Иинсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 году

Иинсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 году

 7253

Иинсулиновый спрос. Обзор российского рынка инсулинов в 2012 году
Согласно официальным данным в России более 3 млн. пациентов, больных сахарным диабетом, однако многие специалисты отмечают, что реальная их численность гораздо выше показателей официальной статистики. Рост количества льготников напрямую влияет на рост объемов рынка инсулинов – пептидных гормонов, снижающих уровень глюкозы в крови.

В 2012 г. объем российского рынка инсулинов по данным аналитической компании IMS Health вырос на 3% в натуральном выражении до 7,2 млн. упаковок (рис. 1). В денежном выражении этот сегмент рынка практически остался неизменным на уровне 8,5 млрд. рублей (в оптовых ценах; рис. 2). Основная доля продаж, как в рублях, так и в упаковках приходится на сегмент льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС). Здесь реализуется 89,5% всех инсулинов в стоимостном выражении и 84,1% в натуральном выражении (рис. 3). При этом по сравнению с 2011 г. доля этого сегмента в упаковках выросла на 4%, а в рублях примерно на 2%.

На сегодняшний день российский рынок инсулинов контролируют всего несколько компаний, лидером среди которых является компания Novo Nordisk, занимающая около 40% рынка в денежном выражении и 46,7% в натуральном выражении (рис. 4 и 5). Продажи компании Sanofi занимают долю около 34,4% в рублях и 14,5% в упаковках. Также в тройку сильнейших игроков входит Eli Lilly, продажи которой в денежном выражении составляют 19,2%, в упаковках – 27,1%. На долю крупнейшего отечественного производителя «Фармстандарт» приходится около 4,9% от объемов рынка в стоимостном выражении. В натуральном выражении его доля выше и составила 7,7%. В портфель компании входят человеческий генно-инженерный инсулин короткого действия Биосулин Р и инсулин средней продолжительности действия Биосулин Н, а также специальные металлические инъекционные ручки Биоматик Пен, разработанные для самостоятельного простого и безопасного введения этих препаратов. По итогам 2012 г. продажи инсулинов производства «Фармстандарт» выросли до 0,6 млн. упаковок, причем больше половины всех проданных упаковок пришлось на Биосулин Н.

Отметим, что по результатам продаж в упаковках именно инсулины короткого действия и средней продолжительности действия занимают самые емкие сегменты рынка – 38% и 34,8% соответственно (рис. 6). В денежном выражении самым емким оказался сегмент группы инсулинов длительного действия (беспиковых) – здесь реализуется более 38% всех инсулинов в денежном выражении.

По данным IMS Health объем реализации инсулинов короткого действия (длительность порядка 3-5 часов) по итогам 2012 г. достиг 2,8 млн. упаковок на сумму 2,5 млрд. руб. Лидирующую позицию среди инсулинов короткого действия занимает аналог человеческого инсулина Новорапид Флекспен (Novo Nordisk), представленный в одноразовых шприц-ручках. Его доля выросла с 17,3 до 18% в стоимостном выражении (табл. 1).

Следует подчеркнуть, что инъекционные ручки набирают все большую популярность среди диабетиков – по итогам 2012 г. доля инсулинов, реализуемых в шприц-ручках, выросла с 36,4 до 39,4% в рублях и с 17,9 до 19,6% в упаковках (рис. 7). К преимуществам данной формы инсулинов можно отнести гарантированную точность дозы и безопасность проведения инъекций, удобство в применении, которое позволяет больному быстро сделать инъекцию при любых условиях и в любой обстановке. Благодаря столь удобному средству введения сегмент предзаполненных шприц-ручек растет и будет расти не только в России, но и во всем мире.

Доля инсулинов короткого действия производства компании Eli Lilly Хумалог (инсулин ультракороткого действия) и Хумулин Регуляр в денежном выражении снизилась до 17,5%, и соответственно, до 14,6%.

Продажи инсулинов в сменных картриджах Актрапид НМ Пенфилл и Новорапид Пенфилл занимают доли свыше 14% в денежном выражении. Несмотря на относительно малые доли отечественные инсулины Биосулин Р («Фармстандарт») и Росинсулин Р («Медсинтез») демонстрируют существенный прирост продаж как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Инсулин человека короткого действия производства компании Sanofi – Инсуман Рапид ГТ занимает 8-е место с долей 5,9% в рублях и 4,25% в упаковках.
 
Завершает этот Топ-10 инсулинов короткого действия препарат Апидра (Sanofi) – аналог инсулина быстрого действия без содержания цинка, имеющий короткую продолжительность действия. Его продажи за прошедший год снизились в стоимостном выражении на 18%.

Инсулины средней продолжительности действия хуже растворяются и медленнее всасываются из подкожной жировой клетчатки, их продолжительное действие достигается наличием специального пролонгатора (адъюванта) — протамина (изофан, протафан, базал) или цинка (суспензия цинк-инсулина, инсулин-ленте и др.). Объем их реализации в 2012 г. составил около 1,8 млрд. руб. и 2,5 млн. упаковок. Среди инсулинов средней продолжительности действия 1-е место в рейтинге принадлежит рекомбинантному инсулину человека ТН Хумулин НПХ с продолжительностью действия 18-20 часов (табл. 2). В прошлом году было реализовано почти 800 тыс. упаковок этого препарата на сумму 569 млн. руб. Инсулины с аналогичной продолжительностью действия и пролонгатором, выпускаемые в России – Ринсулин НПХ и Инсуран НПХ занимают доли менее 0,5% в денежном выражении от общего объема инсулинов этой длительности действия.

В сегменте комбинированных инсулинов объем реализации за прошлый год составил 0,8 млн. упаковок на сумму 937 млн. руб. в оптовых ценах. Первые строчки рейтинга комбинированных инсулинов по объемам продаж в рублях принадлежат двум формам инсулина Новомикс: в форме картриджей (Новомикс Пенфилл) и в шприц-ручках (Новомикс Флекспен; табл. 3). Их суммарная доля составила более 72% в денежном выражении и 58% в натуральном выражении от объема реализации этой группы инсулинов. Еще четверть рынка по продажам в денежном выражении занимает Хумулин МЗ.

К инсулинам длительного действия относятся инсулины Лантус (Sanofi) и  Левемир (Novo Nordisk). Оба инсулина выпускаются в 2-х формах – в форме шприц-ручек и сменных картриджей. Суммарная доля этих торговых наименований среди всех проданных инсулинов в упаковках достигла 15,5%, что составляет 1,1 млн. упаковок. В денежном выражении объем этого сегмента составил 3,3 млрд. руб.

Подводя итог, можно сказать, что российский рынок инсулинов находится в фазе медленного роста за счет увеличения потребления инсулинов населением. При этом отмечается увеличение спроса в сторону наиболее удобных инъекционных форм – инсулинов в шприц-ручках. С появлением новых разработок способы доставки инсулинов станут еще более удобными в применении (инсулиновые помпы, инсулин в виде пленки, назального спрея, пластырей, ингаляторов и др.), что напрямую отразится на качестве жизни больных диабетом, а это, в свою очередь, повлияет весь рынок инсулиновых лекарственных средств.

Инна СИДОРОВА, «Ремедиум»
Смотри рисунки в прилагаемом ниже файле


Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок