
Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная заработная плата, по оценке, составила: в мае 2019г. – 89045 руб. (1373,73 долл.), в июне - 96030 руб., (1495,33 долл.), что на 93% выше средней по России в июне (49840 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении снизился на 4% и составил 224,085 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 2% в рублевом эквиваленте и сократился на 7% - в долларовом, и его объем достиг 58,871 млрд. рублей (901,636 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 14,8% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки снизилась в сравнении с предыдущим годом: 5,08 долл. против 5,25 долл. По итогам I полугодия 2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 90,24 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.
По итогам первых 6 месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы не изменился по составу (табл. 1). Сохранили свои позиции возглавляющие его компании BAYER (+3%) и SANOFI (-4%), а также занимающий восьмую строчку BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+4%). Благодаря опережающей динамике на более высокие места поднялись ABBOTT (+9%), GLAXOSMITHKLINE (+4%) и PFIZER (+8%), которые расположились на четвертой, шестой и девятой строчках соответственно. На один пункт вверх, на третье место, поднялась не столь динамичная компания SERVIER (+2%). Занимавшая эту позицию ранее TEVA из-за снижения продаж на 5% опустилась на пятую позицию. Отрицательная динамика отмечена у компаний SANDOZ (-6%) и JOHNSON & JOHNSON (-8%), также понизивших свои рейтинги. В сумме десять ведущих производителей аккумулировали 36,6% рынка, в аналогичном периоде 2018г. - 37,1%
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 6,6 | 6,5 |
2 | 2 | SANOFI | 4,6 | 5 |
3 | 4 | SERVIER | 3,8 | 3,8 |
4 | 5 | ABBOTT | 3,7 | 3,5 |
5 | 3 | TEVA | 3,6 | 3,9 |
6 | 7 | GLAXOSMITHKLINE | 3,2 | 3,2 |
7 | 6 | SANDOZ | 2,9 | 3,2 |
8 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,9 | 2,8 |
9 | 10 | PFIZER | 2,8 | 2,6 |
10 | 9 | JOHNSON & JOHNSON | 2,4 | 2,7 |
Итого | 36,6 | 37,1 |
Наиболее продаваемым на региональном рынке и одним из самых динамичных по итогам полугодия 2019г. продолжает оставаться бренд XARELTO (+28%) (табл. 2). Более высокими темпами развивался рынок лишь у впервые вошедшего в Топ-10 бренда KREON (+34%), который занял 8 место. Еще один новый представитель, показавший почти нулевую динамику, MEXIDOL (+0,5%), расположился на последней позиции «десятки». Помимо упомянутых, рост продаж отмечен еще у четырех брендов. Это CIALIS (+22%), NUROFEN (+21%) и HEPTRAL (+14%), которые поднялись на третье, четвертое и седьмое места соответственно, а также сохранивший пятую позицию MIRAMISTIN (+5%). На один пункт вверх, на вторую строчку, несмотря на снижение продаж удалось подняться наименованию DETRALEX (-2%), так как занимавший эту позицию ранее CRESTOR (-47%) из-за выраженной отрицательной динамики опустился на девятое место. Два пункта рейтинга потерял и CONCOR (-1%). На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, годом ранее – 8,3%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме продаж, % | ||
6 мес. 2019г. |
6 мес. 2018г. |
6 мес. 2019г. |
6 мес. 2018г. |
|
1 | 1 | XARELTO | 1,9 | 0,7 |
2 | 2 | DETRALEX | 1,0 | 0,7 |
3 | 6 | CIALIS | 0,8 | 0,7 |
4 | 8 | NUROFEN | 0,7 | 0,7 |
5 | 5 | MIRAMISTIN | 0,7 | 0,6 |
6 | 4 | HEPTRAL | 0,7 |
0,5 |
7 | 10 | KREON | 0,7 | 1,2 |
7 | 15 | CRESTOR | 0,6 | 0,6 |
7 | 2 | MEXIDOL | 0,6 | 8,3 |
Итого | 8,5 | 8,3 |
В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований лидер изменился: на первую позицию с третьей переместился RIVAROXABAN (+28%)
(табл.3). Вторую строчку продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (-7%), а на третью и четвертую поднялись комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (+1%) и МНН HYALURONIC ACID (+35%). Занимавший ранее первую строчку ROSUVASTATIN (-28%) из-за выраженного снижения продаж опустился на пятую позицию, потеснив при этом PANCREATIN (+11%) и IBUPROFEN (+8%) на один пункт вниз. Восьмое место занял единственный новый представитель рейтинга TADALAFIL (+25%), сместив на две последние строчки BISOPROLOL (+3%) и MIRAMISTIN (+6%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,4 п.п., до 11,7%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | 6 мес. 2019г. | 6 мес. 2018г. | |
1 | 3 | RIVAROXABAN | 1,9 | 1,5 |
2 | 2 | XYLOMETAZOLINE | 1,4 | 1,6 |
3 | 4 | DIOSM IN*HESPERIDIN | 1,3 | 1,3 |
4 | 7 | HYALURONIC ACID | 1,2 | 0,9 |
5 | 1 | ROSUVASTATIN | 1,1 | 1,6 |
6 | 5 | PANCREATIN | 1,1 | 1 |
7 | 6 | IBUPROFEN | 1,1 | 1 |
8 | 12 | TADALAFIL | 0,9 | 0,7 |
9 | 8 | BISOPROLOL | 0,9 | 0,9 |
10 | 9 | MIRAMlSTIN | 0,8 | 0,8 |
Итого | 11,7 | 11,3 |
Лидирующая четверка в Топ-10 ведущих АТС-групп осталась неизменной: группы B01 Антикоагулянты (+6%), C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+12%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+3%) и R01 Назальные препараты (+2%) по-прежнему занимают верхние строчки (табл.4). Ниже в «десятке» произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои рейтинги. Так, на пятую позицию с седьмой поднялись G03 Половые гормоны (+7%), на места с седьмой по девятую включительно – группы C05 Вазопротекторы (+2%), N06 Психоаналептики (+6%) и впервые вошедшие в Топ-10 G04 Препараты, применяемые в урологии (+8%). Две группы с от-рицательной динамикой, A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-3%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-8%), опустились на шестую и последнюю строчки. В сумме десять ведущих АТС групп занимали 36,3% регионального рынка, годом ранее 35,9%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
6 мес. | 6 мес. | 6 мес. | 6 мес. | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 1 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 4,6 | 4,5 |
2 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM | 4,5 | 4,2 |
3 | 3 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 4,1 | 4 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 4 | 4 |
5 | 7 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,6 | 3,4 |
6 | 5 | A07 | ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS | 3,3 | 3,5 |
7 | 9 | C05 | VASOPROTECTIVES | 3,2 | 3,2 |
8 | 10 | N06 | PSYCHOANALEPTICS | 3,1 | 3 |
9 | 11 | G04 | UROLOGICALS | 3 | 2,9 |
10 | 8 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 3,2 |
Итого | 36,3 | 35,9 |
Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем аптечного рынка Москвы достиг 74,332 млрд. руб. (1,138 млрд. долл.). Это на 3% в рублях больше и на 7% - в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 224,085 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-июня 2019г. составила 5,08 долл. - это ниже, чем годом ранее (5,25 долл.), однако выше, чем в среднем по стране (3,31 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (90,24 долл. против 52,40 долл.).
Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум