Фармацевтический рынок России в 2009 г.

Фармацевтический рынок России в 2009 г.

 7558

Фармацевтический рынок России в 2009 г.

Екатерина ПАУТОВА, Мария ДЕНИСОВА, IMS Health

По итогам 2009 г. российский фармацевтический рынок вырос на 16,5% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 338,5 млрд. руб. в оптовых ценах. В долларовом эквиваленте объемы реализации сократились на 8,6%. Объемы продаж в натуральном выражении снизились на 4,4%: с 4,5 млрд. упаковок до 4,3 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата выросла по итогам 2009 г. на 21,9% в рублях и составила 89,6 руб.

Локомотивом фармацевтического рынка по-прежнему является коммерческий сектор. В структуре фармацевтического рынка аптечный сектор демонстрирует опережающие темпы роста (+17,7% в рублях) и аккумулирует свыше 65% рынка в денежном выражении (рис. 1).

В анализируемом периоде отмечен рост объемов продаж генерических препаратов как в денежном выражении (+21% в рублевом эквиваленте), так и в натуральном выражении (+2,1% в упаковках), что привело к увеличению их доли в структуре потребления. По итогам 2009 г. дженерики аккумулируют 17,3% в стоимостном и 20,6% в натуральном выражении.
Во многом достаточно высокие темпы роста фармацевтического рынка были обеспечены инфляцией, в два раза превышающей аналогичный показатель на рынке потребительских товаров (рис. 2). По итогам 2009 г. в среднем цены на лекарственные средства выросли на 27,3%.

По итогам 2009 г. Топ-10 фармацевтических корпораций не претерпел изменений по составу, однако внутри первой «десятки» отмечены некоторые перемещения (табл.1). Самый высокий темп роста объемов реализации по итогам 2009 г. продемонстрировал отечественный холдинг «Фармстандарт» (+33,9% в рублях), что обеспечило ведущей российской компании место в «тройке» лидеров рынка. Не менее существенный рост по итогам года показали ведущие западные компании – Sanofi-aventis (+24,1%1), Berlin-Chemie/Menarine (+22,5%) и Nycomed (+24,3%). Несмотря на некоторое отставание по темпам роста по итогам 2009 г., компания Novartis (+13,3%), как в предыдущем 2008 г., стала компанией №1 в списке ведущих компаний – производителей. На фоне невысокого роста других представленных в списке корпораций Janssen-Cilag является единственным участником, динамика продаж которого по итогам анализируемого периода была отрицательной. Анализ показывает, что присутствие компании на рынке в долевом отношении сократилось более чем на полпроцента.

Столь стремительная динамика продаж компании «Фармстандарт» во многом связана с повышенным вниманием к производимому компанией препарату Арбидол, который на фоне борьбы с гриппом A/H1N1 в течение всего 2009 г. года активно продвигался в качестве мощного противовирусного средства. Анализ показывает, что в 2009 г. Арбидол (+79,3%) вышел на первое место в рейтинге самых продаваемых торговых марок в России, потеснив даже дорогостоящие лекарства, закупаемые в рамках программы «7 Нозологий» (табл.2). Другое заметное изменение рейтинга – попадание госпитального препарата Натрия хлорид в Топ 10 ведущих торговых наименований. В 2009 г. объемы реализации препарата выросли более чем на треть по сравнению с 2008 г., в результате чего его доля выросла на 1%. Несмотря на опережающие по сравнению с рыночными темпами роста, гепатопротектор Эссенциале Н уступил одну строчку вышеупомянутому стремительно растущему Натрия Хлорид.

В структуре потребления произошла некоторая ротация в перечне первых десяти АТС-классов (табл. 3). Вследствие роста продаж брэнда Арбидол группа L03 [Иммуностимуляторы] (+27,2%) увеличила свое присутствие на рынке, однако ее положение в «тройке» лидеров осталось прежним. Не менее высокими по сравнению с другими участниками темпами роста отличилась АТС-группа C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] (+20,4%), но положение данного участника по окончании 2009 г. также осталось неизменным. Невысокий прирост продаж группы B02 [Гемостатики] позволил другим участникам «десятки» несколько улучшить свое рейтинговое положение: A10 (+18,8%) и M01 (+18,4%) - плюс одна позиция по итогам года. В целом, объемы продаж, приходящиеся на первые десять АТС-классов, незначительно сократились и аккумулируют чуть более 39%.

По итогам 2009 г. темпы роста объемов реализации лекарственных средств в национальной валюте были умеренными, тогда как в долларовом выражении рынок заметно сократился. Сократились и объемы потребления в упаковках. Важно отметить, что если ранее это было связано с переориентацией потребителя на более дорогие лекарственные средства, то в период 2008-2009 гг. сокращение рынка в упаковках было обусловлено высокой инфляцией на лекарственные средства.

Тема роста цен на медикаменты, наблюдаемого в течение 2009 г., была одной из самых обсуждаемых тем в экспертных кругах. Особое внимание было уделено сегменту жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В целях стабилизации цен в сегменте ЖНВЛС было принято постановление по государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на препараты из списка ЖНВЛС. Динамические показатели фармацевтического рынка России в ближайшее время будут зависеть в том числе и от того, насколько мероприятия в рамках данного постановления будут выполнены в установленный срок.

Таблицы и рисунки см. в приложении

Файл:  Загрузить


Фармацептический рынок