Рынок препаратов, влияющих на кроветворение и кровь

 8845

Рынок препаратов, влияющих на кроветворение и кровь

В данной статье представлен анализ отечественного рынка препаратов, влияющих на кроветворение и кровь. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

В 2009 г. в сегменте препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, было реализовано более 250 млн. упаковок, что на 6,8% превысило показатель 2008 г. В рублевом эквиваленте рынок вырос на 18% и составил 34,1 млрд. руб. Средняя цена за упаковку в рассматриваемом сегменте составила 135,5 руб. (+10,4% по сравнению с 2008 г.) (рис. 1).

На отечественном фармрынке представлено более 230 торговых наименований данной группы, которые производят более 150 компаний.

Рассматриваемый рынок состоит из 5 АТС-групп 2-го уровня (рис. 2). Основная часть продаж в стоимостном выражении приходилась на группу В02 [Гемостатики], доля которой за 2 года увеличилась более чем на 10 п.п. (на фоне сокращения остальных групп). В натуральном выражении основной объем продаж (2/3 сегмента) приходился на группу В05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы].

Препараты рассматриваемого сегмента реализуются исключительно по рецепту врача. В изучаемый период основной объем продаж приходился на больничный сегмент и ОНЛС, только 24,1% продаж в стоимостном выражении были реализованы через аптеки. Однако среди различных АТС-групп сегмента существуют различия по типу источника реализации (табл.1). Так, гемостатики и стимуляторы гемопоэза реализуются через ОНЛС. Препараты группы B05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] реализуются через больничный сегмент (83,9%). Основной объем продаж препаратов групп B01 [Антикоагулянты] и B06 [Прочие гематологические препараты] приходится на аптеки.

Российский рынок препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, – это рынок небрэндированных лекарственных средств генерического происхождения. Доля оригинальных (инновационных) препаратов в натуральном выражении ничтожно мала, однако в денежном эквиваленте она составила почти четверть сегмента, что связано с высокой стоимостью оригинальных препаратов. В целом структура сегмента по патентному статусу осталась почти неизменной за 2 года (рис. 3).

Десятка лидеров продаж препаратов рассматриваемого сегмента представлена в основном зарубежными производителями (табл. 2). На первом месте среди них - компания Octapharma, доля которой в денежном выражении выросла за 2 года на 9,8 п.п. благодаря продажам препарата Октанат. В течение рассматриваемого периода наблюдался также рост доли компании Novo Nordisk (препарат НовоСэвен). Значительное снижение доли было зафиксировано у компании Nycomed (-2,2 п.п.) за счет падения продаж препарата Актовегин.

Важно отметить, что замыкает десятку лидеров российская компания «Биосинтез», доля которой в последние годы значительно выросла как в натуральном (+7,4 п.п.), так и в стоимостном выражении (+1 п.п.) во многом благодаря росту продаж препаратов Натрия хлорид и Глюкоза.

Суммарная доля десятки лидеров по итогам 2009 г. составила 62,0% в рублевом эквиваленте (+8,6 п.п. за 2 года), однако в упаковках этот показатель не превышает и четверти сегмента.

Лидером продаж в денежном выражении является препарат Октанат, доля которого выросла за 2 года на 8,9 п.п. в денежном выражении. Важно отметить также рост доли препарата НовоСэвен (+2,9 п.п. за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировал препарат Актовегин. Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 4,3 п.п. и составила 58,9%, доля в упаковках выросла на 2,0 п.п., достигнув 56,6% сегмента. В таблице 4 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой АТС-группе 2 уровня.

Почти 2/3 рынка ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (Швейцария, Дания, Германия и др.). На долю российских производителей приходится всего 14,2%, при этом в упаковках продажи составляют более половины сегмента (рис. 4).

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5). В денежном выражении основная доля продаж приходилась на препараты верхнеценового сегмента («от 500» руб. за упаковку), она росла на фоне снижения доли дешевых препаратов. Что касается реализации препаратов в натуральном выражении, то ситуация здесь полностью противоположная: более 80% продаж приходилось на препараты нижнеценовых сегментов - до 50 руб. за упаковку.

В структуре лекарственных форм рассматриваемого сегмента преобладают растворы для инъекций (30,4% в денежном выражении). Однако в последние годы их доля снизилась, уступая такой форме, как порошки для приготовления растворов для инъекций (+ 9,9 п.п. за 2 года).

Таким образом, характерными чертами отечественного рынка препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, являются:
- Высокий темп роста в денежном выражении. В 2009 г. продажи выросли на 18,0% по сравнению с предыдущим годом. В упаковках рост составил 6,8%.
- Рынок препаратов, влияющих на кроветворение и кровь, – рынок дженериков.
- Средняя стоимость упаковки рассматриваемой группы составляет 135,5 руб., что почти в 2 раза превышает среднюю рыночную стоимость упаковки лекарственного средства.
- Реализация происходит в основном через госпитальный сегмент и программу ОНЛС.
- Зависимость от импорта. Группа представлена в основном зарубежными препаратами – 190 из 230 наименований принадлежат иностранным производителям.
- Отпуск лекарственных средств данного сегмента осуществляется исключительно по рецепту врача.

Рисунки и таблицы см. в прикрепленном файле

Файл:  Загрузить

Ключевые слова: рынок препаратов кровь

Фармацевтический рынок