В помощь медицинскому советнику: измерение результатов непрерывного медицинского образования

 2220

В помощь медицинскому советнику: измерение результатов непрерывного медицинского образования
Александр ТОЛМАЧЕВ, клинический фармаколог

Деятельность медицинского отдела фармацевтической компании (medical affairs) направлена прежде всего на развитие и поддержку взаимоотношений с медицинским сообществом. Среди различных направлений, находящихся в зоне ответственности медицинского отдела, особое место занимает непрерывное медицинское образование специалистов здравоохранения.


Ты не можешь управлять тем, чего не можешь измерить.
Питер Друкер

Выбор метода измерения


По данным ежегодных отчетов организации ACCMЕ (Аккредитованный совет по непрерывному медицинскому образованию, США), число врачей, принимающих участие в образовательных мероприятиях, продолжает увеличиваться на сотни тысяч специалистов в год [1]. В европейских странах разрабатываются единые подходы к последипломному медицинскому образованию с акцентом на качество, независимость и целесообразность проводимых программ [2].

Измерение эффективности программ медицинского образования является в первую очередь задачей фармацевтических компаний, заинтересованных в управлении поддерживаемыми образовательными проектами. Нехватка точных метрик и опасения перед нарушением этических норм ведения бизнеса (образование не должно прямо стимулировать закупки) мешают фармацевтическим компаниями рассчитать окупаемость вложений в программы медицинского образования.

В идеальной ситуации цели образовательной программы и ее содержание формируются на базе выявленных в медицинском сообществе потребностей. Поэтому метод измерения эффективности образовательного мероприятия также связан с исходной потребностью. Например, межфункциональной командой фармацевтической компании выявлена потребность среди врачей-ревматологов России в улучшении ранней диагностики болезни Бехтерева. Таким образом, структура и повестка мероприятий строится исходя из этой потребности, а измерить эффективность такой образовательной программы в принципе можно, получив ответ участников на вопрос: «Сможете ли вы чаще устанавливать правильный диагноз болезни Бехтерева, посетив этот курс лекций?» Однако такая метрика субъективна, привязана только к месту и времени проведения образовательного мероприятия и поэтому не показывает, как фактически изменилась среда после обучения.

Уровни измерения

В более объективной модели, описанной Американской медицинской ассоциацией c опорой на работу Moore [3], выделяется шесть уровней измерения эффективности обучения. Данные уровни могут быть использованы при оценке результата непрерывного медицинского образования:

    Посещаемость.
Сколько специалистов приняли участие в образовательном мероприятии?
    Удовлетворенность.
Насколько участники остались удовлетворены?
    Обучение.
Расширение компетенций, навыков, изменение отношения к предмету.
    Влияние знаний на работу.
Изменение результатов ежедневной работы в связи с полученными знаниями.
    Здоровье пациентов.
Изменение показателей здоровья пациентов в связи с новыми компетенциями и навыками.
    Общественное здоровье.

Изменение показателей общественного здоровья в связи с проведением образовательных программ.

Разным уровням результативности соответствуют различные способы сбора данных, позволяющих количественно измерять результаты обучения (табл. 1). Зона интересов и ответственности фармацевтических компаний находится в области 1-4-го уровней в связи с тем, что этих знаний достаточно для управления программами медицинского образования, осуществляемыми при поддержке компаний.

На необходимость учета всех уровней указывают европейские рекомендации по стандартизации непрерывного медицинского обучения, в которых сказано, что по завершении образовательного мероприятия следует оценить удовлетворенность участников, знание материала, а также готовность корректировать свою деятельность в соответствии с целями обучения [2].

Практические рекомендации


Измерение результативности медицинского образования – сложный процесс в силу наличия неосязаемых и субъективных метрик. Кроме того, обычно принято измерять краткосрочные количественные результаты: например, количество посетителей мероприятия. Наибольшее значение имеют именно долгосрочные результаты (приобретенные навыки и компетенции), поскольку собственно они и составляют цель обучения. В качестве заключения приведем несколько практических рекомендаций по измерению результатов медицинского образования:
    Используйте простые метрики.
    Измеряйте только то, что критически важно.
    Цель обучения определяет все (повестку, содержание, методы обучения, измерение результатов и дальнейшие изменения).
    Не ограничивайтесь числом участников и их удовлетворенностью.
    Посоветуйтесь с клиентами: какие метрики являются важнейшими с их точки зрения.
    Используйте удаленные опросы через 1-2 месяца после обучения.
    Если ваш образовательный проект неэффективен, признайте это.
    Полученные данные – основа для изменений к лучшему.


Литература

1)    2010 Annual Report Data Addendum: Analysis of Commercial Support Distribution and Long-Term CME Trends http://www.accme.org/sites/default/files/null/606_2010_Annual_Report_Addendum_20120702.pdf.
2)    Sheelaugh et al. Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education // Current Medical Research & Opinion. Vol. 28. 2012. №11. P. 1861–1871.

3)    Moore et al. Achieving desired results and improved outcomes: integratig planning and assessment throughout learning activities // J. Contin. Educ. Health. Prof. 2009. №29(1). P. 1–15.

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок