Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

 5143

Лекарства за свой счет. Анализ российского аптечного рынка по итогам 2012 года

Автор: Инна Сидорова, «Ремедиум»

Розничный коммерческий сектор - самый значимый сегмент  российского фармацевтического рынка, составляющий сегодня около 70%. Это означает, что большинство россиян (за исключением льготных категорий граждан, получающих помощь от государства на приобретение лекарственных препаратов, т.е. со скидкой или бесплатно) по-прежнему оплачивают лекарственные средства из своего собственного кармана.

По итогам 2012 г., согласно данным исследовательского агентства IMS Health, объем российского розничного коммерческого рынка вырос на 11% и составил 521 млрд. руб. (в ценах конечного потребления; рис. 1). В натуральном выражении сегмент аптечной розницы сократился с 4,6 до 4,4 млрд. упаковок, что связано с постепенным снижением спроса на старые лекарственные средства, характеризующиеся продолжительным приемом, и ростом популярности новых, более эффективных препаратов. Так, например, спрос на активированный уголь, одна упаковка (10 таблеток) которого составляет 1,25 суточных доз для взрослого, упал на 6%. Для сравнения: одной упаковки препарата Смекта №10, применяемого по аналогичным показаниям, хватает на трехдневный курс лечения. Объем потребления этого средства по итогам года вырос до 1,3 млн. упаковок. Стоит также отметить резкое падение спроса (на 70%) на кодеинсодержащие препараты после введения запрета на их отпуск без рецепта. Напомним, что с июня 2012 г., согласно постановлению правительства РФ от 20.07.2011 №599 «О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», ЛС, в состав которых входит кодеин, можно приобрести в аптеке только при наличии рецепта врача. В результате продажи кодеинсодержащих ЛС существенно сократились. Например, объем реализации ТН Нурофен Плюс (производитель Reckitt Benckiser) снизился с 9,3 до 2,9 млн. упаковок (рис. 2), препарата Терпинкод («Фармстандарт») - с 4,7 до 1,6 млн. упаковок.

Свыше 50% аптечных продаж в денежном выражении приходится на рецептурные ЛС (рис. 3). В натуральном выражении их доля меньше и составляет около 30% рынка. Рецептурные ЛС традиционно гораздо дороже OTC-препаратов: в 2012 г. средняя стоимость условной упаковки препарата, отпускаемого по рецепту, составила около 200 руб., без рецепта – 83 руб. Вследствие роста цен доля недорогих лекарственных средств сократилась - многие перешли из сегмента дешевых в сегмент более дорогих. Например, в ценовом сегменте «до 100 руб.» доля препаратов в стоимостном выражении сократилась на 2,7%, в натуральном – на 4% (рис. 4). На долю дорогостоящих ЛС приходится 14% всех продаж в денежном выражении, тогда как в упаковках - всего 1%.

В сегменте препаратов, стоимость которых регулируется государством (ЖНВЛП), средняя цена за условную упаковку составила 103 руб. Для препаратов, не входящих в перечень, этот показатель равен 129 руб. В 2012 г. в число жизненно необходимых и важнейших ЛС входило 567 международных непатентованных наименований. Расширение перечня ЖНВЛП обусловило рост доли входящих в него препаратов в общем объеме продаж в натуральном выражении более чем на 2%, а жесткий контроль цен, напротив, определил сокращение их доли в стоимостном эквиваленте на 1,7% относительно показателей 2010 г. (рис. 5).

Тенденция к снижению спроса на низкоэффективные, устаревшие лекарства отразилась на позиции отечественных препаратов, доля которых в натуральном выражении снизилась на 6%. В стоимостном эквиваленте на лекарства российского производства приходится менее четверти всех продаж (рис. 6). Из иностранных производителей наибольшую долю на российском розничном рынке занимают представители Германии (более 12%): прежде всего, компании Menarini Group (Мезим форте, Простамол Уно, Нимесил и др.), Bayer Healthcare (Ярина, Джес и др.) и Boehringer Ingelheim (Лазолван, Мовалис, Беродуал).  

Лидером на аптечном рынке по итогам года вновь стала компания Sanofi – производитель хорошо известного потребителям гепатопротектора Эссенциале Н и спазмолитика Но-Шпа (табл. 1). Доля Sanofi по итогам года составила 5,5%. Препарат Эссенциале Н в этом году возглавляет ТОП-10 торговых наименований, обогнав по продажам в рублях Арбидол (рис. 7). Доля производителя Арбидола – российской компании «Фармстандарт» – сократилась до 4,4%. Это произошло не только в результате падения спроса на противовирусный препарат Арбидол (-20%), но и за счет снижения реализации кодеинсодержащих ЛС, таких как Пенталгин Н, Терпинкод, Коделак. На втором месте находится компания Bayer Healthcare, она демонстрирует положительную динамику по итогам года (+5%). В тройку основных продуктов компании входят контрацептивные препараты Ярина и Джес, а также стимулятор регенерации хрящевой ткани Терафлекс (компания Sagmel Inc., США, входит в группу компаний Bayer). Суммарная доля этих продуктов компании Bayer составляет около 24%. Четвертое место рейтинга занимает корпорация Servier, в портфель продуктов компании входят такие бестселлеры, как Детралекс (для лечения хронической венозной недостаточности) и Предуктал МВ (для терапии ишемической болезни сердца). На 5-й строчке рейтинга находится группа компаний Sandoz, ее доля в денежном выражении сократилась до 3,5%. Отрицательная динамика зафиксирована и у компаний Menarini (-6%) и Gedeon Richter (-8%). Объединенная компания Nycomed/Takeda осталась на позиции прошлого года (3,4%). Завершает рейтинг Teva с положительным приростом +6%.

В 2014 г. в ряде российских регионов планируется запуск пилотных программ государственной компенсации стоимости лекарств. Переход к системе лекарственного возмещения позволит россиянам снизить свои расходы на медикаменты. Программа государственных соплатежей кардинально изменит структуру фармацевтического рынка – существенно сократится доля аптечного сегмента в пользу государственного сектора. Значительных изменений до этого момента не предвидится: коммерческий сектор российского фармрынка продолжит расти в денежном выражении, при этом в упаковках его объем будет сокращаться примерно на 1-2% в год за счет «отживающих свой век» препаратов.  

Рисунки в приложении

Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок