Передавай опыт. Столичный эксперимент на рынке медицинских отходов

 4097

Передавай опыт. Столичный эксперимент на рынке медицинских отходов

О.В. ГУРЬЯНОВ, генеральный директор ООО «КЛИН Сервис», Москва


Система обслуживания медицинских учреждений в сфере вывоза и утилизации отходов, которая существует сегодня в России, нуждается в серьезных изменениях.

На данный момент не существует единых стандартов оценки качества предоставляемых услуг. Работая с опасными медицинскими отходами, многие компании не могут дать гарантий правильного обращения с опасным грузом. Тарифные сетки не контролируются, коррупционные схемы препятствуют контролю расходования государственных бюджетов. Со стороны государственных медучреждений также есть проблемы: значительное число ЛПУ не отвечают требованиям СанПиНа в части сбора и хранения медицинских отходов.


Частный бизнес, обслуживающий эти учреждения, готов к разделению ответственности и принятию на себя всех сопутствующих рисков. Так, в феврале 2013 г. на рынке медицинских отходов впервые была «опробована» новая модель управления, которая подразумевала работу единого подрядчика во всех ЛПУ. По этой системе единый подрядчик обслуживает 600 лечебно-профилактических учреждений в течение 3 лет с момента заключения контракта. Такая модель в конечном итоге должна позволить исполнителю грамотно инвестировать в реструктуризацию и работать на повышение уровня сервиса -- на условиях заключения долгосрочных контрактов и государственных гарантий.

На сегодняшний день московский опыт показывает эффективность такой модели, и это -- отличное начало пути к развитию цивилизованного рынка обращения с медицинскими отходами. Модель единого подрядчика позволит исключить коррупционную составляющую, существенно снизит стоимость услуг и сэкономит бюджетные средства. При этом повысится уровень обслуживания, минимизируется ручной труд и контакт человека с опасными отходами.

Опасные тенденции

Сегодняшние реалии таковы: на территориях, где применена практика обслуживания медучреждений множеством операторов, стоимость вывоза различными подрядчиками одного кг медицинских отходов может различаться в разы. Ни верхние пределы цен на услугу, ни тарифные сетки не контролируются. Несмотря на то что большинство контрактов разыгрывается на аукционах и конкурсах, остаются лазейки, по которым просачиваются очень высокие тарифы. Одна из лазеек -- это предварительный сговор заказчика и потенциального подрядчика о замене наименования конкурса. Делается это таким образом, что, кроме договорившихся сторон, никто не сможет найти на электронной площадке нужной услуги. Нет единых стандартов оценки качества предоставляемых услуг. Непрозрачная система взаимоотношений с подрядчиками, когда каждое медучреждение заключает свои персональные договоры, потакает коррупции, становится преградой к контролированию механик расходования государственных бюджетов.

Экономический аспект -- лишь одна из проблемных сторон, характеризующих рынок медицинских отходов. Вне поля зрения потенциальной проверки оказывается не только стоимость, но и само качество предоставляемых подрядчиком услуг. Действительность на сегодняшний день такова, что в случае, если опасные медицинские отходы вывозит небольшая компания, любые гарантии правильного ее обращения с опасным грузом невозможны.

Достаточно шатки позиции самих государственных медучреждений в части соблюдения норм экологической безопасности.

В результате специального проведенного совместно с департаментом здравоохранения опроса более 730 столичных медучреждений было выявлено, что на сегодняшний день значительное число заведений тривиально не могут отвечать требованиям СанПиНа в части сбора и хранения медицинских отходов. В частности, такой пример: согласно общему стандарту, помещение, предназначенное для хранения медицинских отходов сроком более суток, должно быть в обязательном порядке оснащено специальным холодильным оборудованием. И если такового не существует, а данные учреждения планируют график вывоза отходов через день, это является серьезным нарушением.

Другой аспект -- хранилища должны быть также достаточно просторными, чтобы вмещать контейнеры для складирования отходов объемом более 120 л. Но, например, районные травмопункты объективно не имеют возможности соблюсти эту норму -- как правило, это небольшие одно-, двухкомнатные помещения. Поэтому для соответствия стандартам им необходимо либо вступать в дополнительные дорогостоящие арендные отношения, либо изобретать для своих нужд компактное оборудование.

Что получается? С одной стороны, ЛПУ не могут себе позволить оптимизацию текущих расходов на услуги по вывозу отходов, что ведет к неэффективному использованию имеющихся бюджетных средств. С другой стороны, приведение помещений приемки-выдачи отходов к единому стандарту требует от медучреждений значительных инвестиций. Для большинства учреждений единственным возможным выходом могло бы стать «перекладывание ответственности» за соблюдение стандартов экологической безопасности на оператора. И тут возникает естественный вопрос -- а готов ли к такой постановке проблемы сам оператор? И как ни парадоксально -- готов! Частный бизнес, обслуживающий эти учреждения, готов к разделению этой ответственности и принятию на себя всех сопутствующих рисков, но только на определенных условиях. Организация всего этого многомерного, требующего значительного инвестирования процесса силами подрядчика возможна исключительно на условиях заключения долгосрочных контрактов и государственных гарантий.

На шаг впереди

В феврале 2013 г. произошло событие высокой степени значимости -- впервые в рынок медицинских отходов была интегрирована новая модель управления. Столичный департамент ЖКХ и Б на конкурсной основе заключил трехгодичный контракт с единым подрядчиком на услугу вывоза (а также последующего размещения и обеззараживания опасных и особо опасных медицинских отходов) из более 600 лечебно-профилактических учреждений. Это 962 точки сбора. Стратегической целью состоявшегося сотрудничества является выработка единой оптимальной стоимости услуги, налаживание системы контроля, повышение качества сервиса.

Выбранная модель является наиболее эффективной в целом по рынку. Но данный московский трехлетний контракт на обслуживание медицинских организаций не сможет обеспечить необходимую отрасли реструктуризацию в полной мере. Эти три года потребуются инвестору как минимум на осуществление полной инвентаризации хранилищ, составление плана модернизации и приведение помещений в порядок, внедрение первичного комплекса мер.

Модель перевода лечебно-профилактических учреждений в ведение единого подрядчика в конечном итоге должна позволить ему грамотно инвестировать в реструктуризацию и работать на повышение уровня сервиса, но только в долгосрочной перспективе. За счет оптимизации процессов и применения современных технологий такое сотрудничество должно обеспечить комплексное решение глобальных задач как в области оптимизации финансовых потоков, так и в части соблюдения санитарных норм, соответствия стандартам и внедрения единой системы контроля.

За счет чего, каких решений и технических усовершенствований единый оператор планирует привести процесс содержания, вывоза и утилизации опасных отходов к необходимым стандартам?

Одно из основных предлагаемых нововведений -- замена пластиковых контейнеров для хранения отходов на ламинированные картонные короба. Во-первых, эксплуатация таких коробок позволила бы значительно экономить место за счет хранения их в сложенном виде, а, во-вторых, транспортировка потребовала бы меньшего количества поездок за счет их более плотной и оптимальной загрузки в транспортное средство. Тот факт, что коробки в отличие от контейнеров не предполагают многоразового использования, в случае внедрения тары позволит осуществлять процессы обеззараживания содержимого, не прибегая к вскрытию, что исключит контакт человека с отходами. Также исключается из всего комплекса мер процесс дезинфекции тары и возврат ее в медицинские организации. Все это в комплексе приведет к значительной экономии средств. Ну и наконец, каждому коробу должен быть присвоен уникальный электронный шифр для автоматического отслеживания «маршрута утилизации» и веса. Процесс контроля и учета оборота опасных отходов, таким образом, будет максимально оптимизированным.

Вопрос замены тары -- пока еще вопрос на перспективу, он ждет глубокой проработки. Сейчас же с целью снижения операционных расходов было принято решение оптимизировать непосредственно логистические процессы за счет внедрения специальной программы, позволяющей планировать маршрут по точкам в зависимости от загрузки транспорта, прокладывать маршрут с учетом московского трафика, отслеживать точность маршрута, а также более тщательного подобрать подвижной состав.

Однако одной оптимизации системы перевозок недостаточно. Сегодня для сбора отходов из медицинских учреждений столицы и доставки их к месту переработки требуются значительные логистические ресурсы. В среднем одно транспортное средство проезжает за день от 150 до 300 км. Поэтому в настоящий момент оператором ведутся разработки проекта кластерного строительства стерилизационных станций непосредственно в черте города.

Два года назад столичным правительством для ряда крупных медицинских организаций были закуплены уникальные стерилизационные аппараты, способные обеззараживать медицинские отходы Б- и В-класса и превращать их, таким образом, в отходы класса А. Медицинская организация в данном случае платит уже за вывоз ТБО, а не опасных отходов. Но тут вступают в силу технические ограничения: для эффективной работы установки требуется не менее 320 кг отходов в день. Нехватка или переизбыток объема незамедлительно возвращают медучреждение обратно к проблеме хранения отходов в соответствии с нормами СанПиНов. Решением вопроса на принципиально новом уровне может стать строительство в рамках инвестиционного проекта 8–9 стерилизационных станций. Каждый такой комплекс предполагает задействование нескольких стерилизационных печей. Такая организация процесса позволяет осуществлять сбор отходов ежедневно из всех медицинских организаций, не оборудованных необходимыми холодильными установками.

Еще одна задача будущего, стоящая на пути реализации намеченных целей, -- внедрение электронного документооборота. Сегодняшний учет всего объема выполненных работ ведется с помощью бумажных талонов. Это более 10 000 талонов ежемесячно! Они вручную проштамповываются, также вручную ведется сверка по каждому талону в конце отчетного периода. Если медицинская организация сменила наименование или печать, запущенный в оборот талон считается недействительным и оператору требуется провернуть целый комплекс мер для получения оплаты по уже оказанным услугам. Введение электронного документооборота и штрихкодирования позволило бы сделать все процессы прозрачными и автоматизированными, перевело бы усилия персонала с процедуры контроля и учета операций на обслуживание более продуктивных задач.

Реализация только выше озвученных проектов уже позволит вывести качество услуги на международный уровень.

Начало положено

На сегодняшний день эффективность перехода на единого подрядчика уже доказана московским опытом. Начало положено, и результат реален. За счет сокращения издержек и исключения коррупционной составляющей удалось существенно снизить стоимость услуги.

Однако три года -- лишь необходимый базис для нормального функционирования модели и стартовый задел для долгосрочного достижения взятых подрядчиком на себя обязательств.

Комплекс необходимых мер по реорганизации всего процесса требует существенных затрат, вступать в которые при существующем трехлетнем контракте нецелесообразно. Сегодня разработан прогрессивный механизм концессии -- инвестиционного сотрудничества в области государственно-частного партнерства. Благодаря возможности заключать долгосрочные концессионные контракты (сроком до 25 лет), которые дают инвестору со стороны государства определенные гарантии, частные компании готовы вкладывать собственные средства в долгосрочные программы реструктуризации.

Московский эксперимент -- лишь первый шаг на пути развития рынка медицинских отходов. Опыт необходимо экстраполировать в регионы. Переход на работу с единым подрядчиком позволит исключить коррупционную составляющую, существенно снизит стоимость услуги и сэкономит бюджетные средства. При этом повысится уровень обслуживания, минимизируется ручной труд и контакт человека с опасными отходами.



Фармацевтический рынок