«ПИК-ФАРМА»: В русле реформ и инноваций

 10709

«ПИК-ФАРМА»: В русле реформ и инноваций
В условиях значительного превалирования импортных лекарств над отечественной продукцией, когда объем реализации зарубежных лекарственных средств (ЛС) растет более высокими темпами, государство поставило перед отраслью задачу увеличить долю локального производства до 50%. «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г.» предусматривает не  только рост импортозамещения, но и постепенный переход на выпуск инновационной продукции.

Среди тех, чья деятельность уже сегодня стремится к заявленным целям, – отечественный фармацевтический производитель – Группа компаний «ПИК-ФАРМА», специализирующаяся на выпуске современных ЛС. На наши вопросы отвечает Артем КРИВОВ, директор по маркетингу и продажам ООО «ПИК-ФАРМА».

- Артем Викторович, сегодня "ПИК-ФАРМА" является заметным игроком на фармацевтическом рынке России. Расскажите, с чего начинала компания свою деятельность?
- ООО «ПИК-ФАРМА» была основана в 1994 г., и первым продуктом, выпущенным компанией, был ноотропный препарат Пантогам (гопантеновая кислота). Ноотропы – средства, оказывающие позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, обучение и память, повышают устойчивость мозга к различным повреждающим факторам, в т.ч. к экстремальным нагрузкам и гипоксии. А Пантогам признан одним из наиболее сбалансированных ноотропов. Этот препарат был разрешен к медицинскому применению Государственным фармакологическим комитетом в ноябре 1977 г. Тогда Пантогам производился на разных предприятиях в ограниченных объемах, а к 1994 г. выпуск препарата был вовсе прекращен. В середине 90-х годов "ПИК-ФАРМА" фактически вернула Пантогам к жизни, и сегодня этот препарат, оставаясь одним из основных наших брэндов, находится в числе лидеров на рынке ноотропных препаратов.

- Каких результатов компания достигла за это время? Насколько актуален ее продуктовый портфель?  
- Сегодня «ПИК-ФАРМА» - динамично развивающаяся компания. В нашем ассортименте - 8 препаратов, многие из которых имеют несколько форм выпуска. На различных стадиях разработки находятся около 10 новых продуктов. Хорошо развит неврологический портфель, прежде всего препараты метаболической группы, которые кроме неврологии применяются в педиатрии, эндокринологии, кардиологии. В настоящее время компания развивает портфель кардиологических препаратов. В рамках президентской программы по импортозамещению компания выводит на российский фармацевтический рынок и принципиально новые для России препараты. В частности, это первый в стране препарат с МНН никорандил (торговая марка Коронель), который входит в Европейские стандарты лечения стабильной стенокардии.

- Какие брэнды лидируют в продажах компании?

- Среди лидеров продаж - Пантогам, Элькар, Дибикор. Уже упомянутый выше Пантогам входит в федеральную программу финансирования льготного обеспечения. Элькар стал первым на российском фармацевтическом рынке отечественным лекарственным препаратом L-карнитина. Действующим началом Дибикора является таурин. Фактически компания развивает новое направление – применение таурина в качестве средства для профилактики и лечения сахарного диабета и хронической сердечной недостаточности.

- С кем компания сотрудничает на этапе разработки ЛС?
- "ПИК-ФАРМА", как инновационная компания, находится в активном поиске перспективных продуктов. При разработке ЛС мы тесно сотрудничаем с представителями фундаментальной науки и научно-практических отраслей. В настоящее время нами серьезно расширяются зоны поиска новых предложений с привлечением научных, патентных и других источников. Эти задачи исполняет подразделение, которое занимается отбором и комплексной экспертной оценкой различных инновационных проектов. Мы готовы рассматривать предложения сторонних организаций и частных лиц по разработке и внедрению новых препаратов с любым уровнем проработки: от идеи до готового продукта.

- Как известно, "ПИК-ФАРМА" обеспечивает большинство этапов обращения ЛС для своих продуктов. А где она проводит доклинические и клинические исследования?

- Весь необходимый комплекс доклинических и клинических исследований осуществляется в настоящее время в России на аутсорсинговой основе, в ведущих научных и клинических центрах, обладающих соответствующими лицензиями, и в соответствии с современными регистрационными требованиями. Это позволяет нашей компании успешно регистрировать и в дальнейшем поставлять свою продукцию, как на внутренний рынок, так и на рынок стран СНГ.

- В 2010 г. "ПИК-ФАРМА" запустила собственное производство готовых ЛС в Ленинградской области. Соответствует ли оно мировым стандартам качества? Какова его мощность?

- Да, до недавнего времени наши препараты выпускались на производственных линиях партнеров, и открытие собственного производства стало важнейшим этапом развития компании. Наши производственные мощности позволили ускорить внедрение новых лекарственных форм и новых препаратов, а также самостоятельно производить уже существующий ассортимент продукции. На сегодняшний день предприятие оснащено новейшими технологическими линиями, ориентированными на выпуск твердых лекарственных форм (таблетки, таблетки покрытые оболочкой, твердые желатиновые капсулы), а также жидких лекарственных форм (сиропов и растворов).

Проектная мощность завода составляет 200 млн. таблеток, 20 млн. капсул и 2 млн. единиц жидких форм  (по 50 мл) в год. Технический уровень производства и организация процесса производства ЛС соответствует требованиям национального стандарта РФ «Правила производства и контроля качества лекарственных средств» (ГОСТ Р 52249–2004) и отвечает Правилам производства ЛС Европейского союза (GMP).

- Подавляющее большинство российских предприятий работает на привозном сырье. Чем было вызвано желание компании «ПИК-ФАРМА» запустить собственное производство субстанций?

- Не будет преувеличением сказать, что производство российских фармацевтических субстанций – вопрос стратегической безопасности, поскольку на рынке сегодня преобладают импортные и в основном китайские субстанции, производимые тысячами предприятий, далеко не все из которых придерживаются требований стандартов. Поэтому нередко бывает сложно найти нужную субстанцию необходимого качества по приемлемой цене. А вопрос качества в фармации – это прежде всего вопрос безопасности для здоровья и жизни потребителей. Для обеспечения высокого качества своей продукции, «ПИК-ФАРМА» в этом году ввела в строй завод фармацевтических субстанций, где идет освоение синтеза необходимых продуктов. К слову, в России лишь небольшое число фармацевтических производителей ведут химический синтез сырья.

Наше высокотехнологичное производство позволяет производить субстанции, по качеству не уступающие европейским производителям. Уже сегодня мы частично обеспечиваем потребность нашего предприятия ГЛС в сырье. В ближайших планах – дальнейшее расширение производства субстанций. Таким образом, «ПИК-ФАРМА» - одна из немногих отечественных компаний, имеющая полный цикл производства лекарственных препаратов.

- Как осуществляется сбыт ГЛС? Заинтересована ли компания в увеличении рынков сбыта?
- С розницей работаем в основном через национальных дистрибьюторов, и на сегодняшний день наши препараты продаются во всех регионах России. Потенциал для расширения рынков сбыта существенный, спрос на наши препараты стабильно растет. Это стимулирует нас активно развивать маркетинговые программы и расширять сеть медицинских представителей. Мы приглашаем к сотрудничеству профессионалов, предлагая, на мой взгляд, достойные условия работы.

- Какие схемы компания использует при продвижении своей продукции? На чем делается основной акцент?

- При продвижении продуктов на рынок используются различные каналы коммуникаций.
В случае Rx-препаратов мы в первую очередь используем возможности службы медицинских представителей. Достаточно активно размещаемся в специализированной прессе, участвуем в выставочной деятельности, научных мероприятиях, проводим пострегистрационные исследования. Для продвижения безрецептурных препаратов дополнительно  используем традиционные рекламные площадки – прессу, телевидение. Высоко оценивая перспективы Интернет-маркетинга, развиваем присутствие в сети.

Особый вид продвижения – спонсорская поддержка социально значимых проектов. К примеру, в этом году наша компания стала официальным партнером общероссийского проекта «Знак здоровья», основная задача которого – способствовать качеству и безопасности препаратов и других видов продукции российского производства.

- Одним из факторов успеха любой компании являются профессиональные кадры. Насколько тщательно в «ПИК-ФАРМА» подходят к решению кадровой проблемы? Проходят ли специалисты дополнительное обучение?
- Прежде всего хочется заметить, что мы никогда не рассматривали задачи, связанные с персоналом, как проблему. Кадровая политика компании строится на принципах взаимного уважения и доверия, объединения различных компетенций, способностей, навыков специалистов для достижения результатов компании. Подход к сотрудникам как к полноправным партнерам по бизнесу, комфортные условия работы, социальные гарантии, предоставление возможности для творчества, профессионального роста – все эти факторы позволяют рассматривать нашу компанию как надежного и привлекательного работодателя. Вместе с тем, насколько бы компетентен ни был любой специалист, внешняя среда меняется очень быстро. Возникают новые продукты, меняются технологии, многократно возрастают информационные потоки. Поэтому в компании действует система внутреннего образования, наши специалисты участвуют в отраслевых форумах, ведут научную работу.

- Насколько амбициозные цели компания ставит перед собой на ближайшую перспективу?

- Согласно пятилетней стратегии нашего развития, компания должна ежегодно расти темпами выше рыночных. На достижение этой цели направлены организационные и финансовые ресурсы  компании, и нет сомнения, что эти планы будут реализованы.  

Беседовала Ирина Широкова


Ключевые слова: ПИК-ФАРМА

Фармацевтический рынок