Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Фармацевтический рынок

27.12.2016

Текущее состояние и перспективы развития российского рынка одноразовых медицинских изделий


Алексей ВАНИН, гендиректор MDpro

Анализ рынка проведен на основании данных о государственных закупках одноразовых медицинских изделий и базы экспортно-импортных операций официальной таможенной статистики. В статье понятие «рынок одноразовых медицинских изделий и расходных материалов» используется для обозначения медицинских изделий данного типа, закупка которых наиболее значима для обеспечения нужд государственной системы здравоохранения. В приведенные оценки объемов рынка не включены показатели по таким сегментам рынка, как медицинские изделия для офтальмологии и стоматологии.

 

Основные тенденции

Одним из наиболее значимых направлений в структуре потребления медицинских изделий в России являются одноразовые медицинские изделия и расходные материалы. В 2014 г. их доля в объеме российского рынка медицинских изделий составила более 30%.

Несмотря на общее снижение спроса на медицинские изделия в 2013--2015 гг., потребление одноразовых медицинских изделий и расходных материалов остается стабильным. Общее уменьшение объема рынка связано, прежде всего, с сокращением государственных расходов на здравоохранение. Если во время реализации региональным программ модернизации здравоохранения в 2011--2012 гг. закупалось большое количество медицинского оборудования, то в 2013--2015 гг. произошло перераспределение спроса с приобретения новых аппаратов на поддержание потребления одноразовых медицинских изделий и расходных материалов.

Vanin_1_.jpgСледствием этого стало возникновение разнонаправленной динамики в объемах закупок медицинских изделий в целом и одноразовых медицинских изделий. Если объем всего рынка в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшился на 6% в стоимостном выражении, то рынок одноразовых медицинских изделий продемонстрировал обратную динамику, увеличившись на 6% (рис. 1). Произошедший прирост рынка -- не следствие резкого увеличения количества закупаемых одноразовых медицинских изделий и расходных материалов, а преимущественно результат роста цен на приобретаемые изделия: в конце 2014 г. выросли цены на импортную продукцию, а в 2015 г. -- уже и на изделия российского производства.

В настоящий момент именно устойчивое потребление одноразовых медицинских изделий и расходных материалов является фактором, сдерживающим российский рынок медицинских изделий от еще большего сокращения. Объем их потребления определяется количеством проводимых медицинских процедур, число которых растет год от года. Практика такова, что государственные ЛПУ могут ограничить закупку медицинского оборудования, но при этом они будут вынуждены поддерживать объем закупаемых одноразовых медицинских изделий на прежнем уровне. В связи с этим ожидается, что в последующие годы сектор одноразовых медицинских изделий и расходных материалов продолжит демонстрировать положительную динамику.

Структура рынка

Объем рынка одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в 2014 г. оказался на уровне 78,2 млрд руб. При этом доля государственных закупок этой продукции составила 70%.

Наибольшая доля в структуре рынка (в стоимостном выражении) пришлась на реагенты и тест-системы для in vitro диагностики -- 40,4% (табл. 1). Вторым по значимости сегментом стали одноразовые медицинские изделия для хирургии (одноразовая медицинская одежда, инструменты, шовный материал) -- 19,7%.

    Таблица 1. Структура российского рынка одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в 2014 г.
  Сегмент 
  Объем потребления в 2014 г. (млрд руб.)
     %
Реагенты, тест-системы 
  31,6
  40,4
  МИ для хирургии 
  15,4
    19,7
  МИ для инъекций, инфузий   7,0 
  9,0
  МИ для ухода за ранами   6,2
  7,9
  МИ для службы крови, очистки крови   5,3
  6,8
  Лабораторный пластик   4,9
    6,3
  Катетеры
  4,8
  6,1
  МИ для реанимации
  1,6 
  2,0
  Прочие МИ 
  1,4
  1,8
  Итого
  78,2     100,0

Третье место по доле рынка занял сегмент одноразовых медицинских изделий для инъекций и инфузий (шприцы, иглы, устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов) -- 9%.

При этом доля перевязочных материалов и средств для ухода за ранами в общей структуре потребления оказалась на уровне 7,9%. На одноразовые медицинские изделия для службы крови (устройства для взятия, переливания и транспортировки крови, фильтры и материалы для диализа, плазмафереза, расходные материалы) пришлось 6,8% от объема рынка.

Доля отечественной продукции на рынке одноразовых медицинских изделий составляет порядка 15%, что соответствует аналогичному показателю по рынку в целом. К числу сегментов, в которых доля отечественных производителей максимальна, относятся одноразовые медицинские изделия для хирургии -- 20% от всего объема потребления) и одноразовые медицинские изделий для инфузий -- 18% (рис. 2).

Vanin_2_.jpg

Стоит отметить, что в отдельных подсегментах рынка российские производители сумели добиться лидирующих позиций. Так, 75% потребляемых на рынке простых перевязочных средств (бинты, марля) -- это продукция отечественного производства. Более 60% закупаемой хирургической одежды и белья производится в России, а шприцев -- более 25%.

Перспективы развития

В настоящий момент конъюнктура рынка, несмотря на негативные тенденции в экономики в целом, складывается благоприятно для российских компаний, выпускающих одноразовые медицинские изделия и расходные материалы. Прежде всего, это обусловлено тем, что производители могут рассчитывать на государственную поддержку.

Если ранее государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности была направлена на поддержку производств, выпускающих высокотехнологичную медтехнику, то сейчас, в условиях экономического кризиса, ситуация изменилась. Приоритетными для оказания поддержки стали быстрореализуемые проекты, направленные на скорейшей удовлетворение потребностей здравоохранения. В их число вошли и одноразовые медицинские изделия, производители которых уже сейчас могут получить субсидии на организацию производств.

Преимуществом развития производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в России являются доступность технологий и сравнительно низкий порог входа на рынок. В среднем для открытия производства требуется порядка 20--30 млн руб. Процесс освоения технологии занимает около 1--2 лет, а возврат субсидий (через налоговые отчисления) происходит в течение 2--5 лет. Таким образом, вложения в организацию производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов быстро окупаются, что делает этот рынок привлекательным для производителей и инвесторов.

Важно отметить и то, что драйвером развития производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в России является их потенциальная высокая конкурентоспособность по отношению к импортной продукции, цены на которую существенно выросли из-за ослабления рубля. Прирост цен на одноразовые медицинские изделия и расходные материалы в I квартале 2015 г. составил 10--15% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. На отдельные категории продукции цены выросли еще сильнее: наборы для эпидуральной анестезии -- на 36%, диализаторы -- на 30%, фильтры дыхательные -- на 21%, катетеры балонные -- на 20%. В сложившихся условиях российские производители благодаря возможности сдерживать цены на свою продукцию имеют все шансы для того, чтобы стать лидерами рынка по соотношению цена -- качество.

Источники

1. Алексей Ванин. Андрей Эстрин. Российский рынок медицинских изделий: итоги 2014 года. Ремедиум, 2015. 6: 6-11.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013--2020 годы»
3. Приказ Минпромторга России №655 от 31.03.2015 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации»

Источник: Ремедиум, № 10, 2015
 


 


Последние статьи

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6


Подписка

Реклама



Для смартфона