Рынок противопростудных лекарственных средств продолжает расти

 5512

Рынок противопростудных лекарственных средств продолжает расти
Потребление средств, применяемых в сезон гриппа и простуды, с каждым годом растет. Специалисты отмечают снижение иммунитета и полное отсутствие сопротивляемости организма сезонным простудам у населения. В 2012 г. был зафиксирован небольшой спад потребления в упаковках на уровне 2%, однако в стоимостном выражении прирост остался положительным.    

Объем розничного рынка средств для симптоматического лечения простуды и гриппа по итогам 2012 г. вырос на 7% – до 14,5 млрд. руб. за счет роста средней стоимости упаковки в этом сегменте (рис. 1). Емкость рынка в натуральном выражении, наоборот, сократилась на 2% – до 81,6 млн. упаковок. Рост цен связан с высокой концентрацией препаратов импортного производства в этом сегменте. Согласно данным аналитического агентства IMS Health, более 90% препаратов, применяемых для лечения простуды и гриппа , поставляются к нам из-за рубежа (рис. 2). Значительный рост средней стоимости упаковки препарата произошел у французского гомеопатического средства Оциллококцинум (производитель Boiron). Например, цена упаковки препарата №12 в среднем по России выросла с 432 руб. до 491 руб., что, однако, не повлияло на его продажи в натуральном выражении (прирост продаж этой формы выпуска в упаковках составил +4%). В стоимостном выражении продажи Оциллококцинума достигли 2,5 млрд. руб., таким образом, позволив этому торговому наименованию занять первую позицию в 10-ке самых продаваемых брэндов (рис. 3). Большинство участников этого рейтинга – многокомпонентные лекарственные средства, снимающие основные симптомы простудных заболеваний – насморк, заложенность носа, чиханье, высокую температуру, озноб, головную и мышечную боль.

По итогам продаж 2012 г. брэнд ТераФлю занимает лидирующую позицию среди комбинированных средств от гриппа и простуды и, соответственно, 2-е место после ТН Оциллококцинум. Продажи наиболее востребованной формы выпуска ТераФлю – порошок для приготовления раствора в саше-пакетах с лимонным вкусом за год составили более 6 млн. упаковок на сумму 1,8 млрд. руб. Всего на долю средств, выпускаемых в форме саше со вкусом лимона, приходится 26,3% продаж в денежном выражении (рис. 4). Производитель лекарственного средства ТераФлю – компания Novartis является лидером в сегменте противопростудных средств как в стоимостном, так и в натуральном выражении (табл. 1). При этом прирост доли компании в этом сегменте составил +25% в натуральном выражении. В стоимостном выражении прирост Novartis чуть ниже и составляет +10%. Помимо французской компании Boiron в тройку крупных игроков входит GlaxoSmithKline, доля которой выросла на 4% за счет увеличения продаж Колдрекс МаксиГрипп. При этом основную прибыль в этом сегменте GlaxoSmithKline приносит ТН Колдрекс Хотрем, доля которого составляет свыше 62% всех продаж компании в рублях. Доля производителя ТН Фервекс, Фервекс для детей, Фервекс без сахара компании Bristol-Myers Squibb сократилась на 2% в рублях и на 14% в упаковках. Компания Unique, в портфель которой входят ТН Ринза, Ринзасип, продемонстрировала положительную динамику, заняв 6-е место в рейтинге производителей. Положительный прирост также был отмечен у Ranbaxy, доля ее препарата Колдакт Флю Плюс в стоимостном выражении выросла с 3,5 до 3,8%. Доля компании Richard Bittner, выпускающей гомеопатическое средство для профилактики гриппа и простуды Афлубин, в денежном выражении сократилась на 13%. Завершает рейтинг компания Shreya (ТН Риниколд, Риниколд ХотМикс), доля которой по итогам года выросла на 4%.  

Отдельно хотелось бы выделить компании Natur Produkt и «Антивирал». Напомним, что весь прошлый год компании Natur Produkt (производитель ТН АнтиГриппин) и «АнвиЛаб» (производитель ТН Антигриппин-Анви и Антигриппин-Максимум) вели борьбу за эксклюзивное название «Антигриппин». Длительные судебные споры, в результате которых компания «АнвиЛаб» была вынуждена приостановить производство своего бестселлера Антигриппин-Максимум, привели к падению продаж брэнда по итогам 2012 г. до 630 млн. руб. Тем не менее компании удалось выпустить на рынок аналог препарата Антигриппин-МаксимумТН АнвиМакс. Его продажи довольно существенны: менее чем за полгода (АнвиМакс вышел на рынок только в октябре 1912 г.) сумма его продаж составила около 152 млн. руб. Суммарно продажи за 2012 г. брэндов Антигриппин-Максимум и АнвиМакс составили 0,8 млрд. руб. Итогом спора между компаниями Natur Produkt и «АнвиЛаб» стало решение Роспатента освободить от правовой охраны торговое наименование «Антигриппин».

Это решение позволит «АнвиЛаб» возобновить производство Антигриппин-Максимум, что, соответственно, положительно скажется на продажах компании и, вероятно, поможет в дальнейшем вернуться в тройку производителей-лидеров сегмента средств для симптоматического лечения простуды и гриппа.  

Рисунки, таблицы - в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок