункта потеряли CONCOR (+3%) и ACTOVEGIN (+8%), сместившиеся на седьмое и десятое места. Три представителя «десятки» остались на занятых в прошлом местах. Это NUROFEN (+10%), PENTALGIN (+13%) и MEXIDOL (+14%). В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,3% продаж, тогда как годом ранее – 6,1%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 13 XARELTO 0,7 0,5
2 3 DETRALEX 0,7 0,7
3 1 LOZAP 0,7 0,7
4 6 LORISTA 0,6 0,6
5 5 NUROFEN 0,6 0,6
6 2 CARDIOMAGNYL 0,6 0,7
7 4 CONCOR 0,6 0,7
8 8 PENTALGIN 0,6 0,6
9 9 MEXIDOL 0,6 0,6
10 7 ACTOVEGIN 0,6 0,6
Итого 6,3 6,1

Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировал высокую стабильность – шесть его представителей не изменили свои позиции (табл. 3). Это занимающие верхние шесть строчек XYLOMET- AZOLINE (+0,4%), IBUPROFEN (+10%), BISOPROLOL (+13%), DIOSMIN*HESPER- IDIN (+11%), PANCREATIN (+16%) и NIMESULIDE (+12%). В нижней части Топ-10 произошли перестановки. Более динамичные LOSARTAN (+13%) и впервые вошедший в «десятку» ATORVASTATIN (+30%) поднялись на седьмую и девятую позиции, потеснив при этом на один пункт вниз ROSUVASTATIN (+9%) и LOSARTAN* HYDROCHLOROTHIAZIDE (+14%). Суммарная доля Топ-10 осталась неизменной и была равна 9,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,1 1,1
3 3 BISOPROLOL 1,1 1
4 4 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 1
5 5 PANCREATIN 0,9 0,8
6 6 NIMESULIDE 0,8 0,8
7 8 LOSARTAN 0,8 0,8
8 7 ROSUVASTATIN 0,8 0,8
9 16 ATORVASTATIN 0,7 0,6
10 9 LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE 0,7 0,7
Итого 9,3 9,3

Неизменной осталась лидирующая четверка и в рейтинге ведущих АТС- групп (табл. 4). При этом группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+20%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и G03 Половые гормоны (+14%) не только сохранили, но и укрепили свои позиции благодаря опережающей динамике. Отставание динамики не помешало группе R01 Назальные препараты (+3%) сохранить за собой четвертую строчку. На пятое, седьмое и девятое места поднялись J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%), B01 Антикоагулянты (+23%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (+12%). При этом они сместили на строчку вниз N02 Анальгетики (+2%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля и G04 Препараты для лечения урологических заболеваний (по +7% у обеих). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 36,5% - это чуть ниже, чем годом ранее (36,7%).

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код   АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,3 4,9
2 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,9 4,8
3 3 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 4,4 4,3
4 4 R01 NASAL PREPARATIONS 3,4 3,6
5 6 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,3 3,5
6 5 N02 ANALGESICS 3,3 3,6
7 8 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,3 3
8 7 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3 3,2
9 10 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 2,9 2,9
10 9 G04 UROLOGICALS 2,8 2,9
Итого 36,5 36,7

Заключение. По итогам первых шести месяцев 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 55,047 млн. руб. (842,805 млн. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной (+7%) в рублевом выражении, и отрицательной (-3%) - в долларовом. В натуральных показателях объемы продаж практически не изменились (-0,1%) и составили 278,321 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС сократилась относительно предыдущего года (3,03 долл. против 3,12 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,36 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (49,08 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум 



Последние статьи