Контроль за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения в Республике Башкортостан

 16338

Контроль за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения в Республике Башкортостан
Р.А.ГАНИЕВА, заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан, info@reg3.roszdravnadzor.ru;
Э.П.ГОРБЕНКО, ведущий специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере медицинской деятельности Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан

Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения является одним из главных направлений деятельности Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан. Особое внимание уделяется осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который организован в соответствии с федеральным и региональным законодательством, закрепляющим основные права и гарантии несовершеннолетних.

Управление Росздравнадзора по Республике Башкортостан на основании полномочий, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 205 «Об утверждении положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации)» осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также контроль и надзор за соблюдением лицензионных требований и условий в учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания населения.

Указанные виды контрольно-надзорной деятельности управления осуществляются в отношении государственных учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания, психоневрологические интернаты, республиканский социальный приют для детей и подростков, республиканский комплексный центр реабилитации инвалидов, республиканский комплексный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства), специальных образовательных учреждений (детские дома, специальные (коррекционные) школы для детей с отклонениями в развитии), а также в отношении домов ребенка для детей до 4-х лет и учреждений социального обслуживания г. Уфы (комплексные центры, реабилитационный центр для детей-инвалидов). Всего на территории Республики Башкортостан 175 таких учреждений.

Контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания организован в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 №899.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» деятельность учреждений социального обслуживания независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности должна соответствовать государственным стандартам социального обслуживания, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания, порядку организации деятельности учреждений, предъявляют требования к учредительным документам, документам на оборудование, требования к условиям размещения учреждения, к укомплектованности учреждения специалистами и к уровню их образования, квалификации, профессиональной подготовки и т.д.

В перечисленных учреждениях также осуществляется контроль и надзор за соблюдением государственных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который организован в соответствии с федеральным и региональным законодательством, закрепляющим основные права и гарантии несовершеннолетних. За последние 3 года контрольно-надзорной деятельностью управления охвачено 125 учреждений (71% от общего числа).

С начала 2010 г. специалистами управления в общей сложности проведено 56 проверок в 22 государственных учреждениях социального обслуживания населения. В ходе проверочных мероприятий в 13 учреждениях выявлены нарушения действующего законодательства о лицензировании при оказании социально-медицинских услуг, такие как отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности и нарушения лицензионных требований и условий.

В 19 учреждениях выявлены нарушения государственных стандартов социального обслуживания. Данные нарушения обусловлены преимущественно несоответствием помещений санитарно-гигиеническим нормам и требованиям в связи с их расположением в приспособленных зданиях либо в помещениях, совмещенных с другими организациями и зачастую недоступных для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения. Помимо этого выявлены случаи отсутствия должного контроля за качеством предоставляемых социальных услуг, своевременного обслуживания медицинской техники, а также ненадлежащего уровня профессиональной подготовки отдельных специалистов и др. Так, например, в 14 учреждениях выявлены несоответствия условий размещения опекаемых (воспитанников): завышение количества спальных мест, несоответствие нормативам площадей, недостаточная укомплектованность кадрами.

Как показали результаты контрольно-надзорных мероприятий, социальное обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях в целом соответствует установленным стандартам. Вместе с тем до настоящего времени остается много нерешенных вопросов, касающихся в первую очередь укрепления материально-технической базы, создания условий, обеспечивающих доступность и беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры. Остро стоит вопрос с кадровой укомплектованностью, профессиональной подготовкой, своевременным усовершенствованием специалистов. Установлены случаи нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированных им государством в вопросах выплаты алиментов, закрепления жилья.

В сложившейся ситуации важно отметить, что улучшение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной защиты, обеспечение реализации их прав и законных интересов, удовлетворение в полной мере их потребностей на сегодняшний день является одной из первостепенных задач.

Во-первых, необходимо создание условий в указанных учреждениях, соответствующих требованиям действующего законодательства, в том числе государственным стандартам социального обслуживания населения.
Во-вторых, необходимо обеспечить:
- соответствие оказываемых видов помощи установленным требованиям;
- осуществление медицинской деятельности только в соответствии со специальным разрешением (лицензией);
- соблюдение лицензионных требований и условий, в том числе санитарно-эпидемиологических норм;
- соответствие профессиональной подготовки медицинских работников, своевременное повышение их квалификации;
- техническое оснащение и соблюдение требований по техническому обслуживанию медицинского оборудования и многое другое.

В-третьих, усилить работу по соблюдению гарантированных государством прав детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан пожилого возраста.
Система социального обслуживания населения имеет основополагающее значение в реализации государственной политики в отношении указанных категорий граждан.

Деятельность управления на данном этапе неоценима, поскольку направлена на выявление нарушений прав граждан (детей-сирот, детей-инвалидов, а также граждан пожилого возраста), находящихся в трудной жизненной ситуации, на недопущение нарушений и их устранение, а также привлечение к ответственности лиц, допустивших те или иные нарушения.

Управлением ведется активная работа по лицензированию медицинской деятельности в представленных учреждениях. Так, за последние 4 года количество учреждений, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности, возросло с 37 до 142, соответственно с 12 до 84% от общего количества учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность. В рамках лицензирования решен обширный ряд проблем: обеспечено оформление правоустанавливающих документов на помещение, соответствие помещений санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, созданы условия для повышения квалификации медицинских работников, проведены мероприятия по обеспечению соответствия установленным требованиям технического состояния медицинского оборудования и многое другое.

В результате контрольно-надзорной деятельности управления в работу учреждений социального обслуживания населения внедрены и применяются в полном объеме национальные стандарты социального обслуживания населения.

Управлением также установлено, что принятых мер по финансированию и созданию оптимальных условий содержания, реализации социальных гарантий гражданам пожилого возраста, воспитанию и развитию детей в учреждениях социальной защиты населения и здравоохранения недостаточно. Недостаточный объем бюджетных ассигнований влечет несоблюдение нормативов обеспеченности технологическим, реабилитационным, дидактическим оборудованием, медикаментами, мягким инвентарем и др.

В целях обеспечения соответствия качества оказываемых социальных услуг современным требованиям в дополнительном финансировании нуждаются укрепление материально-технической базы, оснащение технологическим, реабилитационным и дидактическим оборудованием, средствами малой механизации, индивидуальными средствами реабилитации, мебелью, мягким инвентарем, компьютерной техникой и др.
Говоря о необходимости решения вышеперечисленных задач, следует отметить необходимость создания доступной среды, формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, повышения доступности реабилитационных услуг и совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы в рамках реализации государственной и региональных программ «Доступная среда» на 2011--2015 гг.

Объем финансирования, предусматриваемый данной программой, позволит решить ряд вышеперечисленных задач. Так, программой «Доступная среда» предусмотрены мероприятия по организации и проведению пилотных проектов в нескольких субъектах Российской Федерации в части:
- внедрения новых механизмов работы медико-социальной экспертизы;
- формирования единого федерального регистра инвалидов;
- обеспечения доступности занятости инвалидов;
- обеспечения доступности зданий и сооружений;
- обеспечения доступности инженерной и транспортной инфраструктур;
- обеспечения доступности учреждений здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, связи и др.

В настоящее время в Республике Башкортостан предпринимаются меры, направленные на участие в реализации обозначенных пилотных проектов. С этой целью намечены разработка и принятие нормативно-правовых документов, касающихся формирования доступной среды, механизма взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов в области создания доступной среды, механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, проведение инвентаризации, паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур с целью их последующей модернизации.

Надеемся, что участие в программе «Доступная среда», а также дальнейшая работа Управления Росздравнадзора по Республике Башкортостан по контролю за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания населения, за обеспечением государственных гарантий в социальной сфере сделают жизнь нуждающихся в социальной поддержке граждан более комфортной и помогут им успешнее адаптироваться в обществе.
      


Фармацевтический рынок