Проектирование патентно-инновационной деятельности

Проектирование патентно-инновационной деятельности

 10195

Проектирование патентно-инновационной деятельности
К.О.МАКАРЕНКО, Н.М.ТИТИЕВА, д.м.н., профессор, Гомеопатический медико-социальный центр, Новосибирск, А.И.ГРОМАКОВА, д.ф.н., профессор, ВИЛАР

С применением метода наукометрического анализа выявлено недостаточное внимание ученых к правовым вопросам разработки и производства новых гомеопатических препаратов. Охарактеризована предметная область данной проблемы. Предложены методические подходы к проектированию патентно-инновационной деятельности отечественного производителя гомеопатических комплексных препаратов.

Цели и подходы

В условиях современного фармацевтического рынка одним из главных факторов успешной работы предприятия, производящего лекарственные средства (ЛС), выступает использование методов инновационного менеджмента, в частности планирование и управление инновационными проектами [1,3,4]. Ориентация на инновации позволяет предприятию повысить потребительскую ценность производимых фармацевтических товаров и благодаря этому быть конкурентоспособным среди производителей аналогичной продукции. Поэтому важной задачей управления предприятием-производителем ЛС является своевременный и обоснованный выбор стратегии инновационного развития, предусматривающей проектирование характера и степени инноваций, способных создать предприятию преимущества на рынке лекарственной продукции.

Рассмотрим обоснование технологии проектирования патентно-инновационной деятельности отечественного производителя гомеопатических комплексных ЛС (ГомЛС) на примере Новосибирского гомеопатического медико-социального центра (ГЦ).

Методические подходы к выполнению исследования предусматривали:
- выявление состояния проблемы с применением наукометрического анализа [2];
- характеристика внешней среды организационно-управленческого проектирования с использованием логического анализа;
- разработка технологической схемы проектирования патентно-инновационной деятельности ГЦ с учетом его потребностей и ресурсов.

Наукометрический анализ

С целью наукометрического анализа были сформированы два информационных массива:
- публикации по проблемам гомеопатии для оценки развития гомеопатической фармации по сравнению с гомеопатией в целом (источники информации: материалы гомеопатических конференций, съездов, конгрессов за период 1997-2009 гг.; 50%-ная выборка; всего 759 публикаций);
- публикации по гомеопатической фармации с целью определения структуры и интенсивности научных исследований в данной области (источники: книги; статьи и тезисы в специализированных периодических изданиях, материалах конгрессов «Человек и лекарство», сборниках научных трудов и др.; авторефераты кандидатских и докторских диссертаций за период 1990-2009 гг.; объем выборки – более 10%; всего 236 публикаций).

В результате анализа первого информационного массива было установлено, что в анализируемый период (1997-2009) по проблемам гомеопатии в целом ежегодно публиковалось от 0% до 25% работ, относящихся к гомеопатической фармации и гомеопатическому лекарствоведению. Доля публикаций по гомеопатической фармации во всем массиве составил 11,46% (87 публикаций из 759), что указывает на определенное внимание специалистов к данному направлению. Вместе с тем более детальный анализ такого небольшого числа работ был затруднительным, что и обусловило необходимость сбора дополнительных публикаций по гомеопатической фармации и формирования второго информационного массива.
Публикации из второго массива сгруппировали по следующим аспектам:
- организационно-экономические и управленческие;
- технологические (производство, изготовление ГомЛС, лекарственное гомеопатическое сырье);
- фармакохимические (анализ и стандартизация, в т.ч. разработка фармакопейных статей);
- доклинические и клинические исследования ГомЛС;
- общие вопросы гомеопатической фармации (рис. 1).

Как показано на диаграмме, за период 1990-2009 гг. организационно-экономические и фармакохимические аспекты гомеопатической фармации разрабатывались и изучались примерно с одинаковой интенсивностью – 27,97 и 27,12% публикаций соответственно. Немного меньший удельный вес приходился на публикации по технологическим аспектам гомеопатической фармации – 22,46%. Общее состояние, перспективы и проблемы развития гомеопатической фармации как самостоятельного направления фармацевтической науки и практики обсуждались в 16,52% публикаций. В небольшом числе работ (5,93%) излагались результаты доклинических и клинических исследований комплексных ГомЛС, а также методология проведения таких исследований.

Полученные результаты показывают, что на современном этапе приоритетными являются такие проблемы гомеопатической фармации, как организация и управление лекарственным обеспечением населения с использованием ГомЛС, стандартизация процессов их получения и обеспечения качества за счет разработки комплекса требований и методик анализа качества гомеопатических препаратов.

Настоящее исследование касается в первую очередь организационно-экономических и управленческих аспектов гомеопатической фармации, поэтому структура соответствующих публикаций изучена подробнее. Выявлено, что за период 1990-2009 гг. больше всего публикаций (33,33%) было посвящено деятельности фармацевтических и гомеопатических организаций по совершенствованию обеспечения населения ГомЛС (рис. 2).
Систематически появляются публикации о состоянии российского рынка ГомЛС (2-е место по частоте изучения) – эта тематика рассматривалась в 28,79% печатных работ; на 3 месте – информационные и коммуникационные аспекты гомеопатической фармации, доля которых составила 15,15%. 

Наибольший интерес для целей нашего исследования представляли публикации по правовым аспектам гомеопатической фармации. Установлено, что в анализируемый период появились лишь две такие работы (3,03%). 

Таким образом, наукометрический анализ отечественных публикаций по гомеопатической фармации выявил неудовлетворительное состояние исследований в области инновационной деятельности организаций–производителей ГомЛС, в частности по созданию новых препаратов и связанной с этим защиты интеллектуальной собственности.

Логический анализ

На следующей стадии исследования была охарактеризована предметная область правовых вопросов гомеопатической фармации, отражающая внешнюю и внутреннюю среду данной проблемы (рис. 3). Путем логического анализа установили, что основными научно-практическими областями, в рамках которых должно выполняться проектирование патентно-инновационной деятельности ГЦ, являются:
- фармация – как область науки и практики, включающая гомеопатическую фармацию;
- право – область, определяющая характер ряда задач проектирования;
- менеджмент (управление) – область внедрения результатов проектирования;
- экономика – область, на которую воздействуют результаты реализации проекта;
- медицина – как область конечного потребления результатов инноваций.

Фармация, управление, экономика, медицина и право образуют, условно говоря, внешний контур трехуровневой предметной области правовых вопросов гомеопатической фармации. Внутренняя структура предметной области возникает при интеграции этих научно-практических областей, сопровождающейся формированием ряда фармацевтических дисциплин (уровень 2): фармацевтическое право; фармацевтическая экономика (экономика фармацевтических организаций); организация и управление фармацией; фармакоэкономика (экономика ЛС) и лекарственный менеджмент. При интеграции областей «Право» и «Медицина» образуются такие направления, как медицинское право и контрольно-разрешительная система в сфере обращения ЛС.

Дальнейшая детализация структуры с учетом главного объекта планируемых инноваций – ГомЛС позволяет выделить центральную зону предметной области, включающую гомеопатическую фармацию, управление и экономику организации (предприятия), гомеопатию, право промышленной собственности (уровень 3). Эти дисциплины отражают непосредственную взаимосвязь ГомЛС с научно-практическими областями внешней среды.

Таким образом, предметная область организационно-управленческого проектирования патентно-инновационной деятельности производителя ГомЛС носит междисциплинарный характер, имеет трехуровневую структуру с центральной зоной, которая, по сути, демонстрирует основные направления проектирования инноваций.

Разработка технологической схемы проектирования патентно-инновационной деятельности

На основе проведенных исследований разработана технология проектирования патентно-инновационной деятельности ГЦ. На первом этапе предусматривается проведение комплекса базовых исследований, направленных на получение данных о состоянии внешней среды организации–производителя ГомЛС и основных факторов, влияющих на ее деятельность, в т.ч. изучение состояния проблемы; проведение предпроектного обследования объектов инновационной деятельности – продукта (ГомЛС) и организации (ГЦ); анализ существующего и потенциального рынка ГомЛС.

Результаты первого этапа проектирования служат основой для двух последующих этапов, связанных с разработкой инновационных стратегий в отношении самой организации–производителя ГомЛС и в отношении гомеопатической продукции. Так, на втором этапе осуществляется организационно-управленческое проектирование деятельности ГЦ как производителя ГомЛС. В качестве приоритетных задач инновационного проекта предусматривается модернизация направлений деятельности ГЦ, а также обусловленные этим фактором организационная реструктуризация и совершенствование информационного обеспечения разрабатываемой инновационной стратегии.

На третьем этапе проектирования предусмотрена разработка инновационной стратегии в отношении гомеопатической продукции на основе проведенного ранее анализа рынка ГомЛС. Ключевыми элементами данной инновационной стратегии выступают правовые вопросы – патентование инновационных комплексных ГомЛС и регистрация их торговых наименований в качестве товарных знаков.

В итоге выполненного исследования разработаны методические подходы к организационно-управленческому проектированию получения инновационной гомеопатической продукции. Эти подходы внедрены в работу Новосибирского ГЦ: проведена модернизация юридического отдела организационно-правового отделения центра, в частности расширены функции отдела в отношении охраны и защиты интеллектуальной (промышленной) собственности, разработаны соответствующие документы (Положение о руководителе юридического отдела; Положение о коммерческой тайне ГЦ); создано информационное обеспечение базы данных ГЦ, включающее массивы патентов и описаний изобретений по ГомЛС, а также публикации по гомеопатической фармации.

Литература

1. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 2008. – 292 с. 
2. Мошкова Л.В., Коржавых Э.А., Третьякова Е.В. Наукометрический анализ отечественных организационно-экономических исследований в фармации (1971-2006 гг.) // Вестник РУДН. Сер. Медицина. – 2007. - № 7. – С.138-144.
3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. – М., 1998. – 576 с. 
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М., 2001. – 445 с.

Рисунки, таблицы - в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок