Заведующие аптеками: функции, права и обязанности

 6391

Заведующие аптеками: функции, права и обязанности
Н.Н. ЧЕСНОКОВА, С.В. КОНОНОВА, С.В. ПЕТРОВА, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Рентабельность, динамическое развитие и социальная значимость фармацевтической организации определяются в первую очередь квалификацией руководителя, его способностью принимать ответственные решения, управлять ресурсами и информацией. Однако, как свидетельствуют данные полевых исследований, заведующие аптеками зачастую упрощенно трактуют свои должностные обязанности, не используют в полной мере уже имеющиеся у них полномочия и не готовы к их расширению.

Анализ существующей системы управленческих функций руководителей аптек был выполнен сотрудниками Нижегородской государственной медицинской академии на материале розничных сетевых фармацевтических организаций Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В общей сложности в исследование было вовлечено свыше 300 руководителей со стажем работы более 3 лет, численность персонала возглавляемых ими организаций составила 1 484 специалиста, 87% аптек насчитывали от 5 до 10 сотрудников, 13% -- более 10 сотрудников.

Авторами оценивались рациональность использования рабочего времени заведующих, полнота выполнения ими своих должностных обязанностей, а также содержание должностных инструкций с точки зрения соблюдения принципа единства прав и обязанностей. Система управленческих функций была структурирована по 4 категориям:

- организационные функции,
- контролирующие функции,
- управление персоналом,
- взаимоотношение с контрагентами.

В работе применялись методы социологического, документарного исследования, наблюдение и хронометрирование (с использованием карт фотографии рабочего дня), а также семантический анализ.

Как выяснилось в ходе исследования, фактический объем обязанностей, выполняемых руководителями структурных подразделений аптечных сетей, не соответствует таковому в должностных инструкциях. Заведующие аптеками сосредоточены в основном на выполнении организационных и контролирующих функций и значительно меньшее внимание уделяют управлению персоналом и работе с контрагентами аптечной организации, считая эти функции прерогативой работников центрального аппарата аптечной сети (рис. 1).
 
Проведение хронометрирования позволило выявить нерациональность использования заведущими своего рабочего времени и практически полное отсутствие планирования собственной деятельности. Основным занятием руководителей аптек оказалась работа за компьютером (48%), включающая в себя преимущественно формирование заявки на лекарственные препараты и другие фармацевтические товары, оформление поступившего товара, работу с документами (рис. 2).
 
При этом, согласно данным опроса, большинство заведующих предпочли бы еще более активно участвовать в формировании ассортимента и заказе товара (59%), но при этом не желают участвовать в ценообразовании (31%), управлять персоналом (39%) и вести информационно-консультационную работу (19%). Приведенные данные (рис. 3) свидетельствуют о недостаточном понимании взаимосвязанности всех перечисленных функций.
 
Степень делегируемости полномочий в исследуемых аптечных организациях была различной. Особого внимания заслуживает тот факт, что такая функция, как управление персоналом, была на 35% переложена на сотрудников центрального аппарата сетей (рис. 4).
 
Делегирование всех видов управленческих функций заместителям руководителя аптеки оказалось достаточно редким явлением (рис. 5). При этом большинство заведующих оценили степень своей профессиональной загруженности как высокую, и лишь половина из них заявила, что работает на предприятии с высоким уровнем организации труда.
 
При ознакомлении с должностными инструкциями руководителей структурных подразделений аптечных сетей было установлено, что в них не соблюдается важнейший с юридической точки зрения принцип единства прав и обязанностей. Подобный дисбаланс связан прежде всего с неотрегулированной законодательной базой: в основополагающих для фармацевтической деятельности документах (ФЗ РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан Российской Федерации», ФЗ от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и др.) этот принцип также нарушен.

Таким образом, реальный объем и существующая структура функционала руководителей подразделений аптечных сетей не обеспечивают в полной мере качества фармацевтической помощи и зачастую не соответствуют должностным инструкциям. Выявленный дисбаланс правовой обеспеченности профессиональной деятельности затрудняет целостное понимание руководящими специалистами своего профессионального предназначения. Очевидна необходимость следующих мер:

•    создание оптимальных организационно-управленческих условий на рабочих местах для формирования и развития профессиональных компетенций у руководителей аптек, привлечение их к процессам управления всей организацией;
•    совершенствование нормативной базы фармацевтической деятельности, чёткое определение как обязанностей, так и прав специалистов;
•    повышение статуса высшего фармацевтического образования, формирование запроса на грамотных, профессионально компетентных и ответственных специалистов-руководителей, способных не только поддерживать рентабельность предприятия и фармацевтический порядок, но и активно участвовать в формировании современной системы оказания качественной фармацевтической помощи.

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок