Юбилейный год подтвердил правильность стратегического курса Bayer

Юбилейный год подтвердил правильность стратегического курса Bayer

 2454

Юбилейный год подтвердил правильность стратегического курса Bayer
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»


Прошедший 2013 г. был юбилейным и особенно значимым для компании Bayer AG: она отметила свое 150-летие и сделала очередной рывок в развитии. Успех компании подтверждают финансовые показатели, обнародованные в конце февраля на презентации в Леверкузене.


Рост с опережением

По оценке аналитиков, в 2013 г. продажи концерна Bayer увеличились на 1% по сравнению с предыдущим годом и достигли 40 157 млн евро, что свидетельствует о серьезном финансовом успехе компании. «Этот рекордный объем продаж стал очередной вехой в истории компании, которой уже более 150 лет», -- подчеркнул председатель правления концерна Bayer д-р Марейн Деккерс, уточнив, что рост продаж с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов составил 5,1%. Он также отметил, что показатель EBITDA по сравнению с 2012 г. увеличился на 1,5% -- до 8 401 млн евро, а EBIT -- на 25,6%, достигнув 4 934 млн евро. Рост показателя EBIT сказался на динамике валового денежного потока, который увеличился на 28% -- до 5 832 млн евро. Существенно вырос и чистый денежный поток, превысивший показатель предыдущего года на 14,2%. Кроме того, зафиксирован значительный рост как чистой прибыли компании -- до 3 189 млн евро против 2 403 млн евро в 2012 г., так и чистой прибыли на акцию до 5,61 евро.

Этими результатами Bayer в первую очередь обязан своим медико-биологическим подразделениям -- HealthCare, специализирующемуся на производстве ЛС и других товаров для нужд здравоохранения, и CropScience, сосредоточившему свои усилия на направлениях «Защита растений» и «Семена»,

Ставка на инновационные лекарства

В 2013 г. субконцерн HealthCare показал убедительный рост по сравнению с предыдущим годом. Объем продаж компании увеличился на 1,7% (на 6,8% с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов) и достиг 18 924 млн евро.

Особенно впечатляющие результаты были получены в сегменте рецептурных препаратов, объем продаж которых вырос на 9,4% и составил 11 188 млн евро. По словам д-ра Марейна Деккерса, такой рост обусловлен в первую очередь выводом на рынок новых фармацевтических продуктов -- антикоагулянта Xarelto™, офтальмологического препарата Eylea™   и противоопухолевых препаратов Stivarga™   и Xofigo™  . Суммарный объем их продаж достиг 1 520 млн евро, тогда как в 2012 г. составлял 368 млн евро. Осенью прошлого года компания Bayer также выпустила на рынок новый перспективный препарат для лечения легочной гипертензии Adempas™   (МНН риоцигуат). Реализация нового препарата началась после получения разрешения на продажу в Северной Америке.

Наряду с новинками, хорошие результаты продемонстрировали и уже известные бренды компании. Так, например, продажи препарата для улучшения свертывания крови Kogenate™ выросли на 6,4% благодаря росту объемов производства (с учетом колебаний валютных курсов). В то же время продажи препарата для лечения рассеянного склероза Betaferon™ (Betaseron™) и линии оральных контрацептивов YAZ™ (Yasmin™, Yasminelle™) снизились из-за обострившейся конкуренции в США и Западной Европе.

А вот в сегменте безрецептурных препаратов -- Consumer Care -- особенно существенный рост продемонстрировали средства для ухода за кожей Bepanthen™ (Bepanthol™) и биологически активная добавка Supradyn™ (20,3 и 14,3% соответственно). В целом объем продаж подразделения Consumer Health вырос на 3,2% (с учетом колебаний курсов валют и приобретения и продажи активов) и составил 7 736 млн евро.

В фокусе -- российский рынок

Успешно работающий по всему миру, концерн Bayer добился значительных результатов и в России, внеся свой вклад в развитие российской экономики. В 2013 г. объем продаж концерна на российском рынке составил 747 млн евро, а рост продаж с учетом колебаний курсов валют -- 8,3%. Эти показатели -- результат активной деятельности сотрудников компании в России, штат которых в конце 2013 г. насчитывал 1 775 человек.

«В прошлом году Bayer в России показал положительную динамику роста, -- подтвердила Вера Хан, генеральный представитель Bayer в России и СНГ. -- Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что компания стремительно движется к реализации плана по увеличению продаж до 1,3 млрд евро к 2017 г.». По ее словам, Россия является одним из наиболее перспективных рынков для концерна Bayer, инновационные продукты которого становятся все более доступными для россиян.

Основным драйвером роста продаж концерна в России по праву считается субконцерн Bayer HealthCare. В прошлом году его доля в общем объеме продаж Bayer на российском рынке составила 71%, а доли подразделений MaterialScience и CropScience -- 17% и 12% соответственно.

Объем продаж субконцерна Bayer HealthCare в 2013 г. оценивается в 528 млн евро. Рост продаж с учетом колебаний курсов валют составил примерно 15,9%. Основным фактором роста данного направления остается уверенно развивающийся российский рынок препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска.
Благодаря органическому росту все подразделения HealthCare демонстрируют показатели, превышающие показатели соответствующих рынков. При этом самые высокие результаты зафиксированы у подразделения безрецептурных препаратов Bayer Consumer Care, что обусловлено успешным использованием передовых международных практик, развитием организации и повышением уровня профессионализма сотрудников. Активно работает в России и подразделение рецептурных препаратов Bayer Healthcare Pharmaceuticals, которое предлагает инновационные решения в актуальных областях терапии и диагностики. Благодаря этой стратегии для россиян стали доступны инновационные лекарственные препараты для профилактики и лечения венозной тромбоэмболии, ЛС для профилактики инсультов у пациентов с фибрилляцией предсердий, противоопухолевое средство направленного действия, использующееся в терапии почечно-клеточного рака и рака печени, а также первый и единственный в России селективный ингаляционный препарат для продления жизни пациентов с легочной гипертензией.

Не только бизнес

Важно отметить, что Bayer не просто крупнейший мировой разработчик и производитель химической и медико-биологической продукции, но и социально ориентированная компания. Одной из первых она вошла в список DAX 30, объединяющий в годовом отчете за 2013 г. сведения о финансовой деятельности и устойчивом развитии. «Bayer считает, что коммерческий успех в долгосрочной перспективе возможен только при стабильном и социально ответственном ведении бизнеса», -- подчеркнул д-р Деккерс. Поэтому теперь концерн Bayer применяет количественные нефинансовые целевые величины, которые также служат показателями эффективности. В частности, компания поставила цель за период с 2012 по 2020 г. сократить потребление энергии на 10% (базовое значение 3,50 МВт/т продукта) и снизить выбросы парниковых газов на 20% (базовое значение 0,98 т CO2/т продукта). В 2013 г. концерн Bayer потратил около 50 млн евро на реализацию некоммерческих проектов в сфере образования и здравоохранения в разных странах мира.

В будущее с оптимизмом

Устойчивое развитие остается важной частью корпоративной стратегии Bayer. «Мы оптимистично настроены на 2014 год и планируем дальнейшее увеличение прибыли, -- сообщил д-р Деккерс. -- Для этого нам нужно обеспечить рост продаж недавно выпущенных продуктов медико-биологического направления, а также повысить прибыльность субконцерна MaterialScience».

По его словам, в 2014 г. концерн Bayer планирует повысить объем продаж примерно на 5% с учетом колебаний курсов валют, приобретения и продажи активов и довести его примерно от 41 до 42 млрд евро.

Основным приоритетом деятельности субконцерна HealthCare в 2014 г. по-прежнему остается успешная коммерциализация недавно выпущенных на рынок фармацевтических продуктов. Ожидается, что объемы продаж субконцерна заметно возрастут и составят от 19,5 до 20 млрд евро. При этом продажи новых продуктов в подразделении рецептурных препаратов планируется увеличить примерно до 2,8 млрд евро.

Одновременно компания планирует в 2014 г. потратить 3,5 млрд евро на исследования и разработки, около 2,1 млрд евро на приобретение активов, предприятий и оборудования и 0,3 млрд евро на приобретение нематериальных активов.

«Следуя миссии компании Bayer, выраженной в слогане «Science For a Better Life», мы смогли укрепить свои позиции и подтвердить статус инновационной компании мирового уровня, -- констатирует д-р Деккерс. -- Наша цель по-прежнему состоит в улучшении жизни людей во всем мире благодаря инновационным продуктам и решениям. Для этого концерн Bayer должен постоянно инвестировать крупные суммы в их разработку. Планируется, что в период с 2014 по 2016 г. компания направит порядка 11,2 млрд евро на исследования и разработки и 7,3 млрд евро на капитальное строительство и воспроизводство основных средств. Эти средства пойдут в основном на развитие именно медико-биологического направления».


Ключевые слова: Юбилей Bayer

Фармацептический рынок