Обзор российского рынка фармдистрибьюции, итоги I полугодия 2009 г.

 11008

Обзор российского рынка фармдистрибьюции, итоги I полугодия 2009 г.

В последние годы развитие дистрибьюторского звена характеризовалось общими для всех участников российского фармацевтического рынка тенденциями. Позиции крупнейших национальных оптовых компаний продолжают укрепляться, отмечается расширение деятельности оптовиков коммерческого сегмента в сторону сектора больничных закупок.

Одним из показателей динамичного развития является то, что российские фармдистрибьюторы продолжают обзаводиться собственными производствами. Таковые уже имеются у владельцев крупнейших российских фармдистрибьюторов - ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл». Некоторое время назад крупный поставщик «Р-Фарм» на торгах приобрел здание недостроенного завода детского питания с участком 4,8 га за 148 млн. руб. Компания планирует наладить производство дженериков, а в качестве перспективы развития рассматривается производство инновационных продуктов, разработанных при участии российских ученых. Также в апреле 2009 г. о желании построить завод для выпуска генно-инженерных и высокотехнологичных препаратов заявил один из крупнейших поставщиков в госзакупках - Ирвин-2 (соинвестором проекта выступают ГК «Ростехнологии»).

Расстановка основных сил на рынке кардинально не менялась. По данным аналитического агентства ЦМИ «Фармэксперт», в 2008 г. совокупная доля двух лидеров рынка ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл» в общем объеме продаж лекарственных средств составила порядка 40% (табл. 1). Следует отметить, что в минувшем году компания «СИА Интернейшнл» вплотную приблизилась к позиции ЦВ «ПРОТЕК» на рынке, т.к. последний несколько сократил свое участие в программе ДЛО. В совокупном рейтинге фармацевтических дистрибьюторов за 2008 г. ЦВ «ПРОТЕК» занимает позицию абсолютного лидера. В данном случае оценка агентства ЦМИ «Фармэксперт» строилась на трех основных критериях: на среднем объеме валовых продаж за месяц за анализируемый период, суммарном количестве дочерних компаний и филиалов, а также количестве федеральных округов, в которых у дистрибьютора имеются сертифицированные склады.

С начала 2009 г. в результате девальвации рубля, повлекшей значительное подорожание импортных лекарственных средств, сфера фармдистрибьюции оказалась не только под влиянием изменяющейся рыночной конъюнктуры, но и под пристальным вниманием регулирующих государственных органов. Контракты, заключенные в конце 2008 г. в валюте, для дистрибьюторов значительно подорожали, что в итоге привело к росту цен на лекарства в аптеках. По данным аналитиков компании IMS Health, за первые 6 месяцев 2009 г. стоимость лекарств на аптечных полках выросла в среднем на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Известно, что розничные цены на перечень жизненно важных лекарств (ЖНВЛС), необходимых для реанимационных процедур, наркоза, лечения злокачественных новообразований и острых психических расстройств, регулируются законом: отпускные цены и размер торговых надбавок зафиксированы приказами местных органов управления здравоохранением и обновляются не чаще чем раз в год. Эти препараты должны быть обязательно включены в ассортимент аптек. В I полугодии 2009 г. реализация ЖНВЛС обеспечила 40% оборота аптечных предприятий (в 2007 г. – 42%; в 2008 г. – 40%).

Дистрибьютор оказывается в сложной ситуации: с одной стороны, при формировании торговой надбавки необходимо не только учитывать текущую высокую закупочную цену, но и, по возможности, компенсировать понесенные ранее потери на обесценивании национальной валюты; c другой стороны, необходимо соблюдать пределы наценок, в первую очередь, при формировании цен на ЖНВЛС. При этом ситуацию усугубляет жесткая конкуренция в первой «пятерке» дистрибьюторов.

Осознание необходимости государственного вмешательства в процесс регулирования отпускных цен привело к разработке нового законопроекта об обороте лекарственных средств. Законопроект предполагает, что максимальная наценка для всей товаропроводящей цепочки, включая розницу, не должна превышать 30%. В частности, на оптовое звено отводится всего 10%. В связи с этим вышеупомянутый крупнейший российский фармдистрибьютор ЦВ «ПРОТЕК» решил перейти на прямые поставки лекарств из-за рубежа, минуя одно из звеньев товаропроводящей цепочки в виде российских «дочек» западных производителей. Дистрибьютор предлагает им оставить себе надбавку в размере 1% не только на лекарства из списка ЖНВЛС, но и вообще на все препараты.

По данным компании IMS Health, общий объем импорта в I полугодии 2009 г. составил 3,37 млрд. долл., что на 3,5% ниже, чем в соответствующий период прошлого года. Важно отметить, что поставки, приходящиеся на дочерние предприятия зарубежных производителей, выросли на 9,7% в долларовом эквиваленте, вследствие чего их доля в общей структуре импорта выросла на 6 п.п.

С начала 2009 г. наибольшее увеличение объемов поставок продемонстрировали представительства Pfizer(в 10,2 раза), Berlin-Chemie (в 2,2 раза) и Novartis(в 1,5 раза) (табл. 2). Поставки остальных дочерних компаний, представленных в рейтинге, также заметно выросли, что обусловило рост рыночной доли участников.

Высокая активность дочерних компаний заметно потеснила позиции российских дистрибьюторов. Однако два крупнейших национальных дистрибьютора ЦВ «ПРОТЕК» и «СИА Интернейшнл» по-прежнему возглавляют совокупный рейтинг ведущих компаний по объему импорта, несмотря на существенное сокращение последнего. Две оптовые компании из представленных в рейтинге показали положительную динамику поставок: «Фармимэкс» (+64,5% в дол.) и «Евросервис» (+54,2% в долл.).

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует, что дистрибьюторы делают для себя неутешительные прогнозы: жесткое регулирование товарных надбавок, в т.ч. на препараты списка ЖНВЛС, приводит к росту недополученной прибыли. Однако компании уже начали подготовку к подобному развитию событий. Так, например, в целях сохранения прежнего уровня рентабельности компании предпринимают попытки увеличения прямого импорта.

Ситуацию с ценами на лекарственные средства можно охарактеризовать как «эффект домкрата»: падение курса рубля вызывает рост цен на лекарства (в конце 2008 - начале 2009 гг.), тогда как укрепление национальной валюты обратного эффекта не дает. В лучшем случае можем надеяться только на их стабилизацию.

Таблицы и рисунки смотрите в приложении.

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок