Пациент – врач. Особенности коммуникации. Информатизация здравоохранения

 5899

Пациент – врач. Особенности коммуникации. Информатизация здравоохранения
Михаил ЕЛКИН, к.м.н., управляющий партнер ГК Market Group (агентство медицинских коммуникаций Da Signa)


На сегодняшний день наиболее широко используемыми средствами коммуникации по-прежнему остаются мобильные устройства и Интернет. В системе здравоохранения ситуация идентична: только за последний год более 70% пользователей сети Интернет искали на различных ресурсах информацию, связанную со здоровьем . Вместе с тем ключевые проблемы оказания медицинских услуг – длинные очереди, нехватка времени на работу с пациентом и другие – поставили перед Министерством здравоохранения непростую задачу: оптимизировать процессы обмена информацией между врачом и пациентом посредством внедрения информационных технологий.

Так, создание в России Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) позволило организовать регистрацию и учет пациентов, решить проблемы с очередями в поликлиниках, организовать учет выполнения назначений и т. д. В ближайшее время в медицинских учреждениях появятся электронные карты вместо привычных бумажных, а сами пациенты смогут получать рецепты в электронном виде.

В связи с этим самые популярные цифровые технологии: планшеты, клубные сети, специализированные поисковые системы и др. -- активно внедряют и в систему здравоохранения.

«Поскольку пациенты все чаще выбирают дистанционный способ коммуникации с медицинским сообществом, растет интерес к рынку электронного здравоохранения со стороны инвесторов. Этот фактор позволяет не только привлечь внимание зарубежных компаний к российскому фармрынку, но и улучшить качество оказания медицинских услуг в целом», -- отмечает Катерина Михно, директор агентства медицинских коммуникаций Da Signa.
Инструменты коммуникации

В связи с необходимостью сократить информационную дистанцию между врачом и пациентом, в систему здравоохранения все чаще внедряют digital-инструменты, драйверами которых обычно выступают фармацевтические компании.

Наглядным примером такого решения стал проект Moms on call, созданный по заказу компании Johnson & Johnson в 2004 г. и пользующийся популярностью у мам уже на протяжении 10 лет. Данная программа была реализована двумя женщинами с 20-летним стажем работы в педиатрии. Благодаря Moms on call молодые мамы могут с помощью мобильного телефона оперативно связаться со специалистом и получить необходимую консультацию, избежав очередного посещения медицинского учреждения. В рамках этой программы был выпущен ряд образовательных материалов, получивших широкое распространение во всем мире. Аналогом такого проекта в России стал сервис «СМС маме». Два-три раза в неделю беременные женщины и молодые мамы во всех регионах получают своевременную и достоверную информацию о развитии ребенка, здоровом питании, а также о социальной защите и поддержке молодых женщин.

Еще одним примером такого подхода стало внедрение Департаментом информационных технологий программы, уведомляющей врачей о необходимости напомнить пациенту записаться на прием или вовремя принять лекарство посредством СМС. И если раньше пациент был вынужден находиться под присмотром врача в стационаре, то теперь мобильные решения дают возможность сократить длительность пребывания пациента в медицинском учреждении и, как следствие, уменьшить количество обслуживающего персонала. Этот шаг к персонализированной медицине должен позволить не только сократить дистанцию между врачом и пациентом, но и решить острый кадровый вопрос.

Специализированные интернет-сообщества также могли бы послужить эффективным способом коммуникации между врачом и пациентом. На сегодняшний день Интернет выступает в роли наиболее оперативного и широко используемого источника информации. Однако при этом пациент не огражден от непроверенной и зачастую ложной информации. Многие врачи жалуются, что пациенты стали меньше им доверять. Обычно перед приходом к специалисту пациент сравнивает свои симптомы с симптомами других пользователей Интернета, прислушивается к советам других людей, не имеющих медицинского образования, и в связи с этим довольно часто отказывается выполнять рекомендации врача, что только ухудшает состояние больного. Специализированные порталы и социальные сети, контролирующиеся медицинским сообществом, могли бы оградить пациента от ненужного потока информации. Примером такой сети является справочная база по медицине и фармацевтике «ВитаПортал». На сайте публикуется информация, проверенная профессиональными врачами: новости здравоохранения, консультации специалистов и т. д. Также пациент с помощью данного сайта может записаться на прием в медицинское учреждение, предварительно ознакомившись с биографией лечащего врача и отзывами других посетителей.

Закрытые социальные сети – еще один эффективный способ коммуникации, позволяющий не только получить информацию о своем заболевании, но и обсудить свои проблемы с такими же пациентами. Особенность подобных сайтов заключается в контроле медицинского сообщества, что не позволит пациенту стать жертвой недостоверной информации. Закрытые социальные сети уникальны тем, что создаются не просто для общения, но и для поддержания образовательной инициативы. Англоязычный сайт patientslikeme.com – это социальная сеть, созданная специально для людей с редкими заболеваниями. Благодаря такой «клубной» сети уже 250 тыс. пациентов могут обсуждать свои проблемы с такими же, как они, не стесняясь своего диагноза. Такие сайты позволяют избавиться от страха остаться наедине с собственной болезнью. Пользователи могут дать друг другу советы, порекомендовать врача и т. д.

Эксперты называют подобные закрытые социальные сети приоритетными медийными ресурсами в отличие от популярных открытых сетей Facebook, «ВКонтакте», Twitter и др. Этот фактор подтверждают результаты опроса The Digital Futures -- 2014.

Digital как инструмент помощи в собственных целях

Динамичное развитие рынка мобильных устройств подразумевает внедрение новых решений, и сегодня на первый план выходят инструменты digital. Инвесторами все чаще выступают фармацевтические компании. С одной стороны, они, конечно же, пытаются привлечь внимание к собственным услугам и распространить ключевые сообщения компании, с другой стороны, используемые ими digital-инструменты значительно улучшают жизнь пациентов. К примеру, глюкометр, разработанный компанией Sanofi Aventis, можно подключать к устройствам iPhone или iPod touch через разъем Dock Connector. Данные, полученные в результате анализа, можно увидеть на экране своего устройства и сразу же отправить их своему лечащему врачу с помощью СМС. Пациент может сохранить до 300 результатов, сравнивая их с предыдущими. Благодаря этому устройству человек, страдающий сахарным диабетом, может не только оперативно обратиться за помощью к лечащему врачу, но и самостоятельно контролировать свое заболевание.

Подобный пример – не единственный случай, позволяющий пациенту бороться со своим заболеванием в комфортных для него условиях. Более того, фармацевтические компании все чаще предлагают использовать процесс геймификации как способ повышения эффективности терапии. Это связано с исследованиями, в ходе которых было доказано, что любая игра дает цель, а внедрение игры повышает уровень вовлеченности пациента в процесс терапии на 16%.

Разработчики игровых консолей Xbox, PlayStation Move и Nintendo Wii подарили пациентам, перенесшим инсульт, возможность проходить курс реабилитации не выходя из дома. Помимо обычных скучных упражнений человек получает положительные эмоции, связанные с вовлечением в процесс игры. В свою очередь, клинические исследования доказывают высокую эффективность восстановления утраченных за время болезни функций. Процесс геймификации позволяет повлиять не только на эффективность терапии, но и на работу врачебного сообщества. Специально разработанные мобильные приложения привлекают молодых специалистов. Популярная игра Syrum, созданная по заказу компании Boehringer Ingelheim, вовлекает молодых ученых в процесс разработки лекарственных препаратов, повышая тем самым их заинтересованность к данному направлению.

Digital медицинских услуг в будущем

С каждым годом в России инструменты digital только набирают популярность, в связи с чем разработчики ищут новых решений и проектов. Например, сегодня в перспективе интерактивные дома и автомобили. Установленные в домах датчики смогут помочь пациенту справиться, например, с симптомами аллергии, фильтруя воздух без специально установленных агрегатов.
 
Автомобили, оснащенные специальными устройствами, смогут предупредить, например, водителей-аллергиков о начале сезона аллергии или о въезде в зону с большим количеством аллергенов. С помощью рулевого колеса автомобилист сможет проверить состояние своего здоровья, например измерить артериальное давление, и отправить результаты своему лечащему врачу. Это позволит не только предупредить водителя о возможном риске во время вождения, но и оперативно получить рекомендации специалиста. При этом новые технологии не будут отвлекать внимание водителя.

В России рынок digital еще до конца не сформирован и носит довольно переменчивый характер. И если в странах ЕС рынок электронного здравоохранения (e-Health) можно охарактеризовать как умеренно растущий, то в России т. н. диджитализация здравоохранения только набирает обороты.

Высокий уровень конкуренции между фармацевтическими компаниями приводит к необходимости поиска новых способов продвижения товаров. Таким образом, внедрение digital-инструментов в систему коммуникации можно охарактеризовать как взаимовыгодное партнерство: дистанция между врачом и пациентом заметно сокращается благодаря связующему звену -- компании, желающей привлечь внимание к собственным товарам. И пока на рынке будет сохраняться стабильный фон конкуренции, digital в системе здравоохранения продолжит развиваться.



Фармацевтический рынок