Рынок медицинских изделий: итоги 2013 г.

Рынок медицинских изделий: итоги 2013 г.

 9639

Рынок медицинских изделий: итоги 2013 г.
А.В. ВИЛЕНСКИЙ, А.И. ДЕХАНОВА, научно-технический центр «МЕДИТЭКС»

В 2013 г. объем российского рынка медицинских изделий впервые за последние годы сократился. Главной причиной стало завершение Программы модернизации здравоохранения субъектов РФ. Тем не менее основной тренд последних лет -- устойчивый рост спроса на отечественную продукцию -- не утратил своего значения. А значит, прошлый год можно не без оснований считать успешным для российских производителей.


Характеристика рынка

Мировой рынок медицинских изделий остается одним из наиболее динамично развивающихся. Странами с наибольшими объемами их потребления и выпуска являются США, Япония и Германия. Крупнейшими в 2013 г. стали сегменты лабораторной диагностики, офтальмологии, ортопедии и кардиоваскулярной хирургии. Максимальный прирост показали неврология, IT в медицине, восстановление функций слуха и речи, а также ортопедия.

Российский рынок медицинских изделий остается крупнейшим в Восточной Европе благодаря сохранению платежеспособного спроса со стороны государственных и частных лечебно-профилактических учреждений. В мировом рейтинге Россия в 2013 г. заняла уже 14-е место (по данным отчетов о ситуации на мировом рынке компании Global Data), причем по темпам роста уступает только рынкам Китая, Индии и Бразилии. В последние годы реформа здравоохранения стала приоритетной задачей для государства. Для ее решения выделялись значительные объемы финансирования. В рамках национального проекта «Здоровье» по всей стране было увеличено число медицинских учреждений, росла зарплата у отдельных категорий медицинских работников. В 2013 г. финансирование нацпроекта достигло 102 млрд руб.

Сегодня перед отечественной системой здравоохранения стоит задача сокращения доли устаревшего оборудования, которое уже не может использоваться для оказания услуг надлежащего качества. Для реализации этой задачи строятся новые медицинские центры, закупается современное диагностическое оборудование, что стимулирует в т. ч. и отечественное производство.

Структура российского рынка

Российские компании выпускают более 17 тыс. наименований медицинских изделий из 50 тыс. зарегистрированных в нашей стране. Несмотря на высокий научно-технический потенциал, отечественные предприятия сосредоточены в большей степени на производстве расходных материалов, таких как шприцы, вата, иглы и т. д.

Главным сегментом российского рынка все последние годы оставалась диагностическая визуализация, на которую в 2013 г. пришлось около 23% всех закупок. Сегмент тем более важен, что он во многом сформирован российскими брендами. Значительную часть рынка составляет хирургия и ортопедия -- 12 и 11% рынка соответственно (рис. 1).

Общий же объем российского рынка медицинских изделий в 2013 г. составил 145 млрд руб. В 2014 г. мы прогнозируем его падение на 14% -- до 125 млрд руб. Главным фактором, способным обусловить такое резкое сокращение (в 2013 г. рынок также падал, правда, не так значительно -– всего на 6%), станет постепенное сокращение спроса на медицинские изделия, вызванное перенасыщением рынка (рис. 2). Дело в том, что в последние три года рост рынка в целом и рост объемов отечественного производства медицинских изделий был напрямую обеспечен реализацией Программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011--2012 гг., основной целью которой являлось улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению РФ. В прошедшем году программа была успешно завершена, поэтому год текущий станет своеобразной передышкой, после которой рынок начнет постепенно оживляться.

Основным потребителем медицинских изделий в России остаются государственные структуры. Они закупают более 82% всей имеющейся на рынке продукции (рис. 3). Остальное, 18%, приходится на частную медицину. Такая структура потребления сложилась исторически: в СССР существовала только государственная медицина, и на данный момент население России по-прежнему предпочитает обращаться за врачебной помощью в государственные больницы. Частная медицина начала свое формирование в постсоветский период, и уже к 2010 г. в России насчитывалось около 35 тыс. частных медицинских учреждений.

На долю зарубежных производителей приходится 83% объема российского рынка, что составляет более 120 млрд руб. Из них порядка 40 млрд руб. – это импортная медицинская техника, не имеющая отечественных аналогов. В ближайшее время ликвидировать отставание российской промышленности вряд ли удастся в силу существенных затрат и технической сложности организации новых производств. Преодолеть имеющийся разрыв будет возможно только при условии четкой реализации мер государственной политики и структурно-функциональной самоорганизации разработчиков и производителей медицинского оборудования.

Подробнее о главном

Для российского рынка медицинских изделий характерна своя специфика, часто идущая в разрез с мировыми тенденциями. Обусловлена она неравномерностью и точечностью государственного финансирования, которые обусловливают то взрывное развитие отдельных сегментов, то их резкие спады, а также устаревшей базой основных фондов медицинских учреждений и одновременно высоким уровнем их изношенности. Наибольшая доля российского рынка медицинских изделий, а также наивысшие темпы роста приходятся на диагностическую визуализацию (изделия для маммографии –- рост в 7 раз по сравнению с 2004 г., аппараты для ядерной медицины -– в 7 раз и ангиографии -- в 5 раз). Более того, именно в сегменте диагностической визуализации наиболее заметны успехи российских производителей, которые удерживают около трети рынка. Отечественные предприятия выпускают магнитно-резонансные и компьютерные рентгеновские томографы как самостоятельно, к примеру предприятие НПФ «АЗ», так и совместно с иностранными компаниями: ГК «Ростехнологии» и ЗАО «МТЛ» совместно с компанией GE Medical Systems, НИПК «Электрон» -- с Philips. Среди стран -- импортеров томографов на российский рынок, как показывает анализ импорта этой продукции, лидирующие позиции занимают Япония, США и Германия. Производителями томографов, поставляемых на территорию России в последние годы, являлись фирмы Toshiba Medical Systems, Siemens, GE Medical Systems и др.

Рассмотрим рынок рентгенодиагностического оборудования. В 2013 г. его объем превысил 10 млрд руб., а главную скрипку на нем играл сегмент рентгенодиагностических комплексов, занявших долю в 38%. На второе место с 28% вышли рентгеновские компьютерные томографы (рис. 4).

В 2015–2016 гг. мы прогнозируем значительный рост рынка рентгеновских компьютерных томографов 16/32 среза, обусловленный снижением цен на данный вид оборудования (рис. 5). Однако уже в 2017–2021 гг. начнется падение спроса на данные модели, что будет связано с их моральным старением, а значит, сегмент постепенно исчезнет, будучи замененным более прогрессивным оборудованием. Кстати, аналогичная картина и по 2-срезовым томографам. Наблюдаемое сегодня плавное снижение показателей рынка рентгеновских компьютерных 64/128-срезовых томографов уже с 2015 г. сменится устойчивым ростом, обусловленным развитием томографических технологий, их последовательным удешевлением, а также постепенным отказом от других видов компьютерной томографии.

Потребность ЛПУ и перспективы рынка томографов

Представляет интерес потребность ЛПУ в магнитно-резонансных и компьютерных томографах на период 2013--2020 гг. Данный период был выбран исходя из условий, что средний срок службы томографов в России составляет 8 лет. Теоретически за этот период должен полностью смениться парк томографов.

Общая потребность ЛПУ в МРТ и КТ за период 2013--2020 гг., по оценкам аналитиков НТЦ «МЕДИТЭКС», составит 2 854 единицы, из них МРТ – 1 148 единиц, КТ – 1 706 единиц. Необходимо отметить, что расхождение в расчетах потребностей ЛПУ в томографах, полученных на основании норм Порядков оказания медицинской помощи, с потребностями ЛПУ в томографах, определенными на основании их запросов, не превышает 10%.

Основные тенденции

Рассматривая текущее состояние и перспективы российского рынка медицинских изделий, можно отметить, что совокупный ежегодный темп прироста за период с 2004 по 2013 г. составляет 6,4%. При этом доля изделий российского производства в 2013 г. достигла 17%. Крупнейшими сегментами медицинских изделий в отчетном году оказались уже упомянутая диагностическая визуализация, кардиоваскулярная хирургия, офтальмология и ортопедия. Быстрее всего росла диагностическая визуализация, стоматология, неврология и IT в медицине. Такое положение дел было обусловлено реализацией региональных программ модернизации системы здравоохранения, связанной с масштабными приобретениями диагностической аппаратуры, строительством и открытием федеральных сердечно-сосудистых и неврологических центров. Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция роста числа квот и эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Все чаще проводятся медицинские операции с применением имплантируемых медицинских изделий, которые в последние годы демонстрируют бум развития.

Наиболее полно тенденцию рынка в последнее время повторяет сегмент перевязочных материалов, объем которого (по стоимостным показателям) в 2013 г. сократился на 6% по сравнению с предыдущим годом (рис. 6). Основные доли в сегменте, как и почти во всех других, приходятся на зарубежные бренды: до 10% перевязки обеспечивает Paul Hartman, еще 8% -- Pharmaplast. Значительно отстает от лидеров продукция российских производителей. Так, доля крупнейшей в сегменте отечественной компании «Новые перевязочные материалы» -- всего 2% рынка.

Итак, 2013 г. еще раз продемонстрировал зависимость отечественного рынка медицинских изделий от воли и возможностей государства. Перейти от скачкообразного роста, обусловленного той или иной инициативой правительства, к плавному и стабильному развитию можно, только активно развивая частную медицину, которая могла бы обеспечить устойчивый спрос на медицинские изделия. Следует отметить, что руководство страны эффективно работает над созданием благоприятного правового и инвестиционного климата для развития негосударственных медицинских учреждений. Однако на сегодняшний день медицинский бизнес еще слишком слаб для того, чтобы «вытащить» отрасль, а значит, ближайшие годы самочувствие производителей медицинских изделий будет полностью зависеть от государства.

Литература:

1.    Виленский А., Хрусталев А., Деханова А. Высокотехнологичные медицинские изделия: сегментация рынка. Ремедиум, 2012, 6: 8-17.
2.    Методология исследования российского рынка высокотехнологичных медицинских изделий, анализ его текущего состояния и прогнозирование динамики развития, отчет по НИР. 2011.
3.    Методология исследования российского рынка высокотехнологичных медицинских изделий, анализ его текущего состояния и прогнозирование динамики развития. Отчет по НИР. 2011.
4.    Виленский А.В., Хрусталев А.В. Проблемы информационного обеспечения российского рынка медицинских изделий. Каталог «Российские производители медтехники и медизделий. 2011--2012», 2011, 2: 110-112.
5.    Азоев Г.Л. Методы оценки емкости рынка. Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1999, 6: 43-48.
6.    Алихашкина Е.Н. Исследование партнеров: выбор и оценка источников поставки. Практический маркетинг, 1998, 3: 13.
7.    Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия. Маркетинг, 1996, 5: 42-50.
8.    Лебедева И., Саблин Т. [и др.]. Емкость рынка – некоторые вопросы методологии. Практический маркетинг, 2001, 11.
9.    Маркетинговое исследование российского рынка аппаратов для рентгенодиагностических исследований. НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
10.    Маркетинговое исследование российского рынка аппаратов рентгенодиагностических с с-образной дугой. НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
11.    Научно-исследовательская работа «Исследование российского рынка медицинских изделий для рентгенологии». НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
12.    Отчет о научно-исследовательской работе «Проведение информационных исследований и анализ рынка инфузоматов». НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
13.    Отчет о научно-исследовательской работе «Проведение информационных исследований и анализ рынка шприцевых дозаторов». НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
14.    Отчет о проведении маркетинговых и информационных исследований рынка рентгеновских питающих устройств. НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.
15.    Отчет о научно-исследовательской работе «Проведение анализа рынка медицинского оборудования для ранней диагностики заболеваний молочных желез». НТЦ «МЕДИТЭКС». 2013.


Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок