Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / Фармацевтический рынок

23.05.2018

Специнвестконтрактам в фармацевтической отрасли быть! Когда и какими?


Журнал "Ремедиум" №11 2017


DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2017-11-6-11

Д.А. Копытин, к.ю.н., МГУ им. М.В. Ломоносова

Статья посвящена предмету, порядку заключения, особенностям и открытым вопросам специальных инвестиционных контрактов на освоение производства лекарственных препаратов, предоставляемым инвесторам льготам и преференциям: гарантии сохранения правового статуса инвестора как стороны СПИК и правового режима производимой продукции, предоставлению «локального» статуса произведенной продукции при условии освоения хотя бы одной из производственных стадий при условии принятия инвестором обязательства освоить полный производственный цикл в течение трех лет, преданию инвестору статуса единого поставщика на часть произведенной продукции, предоставлению федеральных и региональных льгот по налогу на прибыль. Автор касается положений новых нормативно-правовых актов, которые вступят в силу в 2018 г., и формулирует некоторые предложения по улучшению действующего законодательства. 

D.A. Kopytin, PhD in law, Lomonosov Moscow State University 

The article is devoted to the subject matter, conclusion procedure, peculiarities and open issues of special investment contracts for the development of pharmaceutical manufacture, privileges and preferences granted to investors: guaranteeing continued legal status of the investor as a party to SPIC and the legal regime of the manufactured products, granting the local status to the manufactured products, provided that at least one of the manufacturing stages is developed, subject to the investor's commitment to master the full production cycle for three years, granting the investor the single supplier status with respect to the part of the output, and providing federal and regional income tax relieves. The author discusses the new regulations that will come into force in 2018, and formulates some proposals for improving the current legislation. 

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - одно из правовых средств и одна из форм организации инвестиционной деятельности в Российской Федерации, нормативная основа которой заложена статьей 16 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (далее по тексту -- Федеральный закон № 488). Данный нормативно-правовой акт вступил в силу 29 июня 2015 г., и уже в декабре того же года СПИК был назван В.В. Путиным в Послании Президента Федеральному собранию одним из инструментов, призванных гарантировать права инвесторов в различных отраслях промышленности: «…мы гарантируем стабильные налоговые и другие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения. Это предусмотрено таким механизмом, как специальный инвестиционный контракт. Предлагаю в рамках таких контрактов предоставить право регионам снижать до нуля ставку налога на прибыль. Некоторые руководители прямо просят об этом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты на создание новых производств… Мы готовы гарантировать и спрос по этим программам и по этим проектам. Предлагаю дать право Правительству закупать на внеконкурсной основе до 30% продукции, созданной в рамках специнвестконтрактов. Но все остальное должно пойти на свободный, в том числе и на зарубежный, рынок, чтобы компании не теряли мотивацию, следили за качеством, стремились снижать издержки»[1].

По специальному инвестиционному контракту инвестор своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, а Российская Федерация или субъект Российской Федерации обязуется осуществлять в отношении инвестора меры стимулирования деятельности в сфере промышленности[2].

Для лучшего понимания сущности такого контракта полезно проанализировать пункты 5, 7, 8 Правил заключения СПИК (далее по тексту – Правила заключения СПИК), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 708 от 16 июля 2015 г. (далее по тексту -- Постановление № 708). Согласно этим положениям в качестве предмета СПИК могут выступать:

  • внедрение наилучших технологий (п. 7);

  • освоение производства промышленной продукции, отнесенной к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов (п. 8);

  • создание или модернизация производства промышленной продукции (п. 5).

Потенциальных заявителей - субъектов фармацевтической деятельности нередко интересует вопрос о том, для локализации производства каких лекарственных препаратов возможно заключить СПИК: только (а) оригинальных или (б) таких, которые еще не производятся в Российской Федерации, или же (в) любых препаратов? Верный ответ заключается в том, что СПИК можно заключить в отношении локализации производства любых препаратов, что следует из п. 5 Правил заключения СПИК. Однако надо иметь в виду, что согласно п. 6 ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 488-ФЗ, в СПИК должны быть указаны те меры стимулирования, которые применяются к инвестору и другим лицам, выступающим на его стороне. Таким образом, законодатель дает понять, что не все предусмотренные законодательством льготы и преференции автоматически применяются к отношениям с тем или иным инвестором, решение об их использовании зависит от характеристик локализуемой продукции и содержания самого контракта. Согласно п. 12 Правил заключения СПИК, Межведомственная комиссия по оценке возможности заключения специальных инвестиционных контрактов (далее – МВК)[3] в своем заключении должна указать перечень мер стимулирования, осуществляемых в отношении инвестора и (или) привлеченного им лица, а проект СПИК, направляемый уполномоченным государственным органом инвестору, должен быть составлен с учетом этого заключения. Следовательно, МВК имеет возможность применить как все предусмотренные законодательством меры стимулирования в отношении СПИК, так и отказаться от применения тех или иных преференций в том или ином конкретном случае, в том числе с учетом ценности для общества и государства предмета контракта. И здесь непременно сыграет свою роль вопрос о том, уникальны ли для России те лекарственные препараты, производство которых планируется локализовать во исполнение СПИК, и если уникальны, то по каким критериям, показателям (международному непатентованному наименованию или иным).

Основное требование к инвестору со стороны государства – обеспечить вложение в проект, предполагающий привлечение Российской Федерации в качестве стороны контракта, не менее 750 млн руб. От лица государства в таких контрактах выступает профильное ведомство -- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее по тексту - МПТ), оно же подписывает документ после проведения необходимых согласительных процедур. Консультационную поддержку инвесторам-заявителям оказывает Фонд развития промышленности[4]. Основные гарантии от лица государства закреплены в частях 5 и 6 ст. 16 Федерального закона № 488: это неухудшение правового статуса инвестора как стороны СПИК и правового режима производимой продукции по сравнению с условиями, определенными законодательством на момент заключения контракта, а также неповышение совокупной налоговой нагрузки в течение срока его действия[5] (контракт может быть заключен на срок, равный выходу проекта на операционную прибыль, продленному на 5 лет, но не более 10 лет в совокупности).

Обратимся к тем основным преференциям, на которые рассчитывают инвесторы-заявители. Согласно статье 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), Правительство Российской Федерации специальным актом[6] может придать инвестору статус единственного поставщика товара, производство которого осваивается на территории Российской Федерации, при одновременном наличии следующих условий (очевидно, более жестких, нежели предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 488-ФЗ; следовательно, далеко не все инвесторы, подавшие заявку на СПИК, могут претендовать на преференции в сфере госзакупок):

  • объем инвестиций, предусмотренных СПИК, в создание или модернизацию и (или) освоение производства продукции на территории Российской Федерации превышает три миллиарда рублей;

  • СПИК заключен Российской Федерацией (Российской Федерацией, наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием);

  • производство продукции на территории Российской Федерации будет осуществляться российским юридическим лицом;

  • СПИК предусматривает право инвестора поставлять продукцию в качестве единственного поставщика после придания ему соответствующего правового статуса актом Правительства Российской Федерации, в пределах 30% от объема произведенной продукции данного наименования за год (штраф за превышение данного порога -- 50% от стоимости превышения). Данному праву корреспондирует обязанность предоставлять отчеты об объеме произведенной продукции и продукции, поставленной в рамках закупки из единственного источника, что также должно быть указано в тексте контракта;

  • страной происхождения товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, является Российская Федерация.





Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, СПИК, локализация производства лекарственных препаратов, локальный статус лекарственных препаратов, единственный поставщик, «третий лишний», льгота по налогу на прибыль, special investment contract, SPIC, localization


Последние статьи

Мероприятия

     2019
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам