Подведя первые итоги и вглядываясь в перспективу

 10923

Подведя первые итоги и вглядываясь в перспективу
Автор: Ботагоз Смагулова, главный эксперт комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан

Мы являемся свидетелями экономической интеграции государств ЕврАзЭС, осуществляемой путем создания Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства. Очевидно, что интеграционные процессы направлены на расширение рынка сбыта продукции, развитие взаимной торговли. Объективно оценивая позитивные изменения на нашем фармацевтическом рынке, мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Главными плюсами создания Таможенного союза являются обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику стран-участниц Таможенного союза, создание совместных производств и кооперации взаимодополняющих предприятий с учетом имеющегося в государствах Таможенного союза экономического потенциала.

В результате образования Таможенного союза казахстанской рынок потребления в 16,2 млн. человек с объемом ВВП 107,7 млрд. долл. расширился до емкости в 167,8 млн. человек и объемом ВВП в 1,4 трлн. долл. Функционирование в рамках Таможенного союза позитивно повлияло на динамику внешней торговли Казахстана - объем внешней торговли за 2011 г. вырос более чем на 60%.

Повышение таможенно-тарифной защиты позволило ограничить импорт отдельных товаров, в результате чего соответствующие отрасли отечественной промышленности получили новый импульс развития. В отношении лекарственных средств (ЛС), медицинской техники Казахстан в течение переходного периода (2010-2014) оговорил право применять более низкие ставки таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, что связано с социальной значимостью данного вида товара и сохраняющейся зависимостью от импорта. В 2011 г. была завершена  работа по оптимизации товаров переходного периода с целью создания эффективного механизма администрирования в условиях отсутствия таможенных границ между тремя странами.

Исключение тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле между странами-участниками, отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах служат основой для взаимного экономического развития.

Отмена лицензирования импорта ЛС и фармацевтических субстанций (решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №748, вступившее в силу с 1 октября 2011 г.) позволила снизить административную нагрузку на субъекты внешнеэкономической деятельности в сфере обращения ЛС, улучшить экономическую доступность лекарственных препаратов населению республики.

Позитивное влияние на общеэкономическую динамику окажет существенное расширение сферы конкуренции, что в свою очередь потребует от отечественных производителей повышения качества производимых товаров, создания условий для обеспечения их конкурентоспособности. Для локальных фармацевтических производителей достижение данных целей возможно путем внедрения требований Правил надлежащих производственных практик (GMP), обеспечивающих неизменное и постоянное качество, безопасность и эффективность выпускаемой медицинской продукции. Для стимулирования внедрения (GMP) в Республике Казахстан предусмотрено предоставление преференций при государственной регистрации фармацевтической продукции, при государственных закупках путем заключения долгосрочных договоров между ТОО «СК-Фармация», осуществляющего функции Единого дистрибьютора по закупу и обеспечению медицинской продукцией в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), и локальными фармацевтическими производителями, внедрившими GMP.

В рамках Таможенного союза предусмотрено взаимное признание регистрационных удостоверений на ЛС, произведенных фармацевтическими производителями государств-членов Таможенного союза в условиях надлежащей производственной практики (GMP). Согласно Плану мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №298, осуществление процедуры взаимного признания планируется после проведения следующих подготовительных мероприятий:

- на первом этапе - создание единой правовой базы в сфере обращения ЛС, гармонизированной с европейскими требованиями;
- на втором этапе – создание единой регуляторной и информационной системы. Итоговым документом будет Положение о процедуре взаимного признания регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств-членов Таможенного союза.

Реализация мероприятий данного Плана направлена на улучшение взаимного доступа ЛС, произведенных фармацевтическими производителями государств-членов Таможенного союза в условиях надлежащей производственной практики (GMP), а также стимулирование развития фармацевтических отраслей государств-членов Таможенного союза. Кроме того, это создаст условия для возникновения доверительных отношений между государственными органами, экспертными организациями стран участниц Таможенного союза, позволяющими осуществить взаимное признание результатов контроля качества, эффективности ЛС.
Участие Казахстана в формировании Таможенного союза, прежде всего, направлено на ускоренную индустриализацию Казахстана и развитие промышленности. Это, в свою очередь, предполагает создание новых рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества производимой продукции. Данные шаги являются одними из мероприятий по реализации Программы развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан на 2010 – 2014 гг., целью которой является увеличение доли отечественной фармацевтической продукции в объеме рынка в натуральном выражении до 50%. Планируемые инвестиции в фармацевтическую отрасль на 2011-2014 гг. составляют 7,2 млрд. долл., это ~12% всех инвестиций, предусмотренных Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ФИИР).

Мы видим в перспективе Единое экономическое пространство (ЕЭП), на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, существует единая инфраструктура и проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основой чего будут являться следующие договоренности:
- проведение согласованной макроэкономической политики Сторон и формирование принципов, порядка и механизма ее согласования;
- предоставление национального режима товарам, работам и услугам, происходящим из территории государств-членов Таможенного союза, при осуществлении государственных закупок, что позволит производителям государств ЕЭП получить равный доступ к участию в госзакупках Сторон;
- обеспечение равного доступа граждан-работников ЕЭП на рынок труда ЕЭП, а также свободное передвижение рабочей силы внутри ЕЭП, что возможно посредством снятия ограничений, имеющихся в национальном законодательстве стран ЕЭП по защите национального рынка труда;
- обеспечение трудящихся-мигрантов и членов их семей социальными гарантиями в форме безвозмездной скорой медицинской помощи и социального страхования в соответствии с национальным законодательством стран ЕЭП, за исключением пенсионного обеспечения;
- создание единых правил предоставления промышленных субсидий, которые в целом позволят создать для отечественных производителей равные конкурентные условия на рынке трех стран, т.к. субсидии, которые ограничивают конкуренцию на общем рынке, будут запрещены;
- создание единых принципов и правил для взаимной торговли услугами и создания благоприятных условий инвестирования в государствах-членах ЕЭП лицами одной Стороны на территории государств других Сторон посредством взаимного предоставления государствами-членами ЕЭП режима наибольшего благоприятствования и национального режима в торговле услугами и осуществлении инвестиций;
- предоставление доступа к услугам инфраструктуры государств Сторон для всех перевозчиков стран ЕЭП;
- унификация тарифов по видам сообщений (импортных, экспортных и внутригосударственных).



Фармацевтический рынок