
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в стране в натуральном выражении сократился относительно 2018г. на 2% и составил 4,256 млрд. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 6% в рублевом эквиваленте и на 3% - в долларовом. Его объем был равен 780,047 млрд. рублей (12,055 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Средняя стоимость упаковки оказалась выше, чем в предшествовавшем году (3,31 долл.) и была равна 3,47 долл. в розничных ценах. По итогам 2019г. россияне потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 100,62 долл., тогда как годом ранее – 98,11 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок России в 2018 – 2019гг.

По итогам 2019г. рейтинг ведущих производителей на российском аптечном рынке продемонстрировал высокую стабильность – шесть его представителей сохранили свои позиции неизменными (табл. 1). Это занимающие верхние шесть строчек компании BAYER (+4%1), SANOFI (-1%), TEVA (-0,1%), SERVIER (+4%), OTCPHARM (+0,4%) и SANDOZ (+7%). В нижней части Топ-10 появился один новый представитель: на седьмое место с 11 поднялась самая динамичная среди лидеров KRKA (+24%). Одновременно с этим на один пункт вниз опустились три производителя, ABBOTT (+5%), BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+8%) и GLAXOSMITHKLINE (+10%). В сумме десять ведущих компаний аккумулировали 33,3% российского рынка, тогда как годом ранее – 33,7%.
1 Здесь и далее, если не указано иное, приросты фигурируют в рублевом эквиваленте или национальной валюте.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продажМесто в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,8 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,1 | 4,4 |
3 | 3 | TEVA | 3,5 | 3,7 |
4 | 4 | SERVIER | 3,4 | 3,5 |
5 | 5 | OTCPHARM | 3,1 | 3,3 |
6 | 6 | SANDOZ | 3 | 3 |
7 | 11 | KRKA | 3 | 2,6 |
8 | 7 | ABBOTT | 2,8 | 2,9 |
9 | 8 | BERLIN-CHEMIE/MENARINI | 2,8 | 2,8 |
10 | 9 | GLAXOSMITHKLINE | 2,8 | 2,7 |
Итого | 33,3 | 33,7 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
Лидером среди брендов по объемам продаж и по динамике их роста продолжает оставаться XARELTO (+30%) (табл. 2). Опережающими темпами развивались также рынки наименований NUROFEN (+11%), MEXIDOL (+7%) и CARDIOMAGNYL (+8%), что позволило им подняться на второе и пятое места, а последнему – впервые войти в состав Топ-10 и занять последнюю его строчку. Улучшить свой рейтинг на два пункта удалось также бренду MIRAMISTIN (+4%). В то же время DETRALEX (+5%) и ACTOVEGIN (-5%), напротив, потеряли по одному рейтинговому пункту и опустились на третье и шестое места соответственно. Бренды CONCOR (+4%), KAGOCEL (-6%) и CARDIOMAGNYL (-3%) сохранили за собой четвертую, седьмую и девятую позиции. Итоговая доля «десятки» не изменилась и составила 6,6%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XARELTO | 1,1 | 0,9 |
2 | 3 | NUROFEN | 0,8 | 0,7 |
3 | 2 | DETRALEX | 0,7 | 0,7 |
4 | 4 | CONCOR | 0,7 | 0,7 |
5 | 6 | MEXIDOL | 0,6 | 0,6 |
6 | 5 | ACTOVEGIN | 0,6 | 0,7 |
7 | 7 | KAGOCEL | 0,5 | 0,6 |
8 | 10 | MIRAMISTIN | 0,5 | 0,6 |
9 | 9 | CARDIOMAGNYL | 0,5 | 0,6 |
10 | 12 | PENTALGIN | 0,5 | 0,5 |
Итого | 6,6 | 6,6 |
В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований занятые ранее места сохранили шесть его представителей (табл.3). Это возглавляющие его XYLOMETAZOLINE (+3%), IBUPROFEN (+5%) и DIOSMIN*HESPERIDIN (+7%), а также BISOPROLOL (+11%), ROSUVASTATIN (+2%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (+6%), которые по-прежнему располагаются на пятом, восьмом и десятом местах. Рейтинговый прогресс продемонстрировали два МНН. Так, с седьмой строчки на четвертую поднялся RIVAROXABAN (+30%), а девятую занял впервые вошедший в Топ-10 DICLOFENAC (+18%). Два представителя, PANCREATIN (+9%) и NIMESULIDE (+8%), напротив, опустились на более низкие шестое и седьмое места. Суммарная доля десяти ведущих МНН и группировочных наименований увеличилась с 9,7% до 10%.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,6 |
2 | 2 | IBUPROFEN | 1,1 | 1,1 |
3 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,1 | 1,1 |
4 | 7 | RIVAROXABAN | 1,1 | 0,9 |
5 | 5 | BISOPROLOL | 1,0 | 1,0 |
6 | 4 | PANCREATIN | 1,0 | 1,0 |
7 | 6 | NIMESULIDE | 0,9 | 0,9 |
8 | 8 | ROSUVASTATIN | 0,8 | 0,8 |
9 | 11 | DICLOFENAC | 0,7 | 0,7 |
10 | 10 | ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE | 0,7 | 0,7 |
Итого | 10 | 9,7 |
В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп сменился лидер: на первую строчку со второй поднялась самая динамичная группа C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (+21%) (табл. 4). При этом она потеснила на позицию вниз несмотря на опережающую динамику и рост долевого присутствия прежнего лидера M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+9%). Третьими по объемам продаж стали В1 Антикоагулянты (+13%), которые поднялись на эту позицию с пятой. На два пункта повысили свой рейтинг также R05 Противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний (+4%), заняв восьмое место. На последней строчке «десятки» расположился единственный новый ее представитель C05 Вазопротекторы (+5%). Напротив, снижение рейтинговых позиций отмечено у групп G03 Половые гормоны (+4%) и J05 Противовирусные препараты системного назначения (-4%), опустившихся на пятое и девятое места. Четвертую, шестую и седьмую позиции продолжают удерживать R01 Назальные препараты и J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (по +5% у обеих), а также N02 Анальгетики (+3%). В сумме на долю десяти ведущих АТС групп приходилось 36,4%, годом ранее - 36,2%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 2 | C09 | AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM | 5,2 | 4,6 |
2 | 1 | M01 | ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS | 5 | 4,8 |
3 | 5 | B01 | ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,8 | 3,5 |
4 | 4 | R01 | NASAL PREPARATIONS | 3,7 | 3,7 |
5 | 3 | G03 | SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 3,7 | 3,8 |
6 | 6 | J01 | ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE | 3,4 | 3,5 |
7 | 7 | N02 | ANALGESICS | 3,1 | 3,2 |
8 | 10 | R05 | COUGH AND COLD PREPARATIONS | 2,9 | 3 |
9 | 8 | J05 | ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE | 2,9 | 3,2 |
10 | 11 | C05 | VASOPROTECTIVES | 2,8 | 2,9 |
Итого | 36,4 | 36,2 |