Турецкий поток медицинских изделий

Турецкий поток медицинских изделий

 5540

 Турецкий поток медицинских изделий

А.В. ВИЛЕНСКИЙ, Е.Н. ЛОЗОВАЯ, А.И. ДЕХАНОВА, научно-технический центр «МЕДИТЭКС»


Одним из краеугольных камней «восточного разворота» России стало углубление сотрудничества с Турцией. Эффектный отказ от «Южного потока» на встрече Владимира Путина и Реджепа Эрдогана вкупе с заключением договоренностей о создании газового хаба на территории этой страны, по мнению многих экспертов-международников, может стать катализатором значительного усиления двусторонней торговли. На этом фоне специалистам отраслей, ориентированных на госзаказ, есть смысл внимательнее приглядеться к турецкому рынку. Тем более что по большому счету турецкая медицинская индустрия по многим формальным показателям похожа на российскую, а, значит, процессы, которые происходят там, вполне могут оказаться актуальными и у нас.

 

Экспортные возможности Турции

По данным агентств Espicom и GlobalData, а также Министерства здравоохранения Турции, медико-техническая индустрия этой страны представлена сотней производственных компаний, которые выпускают более тысячи наименований медицинских изделий как для внутреннего потребления, так и для внешних рынков (табл. 1). Среди них есть как небольшие производители, чья продукция поставляется только в собственно турецкие клиники, так и широко известные компании, такие как ÇAĞDAŞ, BIÇAKCILAR и BETASAN.

Turkey Tab.1.jpg

Наибольших успехов турецкий медпром добился в сегментах медицинских и хирургических инструментов, перевязочных средств и материалов (вата, марля, бинты), медицинских расходных материалов (шприцы, иглы и катетеры), офтальмологических и стоматологических инструментов, изделий для лабораторной диагностики, устройств для закрытия ран, стентов и инструментов для кардиоваскулярной хирургии, протезов, общебольничного оборудования и медицинской мебели.

Производство столь широкой по меркам Ближнего и Среднего Востока номенклатуры медицинских изделий стало возможным за счет эффективной государственной политики, направленной на развитие производства внутри страны. Важную роль сыграли и усилия государства в области образования, ориентированного на подготовку квалифицированных производственных специалистов, а также повсеместное внедрение международных стандартов и нормативов качества и безопасности -- GMP и GHP, проводившееся в рамках политики сближения с Европейским союзом. В результате уже в начале XXI в. Турция стала важным экспортером медицинских изделий в регионе, сосредоточившись преимущественно на трех товарных группах:

•    медицинских, хирургических, стоматологических или ветеринарных приборах и инструментах;
•    ортопедических приспособлениях, шинах и прочих приспособлениях для лечения переломов, а также слуховых аппаратах;
•    механотерапевтических устройствах.

На сегодняшний день основными рынками сбыта для турецкой мединдустрии являются Германия, Франция, Азербайджан, Ирак, Сомали, Китай, Иран, Турецкая Республика Северного Кипра, США, Великобритания, Италия, Нидерланды и Пакистан (рис. 1). Ожидается, что экспорт в перечисленные страны будет только расти, причем за счет более сложной, а значит, и дорогой продукции (рис. 2).

Turkey Fig.1-2_.jpg


Перспективы турецких медицинских изделий на российском рынке

Российский рынок медицинских изделий на сегодняшний день характеризуется известной долей устойчивости, заложенной в 2009--2012 гг., когда сразу несколько федеральных программ обеспечили двукратный рост рынка. За четыре года в лечебно-профилактические учреждения страны было поставлено самое современное медицинское оборудование, требующее современных же расходных материалов. Именно последние стали драйверами потребления, когда программы, предусматривающие государственные закупки медицинских изделий (прежде всего высокотехнологичного и дорогостоящего оборудования), в целом исчерпали себя. И если в 2013 г. расходники не смогли удержать рынок от падения (рис. 3), то в 2014 г. именно они стали основой для стабилизации показателей. Можно предположить, что на расходниках рынок будет держаться вплоть до 2017 г., когда начнется новая волна закупок медицинского оборудования взамен того, что стоит в больницах сейчас.

Turkey Fig.3_.jpg

Даже несмотря на бурный рост числа отечественных разработок перспективных медицинских изделий, российский рынок продолжает на 80% формироваться из импортной продукции. Ведущие зарубежные игроки на российском рынке представлены в таблице 2. Причем производители из развитых стран доминируют в верхнем ценовом сегменте, в котором сосредоточена львиная доля высоких технологий, оставляя российским и китайским компаниям low-сегмент и небольшую часть среднего ценового диапазона. Именно две последние ниши и могут быть интересны турецким производителям, предлагающим продукцию, сходную по ценовым и качественным характеристикам с российской и китайской.

Turkey Tab. 2.jpg  В последние годы на правительственном уровне проводится политика, направленная на поддержку             российских производителей медицинских изделий, прежде всего за счет предоставления им преференций   в  системе государственных тендерных закупок и ограничения доступа к ним зарубежных компаний. С   учетом того, что на госзакупки в различных сегментах приходится от 20 до 90% совокупного объема   продаж медицинских изделий (в среднем 73%), у непредвзятого аналитика невольно закрадывается   сомнение в возможном успехе турецких компаний в России. Ведь им придется работать в относительно небольшом (особенно после девальвации рубля) сегменте закупок для частных ЛПУ и домохозяйств, который в 2014 г. достиг показателя в 31,5 млрд руб. Значительная часть этой суммы пришлась на медицинские изделия и расходные материалы для in-vitro-диагностики, стоматологии и функциональной диагностики (в т. ч. УЗИ-аппараты), а также за счет приобретения гражданами медицинских и гигиенических изделий, используемых на дому (тонометры, глюкометры, перевязочные материалы).
С другой стороны, даже при дешевом рубле сегмент российских негосударственных закупок все равно превосходит нынешний турецкий экспорт более чем в три раза, а значит, все же является интересным для производителей из этой страны.

  Сложности

  Пожалуй, первейшей проблемой турецких производителей, которые выйдут на российский рынок, станет отсутствие доверия к ним со стороны отечественного врачебного сообщества -- по сути, наши врачи знают только перевязочные средства пластырного типа от производителя Betasan, а также катетеры и воздуховоды BIÇAKCILAR. На сегодняшний день отечественное врачебное сообщество не располагает информацией о достижениях турецкого медпрома и зачастую ничего не слышало о брендах, происходящих из этой страны. Значительная часть медиков, равно как и большинство россиян, воспринимают Турцию как летний курорт, производителя сельскохозяйственной продукции или текстильного ширпотреба и не готовы рассматривать ее как игрока на рынке медицинских изделий.

Еще одним минусом турецкой медицинской промышленности можно назвать преобладание в выпускаемой номенклатуре медицинских изделий с низкой добавленной стоимостью. Во-первых, такое положение дел не способствует формированию имиджа Турции как высокотехнологичной страны, а во-вторых, эти медицинские изделия вступают в прямую конкуренцию с продукцией отечественных компаний, к тому же поддержанной протекционистской политикой государства. В этой связи вспоминается растущее экономическое взаимодействие с Китаем и Индией, двумя крупными экспортерами медицинских изделий, также включенными в российскую стратегию «восточного разворота». Пока наши производители не испытывают серьезного конкурентного давления со стороны этих стран, поскольку практически нет отечественной продукции, которая могла бы составить им конкуренцию. Однако уже в течение ближайших двух лет на рынке появятся новые отечественные разработки медицинских изделий, призванные занять эту нишу. Работы по их созданию инициированы в рамках реализации Стратегии развития медицинской промышленности до 2020 г., и без защитных мер со стороны государства некоторые из них вряд ли смогут выдержать ценовую конкуренцию, прежде всего с китайскими компаниями.

К слабым сторонам турецкого медпрома можно отнести и его сильную зависимость от импорта передовых технологий Запада, что обусловливает зависимость стоимости медицинских изделий, произведенных или собранных на территории Турции, от колебаний курсов турецкой лиры, доллара и евро. К примеру, по состоянию на конец января 2015 г. большая часть турецких медицинских изделий просто не в состоянии конкурировать с отечественными из-за резкой девальвации рубля.

Стоит выделить еще и целый блок проблем, решение которых напрямую не зависит от маркетинговых усилий турецких компаний. Так, на российском рынке прочно закрепился строго очерченный пул зарубежных брендов, хорошо зарекомендовавших себя. Пробиться в этот круг туркам будет очень нелегко -- потребуется значительные инвестиции и время. Осложняет ситуацию и уже не раз упомянутое стремительное развитие медицинской индустрии Индии и Китая, которые могут предложить потребителю недорогие медицинские изделия приемлемого качества, а также расширяющийся импорт из стран Евразийского союза.

Возможные варианты

Перечисленные слабые стороны турецкой медицинской индустрии, безусловно, сыграют свою негативную роль, однако точно не остановят турецкую экспансию на российский рынок. В основном потому, что компании этой страны имеют огромный опыт продвижения своей продукции как в Европе, так и в Азии. Общепризнано, что медпром Турции обладает огромным экспортным потенциалом: его продукция соответствует самым высоким международным стандартам, государство эффективно содействует трансферу технологий и развитию собственных R&D. В сочетании с высоким образовательным уровнем турецких инженеров и рабочих, а также благоприятным налоговым и инвестиционным климатом эти факторы в конечном счете могут обеспечить пусть и не ошеломительный, но все же успех на российском рынке.

Продвижение турецких компаний в Россию могло бы быть осуществлено в форме локализации производства турецкими компаниями, а также организации совместно с российскими игроками контрактных производств. К такой форме работы их будут подталкивать законодательные инициативы последних лет, которые принуждают всех желающих получить длительные госконтракты, разворачивать свои производства внутри российских границ. Не исключено, что некоторые инновационные турецкие производители попробуют осуществить прямой трансфер технологий, что вполне согласуется с политикой российских регуляторов. Однако такие случаи будут единичны, главным образом потому, что турецкая мединдустрия, если и превосходит российскую, то только в плане интеграции в международную систему стандартов.

Использованная литература

1. Akdağ R. Turkey Health Transformation Programme Assessment Report 2003—2010. Ministry of Health, Turkey, 2011.
2. Barış E., Mollahaliloğlu S. ve Aydın S. Healthcare in Turkey: from laggard to leader. BMJ, 2011, 342: 7456.
3. EC. Social Climate Report, 2011.
4. Hacettepe University. Turkey Population and Health Survey, 2008.
5. İstanbul University, Marmara University, Yıldırım Beyazıt University. Infant and Under-5. Child Mortality Research, 2012.
6. Ministry of Development. Strategic Planning guide for Public Administrations 2.release. 2006.
7. Ministry of Development. Turkish Republic 9. Development Plan 2007—2013. Ankara, 2006.
8. Ministry of Development. Medium-Term Programme 2013--2015. 2012.
9. OECD (2010). Healthcare systems: Getting more value for money, OECD Economics Department Policy Notes, 2.
10. OECD (2010), Health at a Glance: Europe 2010 – OECD Indicators, Paris.
11. OECD (2010), Value for Money in Health Spending.
12. OECD (2011), Health at a Glance 2011.
13. OECD-World Bank (2008), OECD Reviews of Health Systems – TURKEY.
14. Medical Equipment Revenue (USD Constant Millions). Интернет-ресурс. Информационно-аналитический портал Global Data (аналитические отчеты). URL: http://www.globaldata.com/medical/CountryMarketSize.aspx?cid=497&cname=Turkey (дата обращения: 28.01.2015).
15. Ministry of Health – Council of Higher Education (2008), Turkey Health Manpower Status Report.
16. Ministry of Health (2008), Turkish Prevention and Control Programme for Cardiovascular Diseases.
17. Ministry of Health (2009), 2009--2013 Turkish National Strategic Plan for Communicable Disease Surveillance and Control.
18. Ministry of Health (2009), Strategic Plan 2010—2014.
19. Ministry of Health (2009), Turkish Prevention and Control Programme for Chronic Respiratory Diseases (ASTHMA-COPD) 2009--2013.



Фармацептический рынок