Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

 5394

Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

Автор: Инна Сидорова, «Ремедиум»

Розничный коммерческий сектор - самый значимый сегмент  российского фармацевтического рынка, составляющий сегодня около 70%. Это означает, что большинство россиян (за исключением льготных категорий граждан, получающих помощь от государства на приобретение лекарственных препаратов, т.е. со скидкой или бесплатно) по-прежнему оплачивают лекарственные средства из своего собственного кармана.

По итогам 2012 г., согласно данным исследовательского агентства IMS Health, объем российского розничного коммерческого рынка вырос на 11% и составил 521 млрд. руб. (в ценах конечного потребления; рис. 1). В натуральном выражении сегмент аптечной розницы сократился с 4,6 до 4,4 млрд. упаковок, что связано с постепенным снижением спроса на старые лекарственные средства, характеризующиеся продолжительным приемом, и ростом популярности новых, более эффективных препаратов. Так, например, спрос на активированный уголь, одна упаковка (10 таблеток) которого составляет 1,25 суточных доз для взрослого, упал на 6%. Для сравнения: одной упаковки препарата Смекта №10, применяемого по аналогичным показаниям, хватает на трехдневный курс лечения. Объем потребления этого средства по итогам года вырос до 1,3 млн. упаковок. Стоит также отметить резкое падение спроса (на 70%) на кодеинсодержащие препараты после введения запрета на их отпуск без рецепта. Напомним, что с июня 2012 г., согласно постановлению правительства РФ от 20.07.2011 №599 «О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», ЛС, в состав которых входит кодеин, можно приобрести в аптеке только при наличии рецепта врача. В результате продажи кодеинсодержащих ЛС существенно сократились. Например, объем реализации ТН Нурофен Плюс (производитель Reckitt Benckiser) снизился с 9,3 до 2,9 млн. упаковок (рис. 2), препарата Терпинкод («Фармстандарт») - с 4,7 до 1,6 млн. упаковок.

Свыше 50% аптечных продаж в денежном выражении приходится на рецептурные ЛС (рис. 3). В натуральном выражении их доля меньше и составляет около 30% рынка. Рецептурные ЛС традиционно гораздо дороже OTC-препаратов: в 2012 г. средняя стоимость условной упаковки препарата, отпускаемого по рецепту, составила около 200 руб., без рецепта – 83 руб. Вследствие роста цен доля недорогих лекарственных средств сократилась - многие перешли из сегмента дешевых в сегмент более дорогих. Например, в ценовом сегменте «до 100 руб.» доля препаратов в стоимостном выражении сократилась на 2,7%, в натуральном – на 4% (рис. 4). На долю дорогостоящих ЛС приходится 14% всех продаж в денежном выражении, тогда как в упаковках - всего 1%.

В сегменте препаратов, стоимость которых регулируется государством (ЖНВЛП), средняя цена за условную упаковку составила 103 руб. Для препаратов, не входящих в перечень, этот показатель равен 129 руб. В 2012 г. в число жизненно необходимых и важнейших ЛС входило 567 международных непатентованных наименований. Расширение перечня ЖНВЛП обусловило рост доли входящих в него препаратов в общем объеме продаж в натуральном выражении более чем на 2%, а жесткий контроль цен, напротив, определил сокращение их доли в стоимостном эквиваленте на 1,7% относительно показателей 2010 г. (рис. 5).

Тенденция к снижению спроса на низкоэффективные, устаревшие лекарства отразилась на позиции отечественных препаратов, доля которых в натуральном выражении снизилась на 6%. В стоимостном эквиваленте на лекарства российского производства приходится менее четверти всех продаж (рис. 6). Из иностранных производителей наибольшую долю на российском розничном рынке занимают представители Германии (более 12%): прежде всего, компании Menarini Group (Мезим форте, Простамол Уно, Нимесил и др.), Bayer Healthcare (Ярина, Джес и др.) и Boehringer Ingelheim (Лазолван, Мовалис, Беродуал).  

Лидером на аптечном рынке по итогам года вновь стала компания Sanofi – производитель хорошо известного потребителям гепатопротектора Эссенциале Н и спазмолитика Но-Шпа (табл. 1). Доля Sanofi по итогам года составила 5,5%. Препарат Эссенциале Н в этом году возглавляет ТОП-10 торговых наименований, обогнав по продажам в рублях Арбидол (рис. 7). Доля производителя Арбидола – российской компании «Фармстандарт» – сократилась до 4,4%. Это произошло не только в результате падения спроса на противовирусный препарат Арбидол (-20%), но и за счет снижения реализации кодеинсодержащих ЛС, таких как Пенталгин Н, Терпинкод, Коделак. На втором месте находится компания Bayer Healthcare, она демонстрирует положительную динамику по итогам года (+5%). В тройку основных продуктов компании входят контрацептивные препараты Ярина и Джес, а также стимулятор регенерации хрящевой ткани Терафлекс (компания Sagmel Inc., США, входит в группу компаний Bayer). Суммарная доля этих продуктов компании Bayer составляет около 24%. Четвертое место рейтинга занимает корпорация Servier, в портфель продуктов компании входят такие бестселлеры, как Детралекс (для лечения хронической венозной недостаточности) и Предуктал МВ (для терапии ишемической болезни сердца). На 5-й строчке рейтинга находится группа компаний Sandoz, ее доля в денежном выражении сократилась до 3,5%. Отрицательная динамика зафиксирована и у компаний Menarini (-6%) и Gedeon Richter (-8%). Объединенная компания Nycomed/Takeda осталась на позиции прошлого года (3,4%). Завершает рейтинг Teva с положительным приростом +6%.

В 2014 г. в ряде российских регионов планируется запуск пилотных программ государственной компенсации стоимости лекарств. Переход к системе лекарственного возмещения позволит россиянам снизить свои расходы на медикаменты. Программа государственных соплатежей кардинально изменит структуру фармацевтического рынка – существенно сократится доля аптечного сегмента в пользу государственного сектора. Значительных изменений до этого момента не предвидится: коммерческий сектор российского фармрынка продолжит расти в денежном выражении, при этом в упаковках его объем будет сокращаться примерно на 1-2% в год за счет «отживающих свой век» препаратов.  

Рисунки в приложении

Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок