Фармацевтические субстанции: предпосылки и перспективы развития производства

 22686

Фармацевтические субстанции: предпосылки и перспективы развития производства

Светлана РОМАНОВА, «Ремедиум»


Обеспечение населения лекарственными препаратами - один из элементов национальной безопасности страны, а фармацевтическая промышленность является важнейшей социально значимой отраслью экономики страны, базовая подотрасль которой - производство субстанций лекарственных средств.


Характерные особенности

В настоящее время в виду социальной значимости фармацевтической промышленности Правительство уделяет серьезное внимание развитию этой отрасли. В перечне поручений по итогам представления в Госдуму отчета о результатах деятельности Правительства РФ в 2014 г. стоит вопрос о необходимости при внесении изменений в Государственную программу «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013--2020 годы» предусмотреть мероприятия, направленные на организацию выпуска субстанций, целесообразных к производству на территории России .

К отличительным особенностям отрасли, которые нельзя не учитывать при развитии производства субстанций ЛС, относятся:

-    высокая наукоемкость продукции;
-    значительная длительность процесса разработки новых перспективных лекарственных субстанций и соответствующих лекарственных препаратов (ЛП);
-    длительный жизненный цикл лекарственных средств, включающий разработку -- производство -- реализацию;
-    характер и длительность регламентируемого производственного цикла по выпуску продукции (наличие как периодических, так и непрерывных технологических процессов);
-    большое разнообразие применяющихся технологических процессов и используемых при этом видов оборудования, сырья и материалов;
-    многостадийность технологических процессов (возможность применения совмещенных технологических схем);
-    необходимость частого изменения, расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции, вызванная в т. ч. активной экспансией на отечественный фармацевтический рынок импортных запатентованных препаратов, дженериков и пр.

К особенностям фармацевтической промышленности и ее подотраслей как объектов инвестирования можно отнести более высокую инвестиционную привлекательность производства готовых лекарственных средств в отличие от производства лекарственных субстанций, сформировавшуюся в современных экономических условиях. Это объясняется высокой материало- и энергоемкостью производства субстанций, выпуск которых стал малорентабельным, а порой и убыточным. Рост цен на материальные ресурсы привел к значительному увеличению себестоимости отечественных субстанций и повышению цен на них, которые стали выше мировых, что сделало эту продукцию неконкурентоспособной.

Зарубежные производители фармацевтических субстанций, получив легкий доступ на российский рынок, создали сильную конкуренцию отечественным производителям, которые не смогли выстоять против активной экспансии на российский рынок дешевых субстанций, зачастую не лучшего качества.

Субстанции: экскурс в прошлое

Мониторинг по выпуску субстанций обычно проводился экспертами по форме статистической отчетности «Баланс мощностей». После 2005 г. эта форма изменилась и не содержит сведений о производственных мощностях по выпуску субстанций, отслеживаются лишь готовые лекарственные средства в ампулах и упаковках. В связи с этим довольно сложно оценить ситуацию в подотрасли по производственным мощностям и выпуску фармацевтических субстанций после 2005 г. Можно только сказать, что на сегодняшний день в России более 30 предприятий-производителей фармацевтической продукции, ориентирующихся на производство субстанций для фармацевтического рынка. Проведем экскурс в недалекое прошлое, когда статистическая отчетность еще позволяла ориентироваться в данном вопросе.

В 1992 г. в России производилось 272 вида фармацевтических субстанций объемом 17,5 тыс. усл. т. Производители субстанций обеспечивали потребность предприятий, выпускающих ГЛС, в субстанциях для производства синтетических ЛС на 70%, антибиотиков -- на 85%, витаминов -- на 90%, иммунобиологических препаратов -- на 100% [1]. При этом многие отечественные субстанции были предметом экспорта в страны дальнего зарубежья.

Производство субстанций в целом с 1992 г. (базовый год) неуклонно снижалось, в 2004 г. сократилось в 6,2 раза по сравнению с базовым годом и оказалось на уровне 2803,511 усл. т. За этот же период произошло снижение производства субстанций синтетических ЛС, витаминов и антибиотиков в 4,4; 19,6 и 46,8 раза соответственно (рис. 1).

Romanova_1_.jpg

За период 1992--2004 гг. среднегодовая производственная мощность по выпуску фармацевтических субстанций в целом снизилась до 12739,9 усл. т, или в 2,5 раза к уровню 1992 г., в т. ч. по субстанциям синтетических ЛС, витаминов и антибиотиков -- в 2,2; 5,9 и 2,7 раза соответственно (рис. 2).

Romanova_2_.jpg

При этом средний уровень использования производственных мощностей по выпуску субстанций в целом снизился с 55,1% в 1992 г. до 22,0% в 2004 г., т. е. в 2,5 раза. Аналогичная картина отмечалась и по субстанциям синтетических ЛС, где уровень использования производственных мощностей снизился с 46,4 в 1992 г. до 23,6% в 2004 г., т. е. почти в 2 раза, а по антибиотикам и витаминам -- с 79,8 и 85,6 до 4,6 и 25,6% соответственно, т. е. в 17,5 раза по антибиотикам и в 3,4 раза -- по витаминам. Значительное снижение уровня использования мощностей по производству субстанций объясняется резким падением производства этой продукции в 2004 г.

Экономическая эффективность производства субстанций на крупнотоннажных специализированных предприятиях, по мнению экспертов, обеспечивается при загрузке производственных мощностей не менее чем на 70%. В случае когда уровень использования мощностей оказывается ниже, производство субстанций на этих предприятиях становится нерентабельным.

Существенное снижение объемов производства субстанций приводит к тому, что уровень использования производственных мощностей достигает критического значения, ниже которого их эксплуатация становится экономически нецелесообразной. Это ставит развитие отечественной фармацевтической промышленности в зависимость от поставок субстанций из-за рубежа.

Фармрынок: основные тенденции

Объем фармрынка в розничных ценах за 2014 г. оценивается в 920 млрд руб. [2]. При этом доля отечественных ЛС в общем объеме фармрынка составила 26,6% в стоимостном исчислении и около 58% -- в натуральном . Необходимо отметить, что по итогам 2014 г. российский фармрынок занял седьмое место в мире.

Распоряжением Председателя Правительства РФ №2728-р от 30 декабря 2014 г. утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 г. На сегодняшний день 197 лекарственных препаратов из Перечня не имеют отечественного производителя. При этом по 124-м позициям отечественными компаниями ведутся разработки как за счет бюджетных средств в рамках федеральных целевых программ, так и за счет собственных средств предприятий. Необходимо отметить, что с момента начала реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г., старт которой был дан в 2009 г., уже было организовано 139 производств по различным группам продукции из перечня ЖНВЛП.

По-прежнему остро стоит вопрос о происхождении субстанций, из которых в нашей стране производят готовые лекарственные препараты. К сожалению, ответ на этот вопрос не вселяет оптимизм. Согласно экспертным данным за 2013--2014 гг., Германия, Франция, Италия и Китай занимают 80% в объеме импорта фармацевтических субстанций в Россию в стоимостном исчислении. В натуральном выражении большая доля импорта приходится на Китай -- 70% . Соотношение удельных весов, исчисленных по стоимостным и натуральным показателям, показывает, что китайские субстанции значительно дешевле аналогичной продукции других стран.

Импортируются в основном субстанции давным-давно известных препаратов, таких как ацетилсалициловая кислота, парацетамол, метамизол натрия, метформин, аскорбиновая кислота и пр., которые еще пользуются спросом у населения в т. ч. за счет невысокой стоимости. По экспертной оценке доля фармацевтических субстанций, произведенных в России, в настоящее время составляет менее 8% от объема рынка этой продукции, а все остальное -- импорт .

В рамках госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013--2020 годы» было выведено на рынок 13 лекарственных препаратов, 10 из которых производятся в России на основе собственных субстанций. Объем продаж указанных препаратов в 2014 г. составил 8,4 млрд руб. [3].

В последнее время в российской фармпромышленности наблюдается тренд на развитие биотехнологии. В России появились новые производственные и технологические компетенции: моноклональные антитела (ЗАО «Биокад»), инсулины и их аналоги (ОАО «ГЕРОФАРМ-Био»), цитокины и факторы роста (ЗАО «Биокад»), рекомбинантные факторы свертывания крови и ферменты (ЗАО «ГЕНЕРИУМ»), рекомбинантные вакцины (ФГУП НПО «Микроген», ФГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов» ФМБА России, ФГУП «Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН»), рекомбинантные белки, получаемые в E. Coli (ЗАО «Биокад», ЗАО «ГЕНЕРИУМ» и другие компании).

При непосредственной поддержке Минпромторга России реализованы проекты с компаниями, которые выпускают препараты полностью из собственной субстанции. Среди них ЗАО «ГЕНЕРИУМ» -- строительство биотехнологического комплекса во Владимирской области, ЗАО «Биокад» -- г. Санкт-Петербург, в Кировской области в конце 2014 г. состоялось открытие инновационного производственного комплекса компании ООО «Нанолек». В Рязанской области открыт биофармацевтический завод компании ООО «ФОРТ», выход которого на полную производственную мощность запланирован в 2016 г. В мае 2015 г. компания получила обновленную лицензию на осуществление производства ЛС, которая дает возможность ООО «ФОРТ» выпускать лекарственные препараты, в т. ч. и вакцины, не только в виде растворов и лиофилизатов, но и в форме суспензии. Предприятие высокотехнологичного научно-производственного комплекса отвечает всем современным правилам организации производства и контроля качества лекарственных препаратов и обладает возможностью производить самые современные препараты высокого качества по полному производственному циклу в соответствии с международными стандартами GMP.

Рыночные аспекты организации производства

Совершенно очевидно, что производство субстанций необходимо восстанавливать и в первую очередь для обеспечения национальной безопасности страны. Это не пустые слова, с этим приходится сталкиваться в реальной жизни, когда зарубежные поставщики обеспечивают нашу экономику субстанциями по остаточному принципу .

Повышение уровня независимости в лекарственном обеспечении -- это, прежде всего, качество фармацевтических субстанций. Когда производство организовано на территории нашей страны, оно подконтрольно российским государственным органам, и мы можем быть уверены, что лекарственные препараты будут действительно качественными. При поставке субстанций из-за рубежа такой уверенности просто быть не может.

Одна из базовых целей организации производства субстанций -- это экономическая целесообразность. При всей системе финансовых ограничений она безусловная. Организация производства повлечет за собой создание высококвалифицированных рабочих мест, мультипликативный эффект развития смежных отраслей промышленности и, наконец, простимулирует развитие НИР в фармацевтике.

К сожалению, на сегодняшний день доминирующая роль на российском рынке принадлежит зарубежным фармсубстанциям. Особого внимания заслуживают Китай и Индия как основные поставщики этой продукции на наш рынок. Существует даже определенное разделение труда между этими двумя странами. В Индии очень высокая концентрация серьезных, квалифицированных специалистов: маркетологов и технологов. Поэтому пальму первенства освоения новых субстанций они у Китая забрали и пока не отдают. Но по традиционным субстанциям более силен все-таки Китай, и пока он лидирует по концентрации производства крупнотоннажных субстанций (табл. 1).

    Таблица 1. Крупнотоннажные субстанции  
Наименование субстанции   Среднегодовая потребность российского рынка  Производитель (зарегистрированный в РФ)    Производственные мощности
   Аспирин     1400 т   Хебей Цзине Кемикал Инжиниринг, Китай   10000 т
   Шандонг Ксинхуа Фармасьютикал Ко, Лтд, Китай   15000 т
    Аскорбиновая кислота     650 т   Норсист Фармасьютикал Груп Ко ЛТД, Китай   25000 т
  Си ЭС Пи Си Вейшинг Фармасеутикал Ко ЛТД, Китай
  35000 т
  Цефотаксим   35 т
  Жухай Юнайтед Лабораториз Ко ЛТД, Китай
  75000 т
  Цефтриаксон   160 т   Жухай Юнайтед Лабораториз Ко ЛТД, Китай   400000 т
  Цефазолин   72 т
  Си –Эс-Пи-Си Чжунно Фармасьютикал (Шицзячжуан) Ко ЛТД, Китай   200000 т
        Метамизол       800 т    Хебей Цзихэн (Груп) Фармасьютикал Ко Лтд, Китай   3000 т
   Шандонг Ксинхуа Фармасьютикал Ко Лтд, Китай
  7000 т
  Ухань Уяо Фармасьютикал Ко Лтд, Китай   4000 т
   Чжецзянь Хайсэнь Фармасьютикал Ко Лтд, Китай   2000 т
       

Как следствие преобладания импортных субстанций на российском рынке возникла серьезная зависимость отечественной фармацевтической промышленности от производителя субстанции и обстоятельств в стране ее производства. Специалисты отмечают, что с неконтролируемыми со стороны России ситуациями сталкиваются довольно часто, например, когда практически единственный легальный поставщик фармсубстванции в Россию сообщает, что ему это производство экономически больше не выгодно, и он, скорее всего, прекратит его (совсем недавно такая история случилась с никотинамидом). Еще один пример -- с бринзоламидом: в России была внесена в Госреестр ЛС субстанция, российский производитель зарегистрировал готовую форму из нее, подготовил производство к пуску, но тут выяснилось, что производство этого активного вещества в Швейцарии закончилось еще 3 мес. назад, но компания не сочла нужным даже уведомить об этом, а отечественный производитель потерял деньги и время. В 2014 г. весь рынок лихорадило из-за того, что два производителя пирацетама сменили производственные площадки, и возник серьезный дефицит этого препарата.

Радикальной доработки требует система допуска на российский рынок фармацевтических субстанций. Сегодня они вносятся в Госреестр на основании бумаг, которые присылаются из других стран, и априори все заявители признаются добросовестными. Если же провести проверку субстанции, которая поставляется в РФ, то может выясниться, что такого производителя уже давно нет, хотя субстанция продолжает поставляться в Россию. Более того, может оказаться, что это вовсе не производитель, а торговая компания, но у нее зарегистрировано 17 субстанций, которые они поставляют на наш рынок. С такой компанией довольно сложно конкурировать даже добросовестному китайскому производителю, а уж про российского нечего и говорить. Поэтому высказывается мнение, что необходимо навести определенный порядок в существующей сфере регистрации субстанций.

Среди сложностей, с которыми можно столкнуться при организации производства фармацевтических субстанций в России, можно выделить следующие:

•    Ограничения в доступности интермедиатов и других активных ингредиентов для производстава субстанций.
•    Сложности в аппаратурном обеспечении современных технологических процессов.
•    Недостаток современных очистных сооружений на существующих мощностях.
•    Дефицит квалифицированного производственного персонала.
•    Ограниченный финансовый ресурс.
•    Отсутствие уверенности в сбыте произведенной продукции.
•    Существующие механизмы государственной поддержки недостаточно эффективны.

В нашей стране есть хороший опыт локализации производства готовых лекарственных форм. Это можно рассматривать как первый и основной этап, дающий возможность локализовать производство субстанций. Увеличение производства отечественных ГЛС за счет локализации производства приведет к тому, что автоматически возрастет и внутренняя потребность в субстанциях для их выпуска. Все это в свою очередь позволит расширить российский рынок субстанций и будет способствовать снижению затрат на их производство. Таким образом, локализация и необходимые меры государственной поддержки отрасли позволят повысить ее инвестиционную привлекательность.

Государственная поддержка отрасли

Правительство России системно занимается созданием благоприятных условий для отечественных производителей лекарственных препаратов и поддержкой высокотехнологичных производств фармацевтических субстанций для создания лекарственных препаратов. В рамках ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.02.11 г. №91, организуется производство синтетических и биотехнологических лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, которые не производятся отечественными производителями и защищены патентами иностранных компаний. При этом одним из обязательных требований к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является разработка технологии производства субстанции лекарственного препарата.

К настоящему времени разработаны отечественные технологии получения 10 фармацевтических субстанций (Атазанавир, Валганцикловир, Телбивудин и др.), на разработку которых в 2011--2014 гг. из средств федерального бюджета затрачено 984 млн руб., из внебюджетных источников -- 1898 млн руб. [4]. К 2016 г. в рамках ФЦП планируется разработать отечественные технологии получения фармацевтических субстанций еще 12 лекарственных средств (Деферазирокс, Каспофунгин, Леналидомид и др.). Общий объем финансирования указанных разработок в 2012--2015 гг. из средств федерального бюджета составит 1340 млн руб., из внебюджетных источников -- 3107 млн руб.

Сегодня в государственной программе участвует 18 ведущих вузов России, 27 учреждений РАН. В реализацию программы также вовлечены все крупнейшие институты Минздрава, Федерального медико-биологического агентства, Роспотребнадзора, Федерального агентства научных организаций. Они ведут более 330 проектов по разработке новых лекарств, на поддержку которых в 2015 г. выделяется более 8,5 млрд руб.

После выхода постановления «Об утверждении критериев отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых на территории Российской Федерации, а также критериев отнесения промышленной продукции к товару, произведенному на территории Российской Федерации» продукция предприятий, производство которых будет соответствовать критериям «российского товара», будет допущена к государственным закупкам, а также сможет претендовать на получение различных преференций. Данное постановление должно обеспечить прозрачность и четкость взаимодействия органов власти и существующих промышленных производителей, а также потенциальных инвесторов. Кроме того, оно позволит предприятиям организовать дальнейшую деятельность и скорректировать производственные планы так, чтобы в случае наличия заинтересованности сохранить свое присутствие на рынке государственных закупок [5].

Разработаны отдельные преференции для препаратов, производимых на территории России по полному циклу. Из госбюджета отдельно финансируются доклинические исследования, клинические исследования, проекты по трансферу технологий, разработка технологических платформ, а с 2015 г. вводятся субсидии на организацию производства субстанций и проведение клинических исследований [6]. Механизм предусматривает возмещение государством части затрат (до 50%), что будет способствовать вовлечению бизнеса и получению необходимого конечного результата -- вывода готового продукта на рынок в течение трехлетнего периода после окончания субсидирования . Если результат не будет достигнут, то субсидия или возвращается, или соответственно сокращается. Федеральным законом от 20.04.2015 №93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается выделение российским организациям субсидии на возмещение части затрат для реализации проектов по проведению клинических исследований лекарственных препаратов в рамках государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013--2020 годы» в размере 830 млн руб. в 2015 г. и 3,3 млрд руб. в 2016 г.

Преференции при госзакупках, с учетом глубины локализации, для готовой лекарственной формы составляют 15%, а для фармацевтических субстанций предполагаются до 40%. Вопрос будет решен после выхода ряда нормативных документов. Самое ожидаемое фармсообществом -- постановление «третий лишний» («Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), которое уже внесено в правительство. Этот документ ограничит участие в госзакупках лекарств иностранных компаний, если заявленный препарат выпускают два и более производителя из стран Таможенного союза. В документе есть критерий, по которому они считаются локальными производителями, -- это страна происхождения товара, которая зафиксирована в соглашении в рамках Таможенного союза [7]. Необходимо отметить, что уже с 1 января 2016 г. наименее затратная для компании стадия производства -- упаковка готового продукта, больше не должна будет считаться достаточным уровнем локализации производства. Введение в действие этого документа, по различным экспертным оценкам, позволит увеличить долю российского производителя на госзакупках до 40% за год.

Параллельно в 44-й федеральный закон вносится положение о возможности применения к ЛС, на которые не распространится постановление «третий лишний», 15%-ной преференции. После выхода положения о стадии технологической переработки будет обсуждаться вопрос о предоставлении производителям при госзакупках 40% преференции при глубине локализации до субстанции.

Одним из эффективных инструментов, которые могут достаточно активно стимулировать в т.ч. локализацию производства, являются долгосрочные контракты в рамках госзакупок. Минэкономики и Минпромторг России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовят изменения в 44-ФЗ, позволяющие производителям, которые обязуются развивать локальное фармпроизводство, заключать контракты с госзаказчиками на поставки препаратов сроком до семи лет. Очевидно, что этот инструмент может быть эффективен и с точки зрения снижения цены на лекарственные препараты для самих закупщиков [8].

Кроме того, в интересах производителей будет работать Федеральный закон РФ от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который предусматривает заключение с предприятиями специальных инвестиционных контрактов. Компаниям, заключившим подобные соглашения, будут предоставляться особые условия деятельности.

В рамках Постановления Правительства РФ от 3 января 2014 г. №3  для получения субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам уже поданы заявки от ЗАО «ГЕНЕРИУМ», ОАО «Татхимфармпрепараты», ОАО «Биосинтез» и ООО «Нанолек». Кроме того, ряду фармацевтических предприятий будут предоставлены субсидии на компенсацию части затрат на выплату процентов по оборотным кредитам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 марта 2015 г. №214. В настоявшее время 14 фармкомпаний обратились для получения этих субсидий.

Продолжает действовать Фонд развития промышленности, который принимает заявки на предоставление целевых займов по ставке 5% годовых. Фонд предоставляет займы по проектам, направленным на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств, и только после тщательной экспертизы на предмет соответствия проекта установленным критериям. Заявки уже подали ОАО «Фармасинтез» и «Ниармедик». Один из проектов иркутской компании ОАО «Фармасинтез» уже одобрен к финансированию фондом. Он предполагает организацию производства 15 фармсубстанций для лечения таких заболеваний, как СПИД и ВИЧ-инфекции, онкологические заболевания и туберкулез.

Проекты Минпромторга по поддержке отечественных производителей фармсубставнций оцениваются отраслевым сообществом весьма высоко. Очевидно, нормативное регулирование в ближайшие годы должно стать основным фокусом промышленной политики стимулирования развития отечественного производства и обеспечения оперативного доступа на рынок отечественных лекарственных препаратов.

Литература

1.    Романова С.А., Захарова В.М., Журов Д.В., Надежда умирает последней… Производство фармацевтических субстанций за 14 лет. Ремедиум, 2007, 3: 54-60.
2.    Стенограмма совместного заседания Экспертного совета при Комитете Государственной думы по промышленности по развитию биотехнологий, фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям в Государственной думе», 10 июня 2015 года.
3.    http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!minpromtorg_predostavit_v_pravitelstvo_mery_po_podderzh....
4.    http://government.ru/orders/16431/.
5.    http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!minpromtorg_opredelit_chto_takoe_tovar_sdelannyy_v_ross....
6.    http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!farmpreparaty_rossiyskogo_proizvodstva_zaymut_polovinu_....
7.    http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!sergey_cyb_prinyal_uchastie_v_konferencii_farmacevtiki_....
8.    http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#!sergey_cyb_dolya_rossiyskih_lekarstv_na_rynke_dolzhna_d....


 




Фармацевтический рынок