Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / Фармацевтический рынок

23.05.2018

Специнвестконтрактам в фармацевтической отрасли быть! Когда и какими?


Нормы, определяющие условия предоставления налоговых льгот, имеют ряд недостатков:

  • установлена временная отсечка: льгота по ставке налога на прибыль не применяется позднее 2025 года, что может сделать ее бесполезной для проектов с более поздней точкой безубыточности;

  • нет ясности в формулировках статьи 25.9 НК РФ: должен ли СПИК-инвестор соответствовать требованиям к участникам региональных инвестиционных проектов, определенным в части 1 статьи 25.9 НК РФ, в частности, быть зарегистрированным на территории субъекта Федерации, где локализуется производство, и не иметь обособленных подразделений за ее пределами, и части 1 статьи 284.3 НК РФ -- иметь долю в выручке от СПИК-продуктов не менее 90%[16]. Для снижения рисков отказа в предоставлении льготы по критерию несоответствия налогоплательщика заявленным требованиям инвестору целесообразно создать отдельное юридическое лицо для реализации проекта по СПИК.

Рассмотрев льготы, предоставляемые законодателем для инвесторов, принимающих на себя обязательства по СПИК, кратко остановимся на процедуре их заключения. Правила, утвержденные Постановлением № 708, предусматривают следующее:

1. Подачу инвестором в МПТ заявления по форме, утвержденной Приказом МПТ от 07 августа 2015 года «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта» с указанием данных о проекте согласно пункту 4 и с приложением бизнес-плана и иных документов, перечисленных в пунктах правил заключения СПИК.

2. Рассмотрение МПТ поданного заявления в течение 30 рабочих дней от даты его поступления в ведомство, выработку заключения, подписанного министром или заместителем министра промышленности и торговли, и направление комплекта документов с заключением на рассмотрение в МВК.

3. МВК рассматривает полученные документы и не позднее 60 рабочих дней с момента подачи инвестором заявления в МПТ направляет Министерству заключение о возможности подписания СПИК, в том числе с перечислением мер стимулирования, осуществляемых в отношении инвестора, либо о невозможности подписания контракта (отрицательное заключение возможно в случаях, прямо указанных в пункте 13 Правил заключения СПИК).

4. Заключение МВК направляется МПТ инвестору в течение 10 рабочих дней с момента его получения (если заключение положительное, то к заключению прилагается составленный на его основе проект СПИК).

5. Инвестор обязан направить в МПТ подписанный СПИК либо протокол разногласий в течение 10 рабочих дней с момента получения заключения и проекта СПИК, для урегулирования разногласий МПТ проводит переговоры с инвестором еще в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола.

6. Если переговоры по протоколу разногласий завершились успешно, уполномоченные государственные и, в случае их привлечения, муниципальные органы, подписывают СПИК со своей стороны (на это подписание также отводится 10 рабочих дней).

Таким образом, процесс заключения СПИК должен занимать около 90-100 рабочих дней без учета:

  • времени, необходимого инвестору для подготовки комплекта документов и проведения консультаций с ФРП (как свидетельствует официальный веб-сайт ФРП, «специалисты ФРП в ежедневном режиме готовы предоставить консультационную поддержку по вопросам, связанным с механизмом СПИК, и оказать содействие при подготовке комплекта документов перед подачей в Минпромторг России»)[17] ;

  • времени, затрачиваемого на коммуникацию между МПТ, МВК и инвестором между этапами, обозначенными выше в пунктах со 2-го по 6-й (окончание сроков определяется как «направление» документов ответственным лицом, неполучение их реципиентом);

  • передачи СПИК, подписанного представителями со стороны государственных и муниципальных органов, инвестору.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что в настоящее время механизм СПИК содержит ряд недостатков, которые не позволяют данному инструменту быть действительно востребованным на фармацевтическом рынке:

  • установленные в различных нормативно-правовых актах фильтры и пресекательные условия сужают круг участников, которые могут воспользоваться льготами, и ограничивают сферу применения самих преференций;

  • требуются значительные трудовые и временные затраты на подготовку бизнес-плана и комплекта документов еще до подачи заявления на заключение СПИК без гарантий получения тех льгот, которые необходимы для проекта, т.к. финальный перечень преференций - прерогатива МВК.

Еще по состоянию на 30 июня 2017 года не было «…на федеральном уровне ни одного [специального инвестиционного] контракта в сфере фармацевтики... Компания Biocad, например, подала заявку в федеральный центр в мае 2016 года... Также в Минпромторге лежат заявки компаний NovoNordisk, AstraZeneca, «НоваМедика», «Герофарм», «Фармимэкс-Octapharma» и «Верофарм»[18]. И вот, наконец, «16 октября сразу два крупных мировых фармацевтических производителя -- «Санофи» и «АстраЗенека» подписали специальные инвестиционные контракты с Минпромторгом России и российскими регионами. В частности, «Санофи» заключила СПИК на модернизацию промышленного производства фармацевтической продукции на заводе «Санофи-Авентис Восток» в Орловской области, а также по освоению на территории Российской Федерации промышленного производства фармпродукции, не имеющей аналогов в России… Что касается СПИК с биофармацевтической компанией «АстраЗенека», то в рамках этого соглашения производитель инвестирует дополнительно более 1 млрд руб. в модернизацию своего российского предприятия и обеспечение трансфера технологий для производства лекарственных препаратов для лечения социально-значимых заболеваний. В СПИК включены десять препаратов, шесть из которых будут производиться со стадии готовой лекарственной формы к 2020 году»[19].

В.В. Путин, выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, заявил о необходимости усовершенствовать механизм СПИК, в частности увеличить срок действия с 10 до 20 лет, расширить круг участников, предоставить дополнительные гарантии спроса на продукцию[20]. К настоящему моменту Правительством Российской Федерации разработан и проходит общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу проект Федерального закона «О специальных инвестиционных контрактах»[21]. Данный документ, с одной стороны, содержит ряд воодушевляющих новелл, например о дополнительных преференциях инвесторам в виде обязанности государственных заказчиков закупать определенный объем продукции, созданной в рамках исполнения СПИК. С другой стороны, законопроект повышает минимальный порог инвестируемой суммы с 750 миллионов рублей до одного миллиарда рублей собственных средств, отсекая часть потенциальных заявителей. Насколько эффективным окажется СПИК на фармацевтическом рынке как форма инвестиционной деятельности и опосредующее ее правовое средство, позволит ли он достичь одной из важнейших целей, заявленных в законопроекте, -- развития экспортных производств -- покажет дальнейшая модернизация законодательства о СПИК, практика его согласования и исполнения, а также время.


[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию 03 декабря 2015 года // http://kremlin.ru/events/president/news/50864

[2] Об истории подготовки нормативной базы СПИК см. Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2017.

[3] Положение об МВК утверждено тем же Постановлением № 708.

[4] См. http://frprf.ru/.

[5] См. также п.4.1. ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

[6] Правила подготовки таких актов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1522.

[7] Разумный Е. Государство много не купит. Ведомости. 04.12.2015. № 3974.

[8] Правила ведения реестра единственных поставщиков по СПИК утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 231.

[9] Текст Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 года № 1289 «третий лишний» см., например: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189815/. О недостатках подхода «третий лишний» см., например, Мануйлова А. «Третий лишний» — не лишний. В правительстве опровергают пересмотр принципов госзакупок лекарств // https://www.kommersant.ru/doc/3236080. Об инициативах по предоставлению «локального статуса» или ценовых преференций лекарственным препаратам, произведенным из «российской субстанции», см., например: Новую систему преференций разработают только для крупных госзакупок // https://vademec.ru/news/2017/03/27/dvorkovich-vnes-konkretnye-predlozheniya-po-dorabotke-trekhstupenchatoy-sistemy-goszakupok-/.

[10] См. п.10 Порядка подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МПТ от 12 ноября 2015 года № 3568 (в редакции от 06 июня 2017 года).

[11] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 № 1135.

[12] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 1522.

[13] Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // http://kremlin.ru/events/president/news/50899

[14] П.3) ч.3 ст. 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

[15] Ч.1.5 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

[16] Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 12 апреля 2017 года № 03-03-Р3/21627, в котором излагается мнение Департамента налоговой и таможенной политики ведомства, налогоплательщики – участники СПИК не должны соответствовать названным требованиям к участникам региональных инвестиционных проектов. С точки зрения автора статьи, данная позиция нуждается в закреплении в тексте Налогового кодекса, в ином случае риск отказа в применении налоговых льгот сохранится.

[17] http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/.

[18] Цыбина А. СПИК без оснований / https://www.kommersant.ru/doc/3337958.

[19] http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!podpisany_dva_krupnyh_specialnyh_investicionnyh_kontra...

[20] http://tass.ru/pmef-2017/articles/4340445.

[21] http://regulation.gov.ru/projects#npa=73018.





Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, СПИК, локализация производства лекарственных препаратов, локальный статус лекарственных препаратов, единственный поставщик, «третий лишний», льгота по налогу на прибыль, special investment contract, SPIC, localization


Последние статьи

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам