Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Фармацевтический рынок

06.08.2018

Взыскание долгов организации по налогам с ее должностных лиц. Как и когда?


Журнал "Ремедиум" №1-2 2018


DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2018-1-2-22-23

Алина Лаврентьева, к.э.н., партнер, руководитель практики по работе с компаниями фармацевтической и медико-биологической отрасли, PwC Россия

Недавно Конституционный суд РФ (далее – КС) разъяснил порядок взыскания с физических лиц вреда, причиненного налоговыми преступлениями, в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пени [1].

Recovery of tax organization debts from its officials. How and when?

Alina Lavrentieva, Ph.D. in Economics, Partner, Head of Practice for Working with Pharmaceutical and Medical Biological Industry Companies, PwC Russia

Recently, the Constitutional Court of the Russian Federation (hereinafter the "Constitutional Court") clarified the procedure for recovery of damages from natural persons caused by tax crimes in the amount of tax arrears and fines not received by the respective budget from the taxpayer organization.

История вопроса

Решениями судов с должностных лиц организации по искам налоговых органов был взыскан ущерб, причиненный ими при совершении преступлений (уклонение от уплаты налогов и сокрытие денежных средств либо имущества организации). 

Заявители, обратившиеся в КС, указали, что оспариваемые ими нормы позволяют суду по искам налоговых органов взыскивать с физических лиц вред, причиненный государству неуплатой налогов не ими, а организациями, должностными лицами которых они являлись. Они также отметили, что в силу неопределенности содержащегося в законодательстве понятия «вред» сумма неуплаченных организацией налогов приравнивается к вреду, причиненному физическим лицом.

Позиция КС

Согласно позиции КС, сама возможность взыскания с должностных лиц организаций, обвиняемых в налоговых преступлениях, вреда, причиненного бюджету РФ, в рамках уголовного или гражданского судопроизводства не противоречит Конституции РФ.

По мнению КС, являясь юридическим лицом, организация участвует в противоправном деянии в налоговой сфере опосредованно - через физических лиц, обычно через руководителя и бухгалтера. Действуя в собственных интересах, а также в интересах своей организации, они совершают правонарушение или преступление и несут административную либо уголовную ответственность. При этом субъекты налоговых преступлений, чьи противоправные действия привели к непоступлению налогов в бюджет, не освобождаются от обязанности возместить причиненный ими имущественный ущерб.

КС подтвердил, что с должностных лиц организации могут быть взысканы суммы налоговой недоимки и пени, числящиеся за организацией-налогоплательщиком.

При этом КС отметил, что с должностных лиц не могут быть взысканы штрафы, наложенные на организацию-налогоплательщика.

КС разъяснил, что взыскание с физических лиц вреда, причиненного налоговыми преступлениями, исключено при сохранении возможности исполнения налоговых обязательств: (i) самой организацией-налогоплательщиком и (или) (ii) причастными к ее деятельности лицами, и (или) (iii) иными субъектами, несущими ответственность по долгам юридического лица-налогоплательщика по гражданскому законодательству, законодательству о банкротстве. При этом, если судом будет установлено, что юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица, взыскание вреда с физического лица допустимо еще до наступления указанных выше признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств.

Также КС указал, что при определении размера возмещения должностными лицами вреда суд вправе учитывать имущественное положение физического лица, факт обогащения в результате совершения налогового преступления, степень вины, возможность определять поведение юридического лица и иные существенные обстоятельства.

Таким образом, по мнению КС, взыскание вреда с должностных лиц организации возможно не ранее наступления определенных обстоятельств и требует сбора соответствующих доказательств.

При этом необходимо помнить, что сроки для возмещения ущерба в рамках гражданского или уголовного судопроизводства не идентичны срокам, установленным налоговым законодательством для взыскания налоговых платежей. Уже сейчас существует подход, при котором возмещение ущерба в рамках гражданского иска в уголовном процессе возможно в течение срока давности, установленного для привлечения к уголовной ответственности, то есть в течение 10 лет со дня совершения налогового преступления.

Открытые вопросы

В целом КС подтвердил, что с должностных лиц организации могут быть взысканы суммы налоговой недоимки и пени, числящиеся за организацией-налогоплательщиком. Вместе с тем остается ряд открытых вопросов, в частности:

- каким образом суды на практике будут подтверждать невозможность взыскания налоговых платежей организации с самого налогоплательщика и иных лиц;

- какими полномочиями по управлению организацией-налогоплательщиком должны юридически и (или) фактически обладать физические лица для взыскания с них налоговых платежей организации;

- какая совокупность факторов будет рассматриваться судами как подтверждение использования юридического лица в качестве «прикрытия» противоправных действий физического лица;

- какие обстоятельства будут расцениваться судами в качестве безусловного подтверждения вины должностных лиц организации в причинении имущественного вреда бюджету РФ.

Следует отметить, что в январе 2018 г. ФНС России разъяснила нижестоящим налоговым органам, как применять Постановление КС[1]. Однако ответы на открытые вопросы, по-видимому, будут формироваться в рамках правоприменительной практики. А организациям-налогоплательщикам и их должностным лицам уже сейчас следует ознакомиться с позицией КС и учитывать ее при принятии решений и оценке рисков.


[1] Письмо ФНС РФ от 9 января 2018 г. №СА-4-18/45@.

Источники 

1. Постановление Конституционного суда от 8 декабря 2017 г. №39-П.

2. Письмо ФНС РФ от 9 января 2018 г. №СА-4–18/45@.

Sources

1. Resolution of the Constitutional Court No. 39-P of December 8, 2017.

2. Letter of the Federal Tax Service of the Russian Federation No.А-4-18/45@ of January 9, 2018.



Ключевые слова: налоги, долги, организация, должностное лицо, taxes, debts, organization, official


Последние статьи

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.