«Высокотехнологичные» кадры отечественной медицины

 6088

«Высокотехнологичные» кадры отечественной медицины
Российская медицина все дальше продвигается по пути внедрения высоких технологий. Государством создаются медицинские центры, выделяются значительные средства на закупку оборудования. Так, объем финансирования высокотехнологичных видов медицинской помощи в рамках программы «Здоровье» в 2009 г. составил 28, 3 млн. руб. Однако новейшие приборы и совершеннейшие установки могут остаться невостребованными, если к ним не будут приложены знания и руки врачей. Поэтому сегодня главный вопрос – как обеспечить медицинские учреждения кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании? Один из наиболее эффективных способов его решения – создание специализированных учебных центров.

Казанский учебный центр высоких медицинских технологий – проект, призванный решить задачу подготовки специалистов на постдипломном этапе. Центр был открыт в феврале 2008 г. Минздравсоцразвития России при поддержке правительства Республики Татарстан и активном участии компании Johnson&Johnson, инвестиции которой в проект составили 15 млн. долл. на 5 лет. Казанский учебный центр стал первым в России образовательным проектом, соответствующим мировым стандартам. Это пример реального государственно-частного партнерства в области современного медицинского образования. Этот центр был четвертым, открытым при содействии международной корпорации, после центров в США и Германии. Стоит отметить, что российский проект был реализован раньше, чем подобные проекты в Японии, Франции, Индии и Китае. Сейчас в мире насчитывается уже около 20 научно-образовательных центров, организованных по инициативе компании Johnson&Johnson.

В Казанском учебном центре осуществляется подготовка специалистов по следующим направлениям: эндоскопическая хирургия, кардиохирургия, травматология, нейрохирургия, офтальмология, оториноларингология, артрология, репродуктивные технологии и т.д. Кроме того, в центре разработаны и внедрены современные программы курсов для медицинских сестер, участвующих в оказании высокотехнологичной помощи, и программы для организаторов здравоохранения.

Целью работы центра является формирование новых стандартов постдипломного образования, соответствующих лучшему зарубежному опыту, и, в конечном итоге, обеспечение более широких возможностей для населения в получении медицинской помощи.

В основе учебных программ лежит «модульная» система, которая ориентирована на формирование у курсантов конкретных профессиональных навыков. Особая роль отводится практическим занятиям с использованием компьютерных тренажеров-симуляторов и тренировочных операционных, оснащенных самым современным оборудованием. Опыт обучения пилотов в авиации показал высокую эффективность применения компьютерной симуляции. Следом за авиацией этот метод обучения начал применяться во всех областях, требующих личной ответственности и профессионализма специалистов, включая медицину. Использование симуляторов позволяет полностью воссоздать ход операции в режиме реального времени, смоделировать различные ожидаемые и экстренные ситуации, которые могут возникать во время хирургических вмешательств, и отработать алгоритмы действия. Компьютерные симуляторы нашли свое применение для подготовки специалистов в общей хирургии, колопроктологии, гинекологии и других областях малоинвазивной хирургии. Тренировочные операционные, оснащенные эндоскопическим оборудованием, коробочными муляжами для общих и торакальных хирургов, муляжами тканей из синтетических и биоматериалов, сшивающими аппаратами, инструментами доступа, ультразвуковым скальпелем и электрохирургическими аппаратами, дают возможность отрабатывать практические навыки врачам самых разных хирургических специальностей. После занятий на тренажерах снижается продолжительность операций и время нахождения пациента под наркозом. Исследованиями установлено, что в результате обучения число практических ошибок сокращается в 6 раз, время выполнения процедур – на 30%. Все это способствует обеспечению безопасности пациентов при операциях.
Техническое оснащение центра позволяет включать в учебный процесс телетрансляции мастер-классов и уникальных показательных операций из лучших российских и зарубежных клиник, организовывать телемосты с ведущими специалистами, а также проводить конференции и симпозиумы на высоком техническом уровне. Все учебные комнаты имеют выход в Интернет, а также обеспечивают доступ к специализированным базам данных и периодическим изданиям по всему миру.

В целях повышения качества обучения казанский центр работает только с приглашенными преподавателями. Это позволяет привлекать практикующих хирургов, преподавателей ведущих зарубежных и российских образовательных и научно-исследовательских центров. Центр успешно сотрудничает с российскими медицинскими вузами и кафедрами повышения квалификации, в т.ч. с кафедрой факультетской хирургии МГМСУ, кафедрой торакальной хирургии РМАПО, кафедрой общей хирургии педиатрического факультета РГМУ, Казанской государственной медицинской академией. Среди преподавателей центра – Б.Г.Алекян, член-корр. РАМН, д.м.н., руководитель отделения рентгенохирургических методов исследования и заболеваний сердца и сосудов НЦССХ им. А.Н.Бакулева; АЮ.Разумовский, д.м.н., проф., гл. детский хирург Департамента здравоохранения г.Москвы, зав. отделением торакальной хирургии ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова; П.В.Царьков, д.м.н., проф., зав. отделением колопроктологии и хирургии тазового дна ГУЗ РНЦХ им. Б.В.Петровского и многие др.

Сегодня в центре уже прошли обучение более 1000 слушателей из 50 регионов России, более 6000 врачей посетили научно-практические мероприятия, проведенные на базе центра. В ближайшем будущем пропускная способность центра увеличится до 3000 слушателей в год.

Последнее достижение центра – внедрение с февраля 2011 г. курса для аритмологов. Программа курса призвана повысить уровень квалификации специалистов в области кардиологии, а также обучить их новейшим методам диагностики и лечения аритмий и работе на современном медицинском оборудовании. В рамках курса выступят с лекциями и проведут практические занятия по использованию инновационного оборудования ведущие российские специалисты аритмологи. Новый курс не имеет аналогов в России. Для его создания объединили усилия компании-производители медицинского оборудования и инструментария, а также специализированные научные медицинские центры. В разработке программы курса приняли участие специалисты Республиканской клинической больницы Республики Татарстан и компаний Biosense Webster (дочерняя компания Johnson&Johnson) - производитель оборудования и расходных материалов для электрофизиологических процедур, Medtronic, Biotronik. Трехступенчатая образовательная программа поможет врачам различных специализаций получить квалификацию аритмолога и освоить новейшее оборудование для проведения процедур радиочастотной абляции (РЧА) у пациентов с нарушениями ритма сердца.

РЧА – современный метод малоинвазивного лечения аритмий – активно применяется в ведущих клиниках всего мира. Так, в США и Великобритании ежегодно проводится около 250 РЧА на 1 млн. населения. В России на 1 млн. населения проводится только 100 РЧА. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием специализированных образовательных программ для аритмологов. При наличии современного оборудования в клиниках, российским врачам часто не хватает знаний и опыта для его эффективного использования.
«Российская система здравоохранения испытывает острую нехватку высококвалифицированных специалистов, и это, безусловно, сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Создание такого рода курсов внесет вклад в решение этой проблемы и позволит повысить эффективность и доступность медицинской помощи для населения», - считает Адель Вафин, первый зам. министра здравоохранения Республики Татарстан, немало сделавший для того, чтобы центр начал работать с полной отдачей.

Основная задача курса аритмологии – подготовить несколько высококвалифицированных команд, состоящих из кардиолога, анестезиолога, электрофизиолога и рентгенохирурга и имеющих навыки совместной работы. «Чувство локтя» является необходимым условием работы в критических ситуациях, нередко возникающих в кардиохирургии, именно его, помимо теоретических знаний и практических навыков, должны будут получить выпускники курса аритмологии. «Уникальность этого курса заключается в том, что мы впервые предлагаем командный подход к проведению процедур диагностики и хирургического вмешательства при аритмии. В России сейчас есть хорошие специалисты аритмологи, но они не обучены оказывать медицинскую помощь как единая бригада. Наша методика призвана сократить длительность процесса диагностики и интервенционного вмешательства, а также увеличить эффективность работы всех специалистов, находящихся в операционной», - рассказывает Юрий Терегулов, руководитель Республиканского центра диагностики и лечения нарушений ритма сердца.

Пока что центр в Казани в большей степени ориентирован на подготовку кадров для Республики Татарстан. Но постепенно он распространит географию своих выпускников на врачей других регионов страны. В государственном масштабе это означает повышение доступности высокотехнологичных методов лечения при оптимизации затрат и улучшение качества обслуживания населения.


Фармацевтический рынок