Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Фармацевтический рынок

02.03.2018

Качество лекарственных препаратов: связь нормативной документации со спецификацией, регистрационным досье, фармакопеей и GMP


Журнал "Ремедиум" №4 2017г.

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2017-4-64-71

Р.Р. Ниязов, А.Н. Васильев, Е.В. Гавришина, М.А. Драницына, ООО «Центр научного консультирования»

Долгое время нормативная документация (НД) служила основным оплотом контроля качества лекарственных препаратов (ЛП) в России. Такая несбалансированная ориентация на один инструмент в системе обеспечения качества в ущерб другим ключевым методам привела к перекосам в сторону одного документа, который перестал в связи с этим служить своей цели. Чтобы понять сложившуюся ситуацию и найти пути ее преодоления, целесообразно проследить историю возникновения этого документа, проанализировать, как он соотносится с такими понятиями, как спецификация, регистрационное досье (РД) и фармакопея, а также рассмотреть место НД в экспертизе РД и инспектировании производства на предмет соблюдения GMP.

R.R. Niyazov, A.N. Vasiliev, E.V. Gavrishina, M.A. DranitsynaLLC "Center for scientific advice"

For a long time, normative documentation (also known as ND) has been the main medicinal product quality control tool in Russia. Such an unbalanced use of one instrument at the expense of other methods of quality assurance has resulted in disproportion towards a single document which ceased functioning adequately. To understand the current situation and find the approaches to overcome this problem, it is worth examining the history of the document and analyzing how an ND correlates with specifications, marketing authorization application dossiers and pharmacopeias, and reflect how an ND is used in the course of assessment of a marketing authorization application dossier or GMP inspection.

Долгое время нормативная документация (НД) служила основным оплотом контроля качества лекарственных препаратов (ЛП) в России. Такая несбалансированная ориентация на один инструмент в системе обеспечения качества в ущерб другим ключевым методам привела к перекосам в сторону одного документа, который перестал в связи с этим служить своей цели. Чтобы понять сложившуюся ситуацию и найти пути ее преодоления, целесообразно проследить историю возникновения этого документа, проанализировать, как он соотносится с такими понятиями, как спецификация, регистрационное досье (РГ) и фармакопея, а также рассмотреть место НД в экспертизе РГ и инспектировании производства на предмет соблюдения GMP.

For a long time, normative documentation (also known as ND) has been the main medicinal product quality control tool in Russia. Such an unbalanced use of one instrument at the expense of other methods of quality assurance has resulted in disproportion towards a single document which ceased functioning adequately. To understand the current situation and find the approaches to overcome this problem, it is worth examining the history of the document and analyzing how an ND correlates with specifications, marketing authorization application dossiers and pharmacopeias, and reflect how an ND is used in the course of assessment of a marketing authorization application dossier or GMP inspection.

Введение

В России к 2016 г. сложилась диспропорциональная в регуляторном отношении ситуация, когда нормативная документация, т. е. один единственный документ, предназначенный для контроля качества ЛП, был приравнен ко всему модулю регистрационного досье, регламентирующему качество ЛП или действующего вещества (ДВ). Вместе с тем нормативная документация только частично соответствует общемировому понятию спецификации (при этом НД и спецификация не тождественны друг другу). Таким образом, лишь один из элементов стратегии контроля качества заменил собой всю систему обеспечения качества, то есть произошло reductio ad simplex.

Спецификация на ЛП, составляемая его производителем и утверждаемая уполномоченным органом, во всем мире является элементом стратегии контроля качества, не претендуя на то место, которое занимает НД в системе контроля качества ЛП в России. Значимость НД для контроля качества сильно преувеличена, однако долгое время она оставалась чуть ли не единственным инструментом стратегии контроля качества, в ущерб таким инструментам, как GMP, валидация процесса производства, установление характеристик, испытания на стабильность и т. д. Этот документ приобрел столь высокое значение, что в отечественной отрасли даже появились специалисты по написанию НД. Однако в отличие от medical writing’a (т. е. написания специализированных медицинских текстов, таких как протокол клинического исследования, брошюра исследователя, отчет о клиническом исследовании, инструкция по медицинскому применению и т.д.) НД невозможно просто взять и написать, не зная тонкостей процесса производства, общей стратегии контроля качества, результатов доклинических и клинических исследований, результатов испытаний на стабильность, возможностей и ограничений аналитических методик, результатов их валидации, наконец, целевого профиля качества конкретного ЛП. Иными словами НД, будучи выдержкой спецификации, должна быть результатом анализа экспериментальных данных и рисков, обусловленных характеристиками медицинского применения, свойствами самого ЛП и особенностями его производства. Важно подчеркнуть, что такое всеобъемлющее понятие, как «качество», недопустимо сводить только к нормативной документации. В связи с этим целесообразно рассмотреть эти понятия более подробно.

Качество и нормативная документация

В действующем законодательстве качество и НД определены друг через друга. В законодательстве об обращении лекарственных средств (ЛС) закреплено следующее определение качества [1]:

качество ЛС - соответствие ЛС требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа.

При этом под нормативной документаций понимается:

документ, содержащий перечень определяемых по результатам соответствующих экспертиз показателей качества ЛС для медицинского применения, методов контроля его качества и установленный его производителем.

Сопоставив оба определения и в некоторой степени приравняв частную фармакопейную статью к НД (см. ниже), очевидно, что определения качества и нормативной документации даны друг через друга, что слабо отражает смысл обоих этих понятий.

Вместе с тем существуют и общепринятые определения качества. Среди них можно выделить общее определение, данное Международной организацией по стандартизации (ИСО), и частное - используемое исключительно в отношении ЛП. Частное определение приведено в руководствах ICH - ICH Q6A и ICH Q6B, посвященных составлению спецификаций. Определение, приведенное в ICH, закреплено в документах ЕАЭС [2].

Согласно ИСО, качество - это степень соответствия совокупности характеристик, присущих продукту, системе или процессу, предъявляемым к ним требованиям [3]. Это определение универсально и подходит для любых явлений, таких как ЛП, продукты питания, косметическая продукция; процессы производства, системы управления. Рассмотрим существенные элементы этого определения.

Во-первых, постулируется существование некоторых требований, которые предъявляются к характеристикам продукта, процесса или системы. Эти требования задаются извне (т. е. они находятся за пределами системы качества), но именно с целью их удовлетворения и создается продукт, процесс или система. То есть требования - это субъективная сторона качества, поскольку они предъявляются человеком для удовлетворения его субъективных нужд. Далее следует выделить некоторый продукт, процесс или систему со всей совокупностью присущих им характеристик. Эти характеристики продукта, процесса или системы, как правило, материальны и измеримы, то есть они объективно заданы. Таким образом, упрощенно можно сказать, что качество есть мера удовлетворения субъективных потребностей с помощью объективно существующих материальных носителей. Важно понимать, что требования к продукту нельзя вывести из самого продукта, поскольку они находятся за пределами системы качества.

Рассмотрим частное определение фармацевтического качества. С регуляторной точки зрения качество - это пригодность ДВ и ЛП для своего целевого назначения [4]. При этом понятие «качество» включает в себя такие основные показатели, как подлинность, дозировка и чистота. Данное определение является частным случаем общего определения качества применительно к ЛП. Рассмотрим его подробнее.





Ключевые слова: нормативная документация, спецификация, качество, стратегия контроля качества, фармакопея, производство, GMP, normative documentation, specification, quality, quality control strategy, pharmacopoeia, manufacturing


Последние статьи

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.