Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Тендеры

04.08.2009

Закупки лекарств для госнужд

Автор:  Л.В.КОБЗАРЬ, д.ф.н., профессор

Закупки товаров для госнужд и политика их проведения всегда находились и находятся под постоянным контролем во всех государствах мира. Это обусловлено тем, что такого рода закупки занимают значительный удельный вес в структуре государственных расходов и требуют их экономного использования. Как показывает мировая практика, использование конкурсных механизмов при размещении государственных заказов приводит к сокращению бюджетных расходов на 10-15%, делает процедуру расходования бюджетных средств гласной и открытой, способствует формированию конкурентной среды и развитию предпринимательской инициативы.

Опыт внедрения конкурсных механизмов в области организации госзакупок лекарств показывает, что имеются определенные резервы экономии средств на их закупку.

Так по данным Министерства здравоохранения Украины в 2006 г. за счет конкурсных закупок удалось сэкономить расходы госбюджета на приобретение лекарств на 28 млн. гривен и, в частности, стоимость препаратов для онкологических больных сократилась на 40%, больных туберкулезом – на 25-30%, а для больных СПИДом – в 30 раз. В Армении в 2005 г. на основании конкурсных закупок лекарств зафиксирована условная экономия в 260 млн. драмов, связанная со снижением цен на лекарства. По данным администрации Воронежской области почти 60% годовых бюджетных ассигнований по закупкам для областных медучреждений проводится через конкурсы. Удельный вес расходов на приобретение медикаментов через торги достигает 92%. В результате экономический эффект только по медикаментам составляет около 3 млн. руб. в год.

Работа по проведению госзакупок на основе торгов в республиках бывшего СССР находится в стадии становления. Во всех странах СНГ имеется законодательство в области госзакупок. В Украине есть закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственный счет». В Белоруссии есть Указ президента «О государственных закупках». Законом Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» определяется порядок осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг.

Совершенствование деятельности в этой области идет путем сокращения сроков проведения процедур конкурсных закупок, де бюрократизации этого процесса, ликвидации коррупционных схем, повышение конкурентности участников, расширения санкций за нарушение порядка государственных закупок, корректируется максимальная величина стоимости заказа, при которой обязательно проведение конкурсных закупок. Уделяется особое внимание отечественным участникам торгов путем создания определенных преференций. Так, например, в США и Канаде для местных поставщиков установлены ценовые преференции в размере 6%. Это означает, что если цены предложений иностранных участников торгов ниже цен предложений местных участников менее чем на 6%, то предпочтение отдается местным участника торгов.

На Украине закупка социально значимых товаров для госнужд проводится на конкурсной основе при стоимости товаров более 20 тыс. гривен, в России со 100 тыс. рублей. В Казахстане ставится задача создания единой системы обеспечения государственных больниц лекарствами на основе централизованных конкурсных закупок. Это обусловлено тем, что проведенный в республике анализ показал, что в одной области, одно и то же лекарство, закупаемое за счет бюджета, имеет 5–ти кратный разброс цен. Ставится задача до 80% ассортимента, используемого в больницах в больших объемах, закупать на конкурсной основе централизовано, остальные 20% - могут закупаться непосредственно больницами. На конкурсной основе будет выбираться единый оператор (концессионер) для выполнения услуг по логистике, осуществляющий доведение лекарств до учреждений.

Опыт зарубежных стран показывает, что в решении этих задач страны СНГ могут идти дальше. Примером может служить опыт стран ЕС. Госзакупки товаров в ЕС оцениваются в среднем в 16% от ВВП и колеблются в разных странах от 11 до 20% ВВП. В странах ЕС возможно участие государств в конурсах друг у друга. Для этого в ЕС разработан пакет Директив по Госзакупкам, одобренный Европарламентом и Советом Министров ЕС в 2004 г. Разработаны типовые формы извещения о госзакупках, единый закупочный классификатор, работает отдел официальных публикаций ЕС, который распространяет извещения о госзакупках на территории всех стран, входящих в ЕС.

В основе выбора поставщика в торгах, определены два укрупненных критерия: «наиболее низкая цена» и «наиболее экономически выгодные предложения». Антимонопольные службы государств ЕС следят за тем, чтобы не нарушались правила конкуренции.

В Российской Федерации размещение государственного заказа на конкурсной основе стало осуществляться с выходом указа президента Российской Федерации №305 от 8 апреля 1997 г. “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”. Шестого мая 1999 г. вышел федеральный закон №97 “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Однако указ и закон регламентировали организацию госзакупок только на федеральном уровне. Изменил эту ситуацию Федеральный закон от 21.07.2005 г №94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 №207-ФЗ, от 27.07.2006 №142-ФЗ, от 20.04.2007 №53-ФЗ, от 24.07.2007 №218-ФЗ, от 30.12. 2008 №308-ФЗ) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - №94-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о размещении госзаказов основывается также на положениях Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Государственные закупки - это закупки лекарств для государственных нужд. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности в лекарствах для осуществления функций РФ и ее муниципальных образований.

Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки одноименных товаров, закупаемых по одной сделке в течение квартала на сумму 100 тыс. руб. и выше. Под одноименными товарами понимаются товары, относящиеся к одной группе товаров, в соответствии с номенклатурой товаров для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России). В настоящее время Минэкономразвития России осуществляет разработку такой номенклатуры.

До ее утверждения одноименность лекарственных средств допустимо определять исходя из фармакотерапевтических групп в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Условно назовем его «социальным» Перечнем. Одноименными являются лекарственные средства, включенные в одну группировку в соответствии с указанным Перечнем.

Заказчиками проведения Госзакупок лекарств могут выступать органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Заказчик может в своей структуре создать уполномоченный орган, который будет заниматься всей организационной работой по проведению госзакупок. Заказчик может также по конкурсу подобрать юридическое лицо (специализированную организацию), которая по контракту или на договорных началах оказывает услуги в проведении работ по проведению всего комплекса работ, связанных с размещением госзаказа. Подписание государственного или муниципального контракта осуществляется только заказчиком, уполномоченным органом.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Участвовать в размещения заказов можно как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителя участника должны быть подтверждены доверенностью. Иностранные товары (работы, услуги) и поставщики допускаются к закупкам на равных условиях с российскими, если иное не установлено международным договором или иными федеральными законами.

Участники размещения заказа должны удовлетворять определенным законом обязательным условиям:

   1. соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров;
   2. непроведение ликвидации участника - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании его или индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
   3. неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в торгах;
   4. отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

При подаче заявки на участие в торгах участник подтверждает указанные требования документально. По разделу 2 - 4 он только декларирует свое соответствие.

Заказчик может установить еще одно требование - отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков.

В соответствии с законодательством размещение заказа для госнужд может осуществляться:

    * путем проведения торгов: в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
    * без проведения торгов: запрос котировок цен, у единственного поставщика, на товарных биржах.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Однако законом предусмотрены определенные условия выбора способа размещения заказа. Так размещение заказов на поставки товаров, сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни таких товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. №609-р такой перечень товаров (работ, услуг) был утвержден. Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93) включены в указанный Перечень.

Следовательно, размещение заказов на поставки лекарств, в основном, должно осуществляться путем проведения аукциона.

При этом Законом не установлен запрет на возможность размещения заказов на поставки товаров, включенных в такие перечни, путем проведения запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб.

Источник:  Журнал "Ремедиум" №6-7 (2009)

Мероприятия

     2016
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.