Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

08.10.2018

Российский фармацевтический рынок по итогам I квартала 2018 года


Журнал "Ремедиум" №5, 2018


DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2018-5-30-32

Мария Денисова1, д.ф.н., Юлия Прожерина2, к.б.н.

1 IQVIA
«Ремедиум»

В 2017 – начале 2018 г. российский рынок показывает стабильную ситуацию и медленный выход на прежний (докризисный) уровень. Экономический кризис, курс на импортозамещение, новые законодательные инициативы, введение маркировки лекарственных препаратов (ЛП) – это далеко не полный перечень тех факторов, которые оказывают влияние на текущую ситуацию в фармацевтической отрасли России. И хотя судить о том, каким станет 2018 г. для отечественного фармрынка, еще рано, итоги I квартала уже позволяют определить ключевые тренды.

Maria Denisova1, PhD, Julia Prozerina2, PhD in biology

1 IQVIA
2 Remedium

In 2017 and early 2018, the Russian market showed a stable situation and a slow recovery to the previous (pre-crisis) level. The economic crisis, the policy of import substitution, new legislative initiatives, and the introduction of drug labelling (DL)  – to name a few from the list of factors that influence the current situation in the Russia's pharmaceutical industry. And while it is still too early to judge what the 2018 pharmaceutical market will be like for the domestic pharma market, the first quarter results have already demonstrated the key trends.

Ключевые тренды

Согласно данным компании IQVIA, по итогам I квартала 2018 г. объем российского фармацевтического рынка ЛП превысил 238 млрд руб. в ценах закупки и составил порядка 1,3 млрд упаковок. Относительно I квартала 2017 г. объем рынка сократился на 4,7% в рублях и на 2,8% в упаковках. При этом уменьшение объемов реализации практически не затронуло розничный сегмент (+3,9% в руб., -1,7% в упаковках), в наибольшей степени оно обусловлено более низким объемом закупок ЛП в госпитальном сегменте (прирост -11,8% в руб. и -11,4% в упаковках), а также отрицательным трендом в сегменте ЛЛО (-53,4% в руб. и -19,3% в упаковках). В сегменте региональной льготы в I квартале 2018 г., напротив, отмечен положительный прирост объемов закупок ЛП по отношению к I кварталу 2017 г. (+7,3% в руб., +1,9% в упаковках, рис. 1).

Соотношение долей продаж рецептурных и безрецептурных препаратов в целом по рынку в начале 2018 г. было практически таким же, как и в аналогичный период 2017 г. Так, на долю рецептурных ЛП пришлось порядка 60% от общего объема рынка ЛП в рублях, а в упаковках их доля составила 38%. Осталось стабильным и соотношение долей продаж импортных и отечественных препаратов: на российские ЛП приходится около 58% в натуральном выражении и 29% в стоимостном.

В 2017 г. отмечена тенденция замедления роста цен на медикаменты. В I квартале 2018 г. цена за 1 упаковку составила 186 руб., что ниже на 1,9% показателя I квартала 2017 г. Некоторые изменения отмечены и в структуре рынка с учетом ценовой сегментации ЛП. За рассмотренный период несколько сократилась доля препаратов с ценой до 50 руб., хотя они по-прежнему обеспечивают существенный объем продаж в натуральном выражении (44,4% в упаковках). Наибольший сегмент российского фармацевтического рынка составляют ЛП с ценой от 50 до 500 руб. за упаковку (49,5%), и доля их растет. Препараты с ценой от 500 до 1 500 руб. по итогам I квартала 2018 г. составили порядка 5,2%, и лишь менее 1% – ЛП с ценой свыше 1 500 руб. (рис. 2).

Рисунок 1. Динамика потребления ЛП по сегментам рынка за I квартал 2018 г. / Рисунок 2. Динамика долей продаж ЛП в упаковках по итогам I квартала 2018 г. относительно I квартала 2017 г. с учетом ценовой сегментации

Рейтинг корпораций за рассмотренный период практически не изменился. Лидирующую позицию на рынке по-прежнему занимает компания Sanofi (доля 4,7% в руб.). Второе место уверенно удерживает компания Bayer, укрепляя свои позиции (доля 4,3% в руб.). Уже несколько лет за 3-е место в рейтинге разворачивается серьезная борьба, однако, как и годом ранее, это место занимает компания Teva, доля которой в I квартале 2018 г. составила 3,2%. В целом рейтинг представлен иностранными корпорациями, единственная отечественная компания - «Отисифарм». По итогам I квартала 2018 г. доля ее достигла 2,7% объема рынка в рублях, однако при этом компания переместилась с 5-го на 6-е место (табл. 1). Компании Abbott, GlaxoSmithKline и Menarini, напротив, в I квартале 2018 г. оказались на одну строчку выше, чем год назад, а компания Stada, занимавшая по итогам I квартала 2017 г. 8-е место, покинула рейтинг. При этом надо отметить, что 8 импортных компаний из десятки лидеров имеют локализацию в России.

Таблица 1. Топ-10 корпораций фармацевтического рынка России по итогам I квартала 2018 г. в стоимостном выражении

Первое место в рейтинге МНН на российском фармрынке по результатам I квартала 2018 г. заняли препараты ксилометазолина (1,3% в руб.), что связано с ростом спроса на ЛП данной категории в холодное время года. Сезонностью спроса объясняется и высокая доля продаж препаратов ибупрофена (0,83%), занявшего второе место. Тройку лидеров продаж в стоимостном выражении замыкают препараты панкреатина (0,82% в руб.). В I квартале 2018 г. относительно аналогичного периода предыдущего года выросла доля препаратов на основе комбинации диосмина и гесперидина, применяемых при хронической венозной недостаточности нижних конечностей. Кроме того, возросла доля розувастатина и имидазолилэтанамида пентандиовой кислоты (рис. 3).

Рисунок 3. Топ-10 МНН по итогам I квартала 2018 г., % руб.

Ключевые препараты бюджетного сектора рынка

Стоимостный рейтинг торговых наименований бюджетного сектора рынка по итогам I квартала 2018 г. возглавил препарат Солирис (экулизумаб), предназначенный для лечения пароксизмальной ночной гемоглобинурии. Второе место занял ЛП для лечения сахарного диабета Туджео СолоСтар. На третьем месте – препарат для лечения неходжкинской лимфомы и хронического лимфолейкоза Ацеллбия. Среди продемонстрировавших высокий прирост продаж и вошедших в топ-10 рейтинга -- препараты Имбрувика, Хумира, Гертикад, Левемир Флекспен и Элапраза (табл. 2). Наблюдаемые изменения в рейтинге, скорее всего, говорят о несовершенстве системы закупок, чем о реальном изменении спроса.

Ключевые препараты розничного рынка

На розничном коммерческом рынке в анализируемый период максимальной долей продаж в рублевом эквиваленте характеризовался препарат Ингавирин. Данное ЛС, как и расположившийся на втором месте бренд Кагоцел, применяется для лечения и профилактики гриппа и ОРВИ. Замыкает тройку лидеров препарат Ксарелто (табл. 3).

Таблица 2. Топ-10 ЛП бюджетного сектора рынка в рублях по итогам I квартала 2018 г. / Таблица 3. Топ-10 ЛП по объему розничных продаж в рублях за I квартал 2018 г.

В целом рейтинг ЛП в аптечном сегменте не претерпел существенных изменений. Он представлен теми же торговыми наименованиями, что и в аналогичный период прошлого года. Исключение составляет препарат АЦЦ, который с 17-го места в I квартале 2017 г. переместился на 10-е место в I квартале 2018 г.

Анализ ситуации на российском фармацевтическом рынке по итогам I квартала 2018 г. свидетельствует о незначительных изменениях в структуре продаж в разрезе корпораций и торговых наименований. Рынок в целом стабилен. Сокращение объемов продаж в I квартале 2018 г. относительно I квартала 2017 г. объясняется снижением закупок препаратов в бюджетном сегменте рынка, и это характеризует лишь текущую ситуацию. Реальную картину в бюджетном секторе можно будет оценить лишь по прошествии нескольких месяцев. 



Ключевые слова: российский фармацевтический рынок, корпорации, препараты, потребление, продажи, Russian pharmaceutical market, corporations, drugs, consumption, sales


Последние статьи

Мероприятия

     2019
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам