Рынок антибактериальных препаратов системного использования

 9763

Рынок антибактериальных препаратов системного использования
В статье представлены результаты исследования российского рынка антибактериальных препаратов системного использования, которое включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

Антибактериальные препараты для системного использования (J01) являются ведущей АТС-группой 2-го уровня среди лекарственных средств, объединенных под общим названием «Противомикробные препараты для системного использования». В структуре продаж данной группы их доля составляет 88,2% в стоимостном и 68,5% в натуральном выражении.

В 2009 г. было реализовано 370 млн. упаковок антибактериальных препаратов, что на 4,1% меньше, чем в 2008 г. При этом в рублевом эквиваленте рынок вырос на 13,3% и составил 24,8 млрд. руб. Таким образом, драйвером роста рынка был рост средней цены за упаковку, которая по итогам 2009 г. составила 67 руб. (+18,1% по сравнению с 2008 г.).

В группе представлено более 330 торговых наименований, которые производятся более чем 170 компаниями. Антибактериальные препараты системного использования в соответствии с их химическим составом делятся на ряд групп. В настоящее время антибиотики составляют около 70% антибактериальных препаратов в натуральном и 61,3% в денежном выражении (табл. 1). Среди антибиотиков ведущее место принадлежит цефалоспоринам, доля которых выросла за 2 года на 7,6 п.п. в упаковках при незначительном сокращении в рублях (-0,7 п.п.). Также выросла доля азалидов (+0,7 п.п. в упаковках и +1,5 п.п. в рублях). Доли остальных антибиотиков снизились в течение рассматриваемого периода. В сегменте противомикробных средств наблюдалась положительная динамика (за исключением оксихинолинов и сульфаниламидов).

Российский рынок антибактериальных препаратов – это рынок дженериков. Доля оригинальных (инновационных) препаратов составляет всего 4,3% в упаковках, однако им принадлежит почти треть сегмента в денежном выражении, что говорит о высокой стоимости этих ЛС. Доля брэндированных дженериков продолжает расти, в то время как продажи традиционных дженериков снижаются (рис. 1).

Чуть более половины продаж антибактериальных препаратов осуществляется через аптеки, остальная часть – через госпитальный сегмент. Через программу ДЛО реализуется не более 1% лекарств. Важной особенностью антибактериальных препаратов является то, что они почти на 100% являются рецептурными.

Десятка лидеров продаж антибактериальных препаратов представлена в основном зарубежными производителями, однако важно отметить и 2 отечественные компании, входящие в десятку, – «Аболмед» и «Синтез». Доля последней за 2 года выросла на 2,7 п.п. в натуральном выражении. Общая доля десятки по итогам 2009 г. составила 52,7% в рублевом эквиваленте (табл. 2), хотя в упаковках доля компаний-лидеров не составляет и 1/3 сегмента.

Лидером рынка антибактериальных препаратов является компания Novartis (производитель препарата Амоксиклав), доля которой выросла на 0,3 п.п. в упаковках, однако сократилась на 0,2 п.п. в рублевом эквиваленте (табл. 2)

Важно отметить также рост доли компаний Teva (+0,8 п.п.) за счет продаж препарата Сумамед и «Мустафа Невзат Санаи А.Ш.» (+2,0 п.п.) за счет реализации препарата Цефсон (Турция). Снизили долевое присутствие такие компании, как Sanofi-aventis (за счет препарата Клафоран) и «Аболмед» (за счет препарата Мексицеф).

В таблице 3 представлен рейтинг продаж торговых наименований.

Лидером продаж в денежном выражении является препарат Амоксиклав (однако доля его за 2 года осталась почти неизменной). Важно отметить также рост доли препаратов Сумамед (+0,7 п.п. за 2 года) и Таваник (+0,6 п.п.). Наибольшее падение продемонстрировали Цефазолин и Меронем. Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 1,0 п.п. и составила 33,9%, доля в упаковках выросла на 7,7 п.п., составив 33,4% сегмента.

В денежном выражении около 50% изучаемого сегмента составляют препараты, производимые в странах Западной и Восточной Европы. На долю российских производителей приходится всего 18,5%, при этом в натуральном выражении продажи отечественных препаратов составляют более половины сегмента (рис. 2).

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 3).
Основная доля продаж приходится на препараты среднеценового сегмента (от «100 до 300» руб. за упаковку), однако на протяжении рассматриваемого периода она снижается за счет роста доли препаратов верхнеценовых сегментов («от 300 до 500» и «от 500» руб.). Доля нижних ценовых сегментов («до 50» и «от 50 до 100» руб. за упаковку) снижается.

Наиболее распространенными и популярными лекарственными формами антибактериальных препаратов являются порошки для приготовления раствора для инъекций (39,4% в денежном выражении) и таблетки (38,1%). При этом доля этих лекарственных форм в 2009 г. сократилась на 1,5 п.п. по сравнению с 2008 г. Увеличилась доля капсулированных лекарственных форм (+0,6 п.п.) и растворов для инъекций и инфузий (+ 1,3 п.п.).

Таким образом, можно выделить следующие особенности сегмента антибактериальных препаратов:
- Высокий темп роста в денежном выражении. По сравнению с предыдущим годом продажи выросли на 13,3%. При этом в упаковках продажи сократились на 4,1%.
- Рынок антибактериальных препаратов в России – рынок зарубежных препаратов генерического происхождения. И 2/3 наименований препаратов принадлежат иностранным производителям. Следствие этого - зависимость отечественного рынка от импорта.
- Основной объем продаж группы приходится на антибиотики-цефалоспорины.
- Средняя стоимость упаковки препарата рассматриваемой группы составляет 67 руб.
- Реализация происходит в основном через аптеки и госпитальный сегмент.
- Ввиду того что почти все антибактериальные лекарства являются рецептурными, данный тип ЛС, согласно закону о рекламе, может продвигаться исключительно через специализированные издания и медицинских представителей. Поэтому выбор препаратов пациентом зависит напрямую от назначения врача.

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок