Российский фармацевтический рынок в 2010 году

Российский фармацевтический рынок в 2010 году

 4869

Российский фармацевтический рынок в 2010 году
В 2010 г. российский фармрынок был подвержен значительному воздействию со стороны государства. Принятие законов «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании», ст. 70 ПФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Декларации о расширении государственных программ лекарственного обеспечения, развитие Федеральной целевой программы «Поддержка отечественного фармпрома», а также развитие региональных программ модернизации здравоохранения, кластеризация и т.д. - все это в той или иной степени сказалось на результатах развития рынка в 2010 г.

Согласно данным исследовательской компании IMS Health, российский фармрынок по итогам 2010 г. вырос на 5,8% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем его составил 376,9 млрд. руб. в оптовых ценах. В долларовом эквиваленте объемы реализации выросли на 10,6% и достигли 12,4 млрд. долл. В натуральном выражении рынок увеличился всего на 1,1% и составил 5,1 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата выросла на 4,7%, составив 73,8 руб. в оптовых ценах.
По данным Росстата, уровень инфляции остался на том же уровне, что и в прошлом году (8,8%), при этом цены на лекарственные средства снизились (рис. 1). Однако, по данным IMS Health, рост цен по индексу Ласпейреса составил 1,5% на розничном рынке, 2,2% в больничном секторе и 4,0% в секторе госзакупок.

Главным двигателем фармрынка РФ остается аптечный сегмент, обеспечивающий наибольшие объемы продаж и демонстрирующий опережающие темпы роста как в натуральном, так и в стоимостном выражении (рис.2 и 3).
Важная особенность рынка - появление новых препаратов: в 2010 г. в продажу поступило более 250 новых торговых наименований (зарегистрированных как в 2010 г, так и в конце 2009 г.).

Топ-10 фармкомпаний в 2010 г.
возглавила Sanofi-aventis (табл. 1), увеличившая долю рынка в денежном выражении на +0,5 п.п. и показавшая наибольший прирост продаж среди представленных компаний по сравнению с прошлым годом (16,5%). Высокие темпы роста продемонстрировали также компании Menarini и Nycomed. Отрицательный прирост был характерен для компаний Johnson & Johnson и Bayer Healthcare. Важно отметить присутствие в десятке лидеров российской компании «Фармстандарт», занявшей 3 место по итогам 2010 г. в денежном выражении (+5,9% в денежном выражении) и являющейся лидером продаж в натуральных объемах. Суммарная доля ведущих компаний составила 20,3% в натуральном и 36,0% в денежном выражении.

В таблице 2 представлены ведущие препараты фармрынка РФ.

Наибольшая доля продаж приходится на препараты, закупаемые в рамках программы «7 нозологий», лидером среди которых является Велкейд.

Четвертую позицию в рейтинге с долей рынка 1,1% в денежном выражении занимает препарат Арбидол, объемы реализации которого, однако, сократились по сравнению с прошлым годом. Наибольший прирост продаж в денежном выражении (+43,6%) продемонстрировал препарат Эссенциале Н, а в упаковках - препарат Мабтера (+28,3%). Наибольшим падением продаж характеризовался препарат Октанат (-35,6%).
Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 9,2% в денежном выражении, сократившись на -0,4 п.п. относительно прошлого года. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 3,5% рынка.

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3.) лидируют противоопухолевые препараты (L01).
Наибольший прирост продаж продемонстрировала группа M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] (+14,5% в денежном выражении). Существенное снижение объемов реализации характерно для группы [~], что связано с падением продаж препаратов Анаферон и Афлубин.
Суммарная доля ведущих АТС-групп сократилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 34,5 и 36,9% аптечного рынка соответственно.

В структуре ценовых сегментов (рис.4) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходилась на дорогие препараты - «> 500 руб.», однако по сравнению с 2009 г. она сократилась на -0,9 п.п. При этом в натуральном выражении основную часть продаж обеспечивали препараты «низкоценового» сегмента («<50 руб.» за упаковку). Доля препаратов среднеценового диапазона выросла как в упаковках, так и в рублях.

Таким образом, фармрынок РФ в 2010 г. характеризовался:
- ростом в натуральных объемах;
- замедлением темпов роста в денежном выражении;
- замедлением роста цен;
- появлением новых препаратов;
- сохранением трендов предыдущих лет: преобладанием импортных препаратов, препаратов генерического происхождения, превалированием аптечных продаж в общей структуре российского фармрынка.

Таблицы, рисунки - в приложении

Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок