Рынок препаратов на основе половых гормонов

Рынок препаратов на основе половых гормонов

 7527

Рынок препаратов на основе половых гормонов
В данной статье представлены результаты исследования отечественного рынка препаратов на основе половых гормонов1. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ОНЛС и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

В 2009 г. объем реализации рынка указанных препаратов составил 24,5 млн. упаковок, или более 10 млрд. рублей. Относительно результатов 2008 г. этот показатель в денежном выражении вырос на 15%, а в натуральном, напротив, снизился на 12%. Таким образом, драйвером роста рынка стал рост средней цены за упаковку, которая в 2009 г. составила 415,7 рублей (+31% по сравнению с 2008 г.) (рис.1).

На отечественном фармрынке представлено около 100 торговых наименований данной группы и более 30 компаний-производителей.

Рассматриваемый рынок состоит из 8 АТС-групп 3-го уровня (рис.2). Основная часть продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражении приходилась на группу G03A [Гормональные контрацептивы для системного использования]. Около 20% составили продажи препаратов группы G03D [Гестагены]. Доли остальных групп были незначительны - не более 7--8%.

Подавляющая часть препаратов (более 97%) рассматриваемого сегмента реализуется по рецепту врача. На ОТС-препараты приходится всего 2,5%. При этом в изучаемый период основной объем продаж (95,5%) приходился на аптеки.

Российский рынок препаратов на основе половых гормонов – это рынок оригинальных ЛС (в отличие от большинства прочих сегментов), доля которых и в натуральном, и в денежном выражении составила почти половину сегмента. Традиционным препаратам принадлежит незначительная часть рынка (рис.3).

Десятка лидеров продаж препаратов рассматриваемого сегмента представлена исключительно зарубежными производителями (табл.1). Среди них на 1 месте стоит компания Bayer HealthCare, доля которой в денежном выражении выросла за 2 года на 2,2 п.п. в основном благодаря продажам препарата Ярина. В течение рассматриваемого периода был также отмечен рост доли компаний Gedeon Richter Ltd (за счет препаратов Линдинет 20 и Ригевидон 21+7) и Solvay Pharma (препарат Фемостон). Значительное ослабление позиции (-5,4 п.п.) было зафиксировано у компании Marck Sharp & Dohme, которая продемонстрировала снижение доли продаж по всем препаратам в портфеле.

Суммарная доля десятки лидеров по итогам 2009 г. приблизилась к 100%, что говорит о высокой концентрации сегмента.

Лидером продаж изучаемого сегмента в денежном выражении является препарат Ярина, доля которого выросла за 2 года на 3,9 п.п. Важно отметить также укрепление позиций препаратов Регулон и Линдинет 20 (+0,5 п.п. за 2 года). Наибольшее падение продемонстрировали препараты Диане-35 (-1,9 п.п.) и Постинор (-1,5 п.п.). Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 1,3 п.п. и составила 61,0% , доля в упаковках выросла на 0,9 п.п., достигнув 61,3% сегмента.

В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой АТС-группе 3 уровня.

Более 70% ЛС изучаемого сегмента в денежном выражении – это препараты, производимые в странах Западной Европы (основной объем продаж приходится на немецкие препараты). Доля российских производителей составляет всего 1,3%, (рис. 4).

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 5).
В 2009 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты верхнеценового сегмента («от 500» рублей за упаковку), в то время как объемы реализации дешевых препаратов («от 100 до 300 рублей», «от 50 до 100 рублей») за последние 2 года снизилась почти вдвое.

Рассматриваемый сегмент представлен преимущественно твердыми лекарственными формами (88% в денежном выражении). В изучаемый период доля инъекционных лекарственных форм выросла (6,7% в денежном выражении) в основном за счет сокращения вагинальных форм.

Таким образом, характерными чертами отечественного рынка препаратов на основе половых гормонов являются:
- Высокий темп роста в денежном выражении. В 2009 г. продажи выросли на 15,0% по сравнению с предыдущим годом. В упаковках, наоборот, наблюдалось сокращение продаж на 12%.
- Преобладание оригинальных препаратов.
- Средняя стоимость упаковки препарата рассматриваемой группы составляет 415,7 рублей, что почти в 6 раз превышает среднюю рыночную стоимость упаковки ЛС.
- Реализация осуществляется в основном через аптечный сегмент.
- Зависимость от импорта (22 из 30 компаний-производителей, представленных на отечественном рынке, являются иностранными).
- Отпуск лекарственных средств данного сегмента осуществляется в основном по рецепту врача.


1 Исследование включало препараты АТС группы 2-го уровня G03 [Половые гормоны].

Рисунки и табл.- в приложении


Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок