Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Фармацевтический рынок

06.12.2016

Система фармацевтического образования в России: предпосылки, особенности и тенденции развития


Е.О. ТРОФИМОВА, И.А. НАРКЕВИЧ, В.А. МАРКОВА, Ю.Г. ИЛЬИНОВА, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Россия


Фармацевтическое образование в России в настоящее время представляет собой «гибридную» систему, которая, с одной стороны, воспроизводит общие принципы системы профессионального образования советских времен, а с другой стороны, идет по пути гармонизации с Болонской системой. Несмотря на принципиальные противоречия, до последнего времени все это причудливым образом уживалось.


Общая характеристика современной системы фармацевтического образования

В настоящее время система фармацевтического образования в России, как и в советский период, включает подготовку специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием (присваиваемые квалификации, соответственно, «фармацевт» и «провизор»). Получить среднее профессиональное образование можно после окончания полного курса средней школы или только 9 классов, продолжительность обучения при этом составит соответственно 3 или 4 года.

При поступлении на программы подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием абитуриент должен иметь общее среднее (школьное) или профессиональное среднее образование. При этом те, кто уже имеют среднее фармацевтическое образование, при поступлении в высшие учебные заведения проходят полный курс обучения, т. е. преемственности и интеграции программ подготовки не наблюдается. До последнего времени преимуществом абитуриентов со средним фармацевтическим образованием являлось то, что они имели возможность учиться не только очно, как все прочие студенты, но и заочно, совмещая учебу с работой по специальности в фармацевтических организациях. С 2014 г. прием на заочную форму обучения по специальности «Фармация» был упразднен.

Высшее фармацевтическое образование в России в настоящее время можно получить, пройдя курс обучения в течение 5 лет. До последнего времени для подтверждения квалификации и получения разрешения на самостоятельную работу в аптечной сети требовалось также прохождение интернатуры, предполагающей, помимо теоретической подготовки, практическое обучение профессии на рабочем месте. Повышение квалификации специалисты с фармацевтическим образованием, как и в советское время, должны проходить каждые 5 лет.
В настоящее время программы высшего фармацевтического образования предлагают 55 вузов страны, 35 из которых находятся в подчинении Минздрава России, 18 -- Минобрнауки России. С 2014 г. возобновлена также подготовка военных провизоров в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Фармацевтическое образование можно также получить в одном частном вузе страны. Обучение по программам среднего фармацевтического образования проводится в фармацевтических техникумах (колледжах), которые долгое время представляли собой совершенно самостоятельные образовательные организации и только в последние несколько лет были в основном интегрированы в состав высших учебных заведений.

Фармацевтическое образование в России финансируется преимущественно из средств федерального бюджета. Однако есть возможность также получить образование за счет частных средств. Соотношение этих двух категорий студентов составляет 2 : 1.

В 2015 г. контрольные цифры приема абитуриентов за счет федерального бюджета на образовательные программы среднего фармацевтического образования составили 1 015 человек, высшего фармацевтического образования -- 2 073 человека [1] . Как видим, число специалистов с высшим образованием в два раза превышает число специалистов со средним. Однако еще в конце 2000-х их число было примерно одинаковым.

Предпосылки разделения на среднее и высшее фармацевтическое образование

Описанная российская система подготовки фармацевтических работников со средним и высшим образованием существенно отличается от того, что мы видим в системе образования большинства других стран. Там дипломированный фармацевт имеет квалификацию бакалавра, или магистра, или доктора фармации, т. е. в любом случае речь идет о высшем фармацевтическом образовании.

Среднее профессиональное образование в фармацевтической сфере, как уже было сказано, является отличительной особенностью советской системы фармацевтического образования, которую унаследовала Россия, а также некоторые другие страны, ранее входившие в состав СССР. В СССР специалисты со средним образованием -- фармацевты -- занимали преимущественно рядовые позиции в розничных и госпитальных аптеках. Провизоры -- специалисты с высшим образованием -- занимали должности заведующих аптек, их заместителей, заведующих отделов, специалистов, занимающихся контролем качества лекарств и др. В ситуации, когда отдельные аптеки являлись самостоятельными хозрасчетными организациями, часто достаточно крупными, дифференциация функций специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием была достаточно выраженной. У специалистов со средним фармацевтическим образованием оставалась возможность повысить свою квалификацию, причем наиболее типичным в этом случае было заочное образование без отрыва от профессиональной деятельности.

В рыночный период развития экономики России ситуация в аптечной сети, где находили себе работу специалисты с высшим образованием, постепенно менялась. Прошли процессы приватизации, когда основная часть аптек перешла в частную собственность. Появилось большое число новых частных аптек. В новом тысячелетии начался также быстрый рост аптечных сетей. Для открытия частных аптек и развития аптечных сетей российским законодательством не предусматривалось практически никаких ограничений, что существенно стимулировало этот процесс. Не действовали, как не действуют и сейчас, нормы, согласно которым аптеки могут принадлежать только специалистам с фармацевтическим образованием. Соответственно, провизорам и фармацевтам в аптечной сети в постсоветский период была отведена роль наемных работников.

По сравнению с советским периодом число аптек в России выросло примерно в три раза. По данным государственной статистики, на начало 2013 г. в стране действовало более 56 тыс. аптек, аптечных пунктов и киосков [2]. На 10 тыс. населения это составляет 3,9 торговые точки, что выше уровня большинства европейских стран. В крупных городах число аптек и аптечных пунктов особенно велико, в то время как в сельской местности их катастрофически не хватает.

Требования к квалификации фармацевтических работников

Значительное увеличение общего числа аптек привело также к увеличению числа занятых специалистов. Однако в отличие от советского периода, когда все основные управленческие функции в аптечной сети выполняли провизоры, в новых рыночных условиях эти функции оказались сосредоточены в руках собственников и менеджеров аптечных сетей, в основном не имеющих специального образования. Даже при том, что в соответствии с лицензионными требованиями каждую отдельную аптеку должны возглавлять специалисты с фармацевтическим образованием, их управленческие функции ограничены сугубо фармацевтической деятельностью. В компетенции специалистов с фармацевтическим образованием в аптеках осталась работа с лекарственными препаратами и взаимодействие с потребителями. Основная их часть в настоящее время работает в торговом зале, занимается отпуском лекарств и консультированием посетителей. При этом специалисты со средним и высшим фармацевтическим образованием, занятые на этих должностях, выполняют в основном одинаковую работу. Не различаются ни выполняемые ими функции, ни оплата труда. Даже возглавлять аптеки, согласно лицензионным требованиям, могут специалисты как с высшим, так и со средним фармацевтическим образованием. Различаются только требования к опыту работы: провизор должен иметь стаж работы по специальности не менее 3 лет, а фармацевт -- не менее 5 лет.

Работники без фармацевтического образования, согласно российским правилам, к работе с потребителями не допускаются. Это касается отпуска не только рецептурных лекарственных препаратов, но и безрецептурных. То есть ситуация принципиальным образом отличается от того, что мы видим в большинстве других стран, где помимо фармацевтов важную роль в аптеках выполняют т. н. фармацевтические техники (pharmacy technicians), в чьи функции, в частности, входит отпуск безрецептурных препаратов. В отличие от других стран, в России одним из основных лицензионных требований к осуществлению фармацевтической деятельности является наличие в штате фармацевтических организаций, помимо руководителей аптек, специалистов с фармацевтическим образованием по 90% должностей [3] .

Таким образом, с одной стороны, различие в уровне фармацевтического образования фактически никак не отражается на положении специалистов в аптечной сети в России. С другой стороны, очевидно, что часть выполняемых ими функций, если исходить из опыта других стран, не требует столь высокой квалификации. Вместе с большим числом действующих в настоящее время в России аптечных организаций лицензионные требования к персоналу определяют относительно высокую потребность в специалистах с фармацевтическим образованием, уровень которого, однако, принципиально не имеет значения.

Изучение состава специалистов с фармацевтическим образованием на примере Санкт-Петербурга

С целью более детального изучения трудовых ресурсов было проведено исследование, инициированное специалистами Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, в Санкт-Петербурге.

В городе действует около 1 400 розничных аптечных организаций, 116 дистрибьюторских и 36 производственных фармацевтических компаний. Данные о числе и составе кадров с фармацевтическим образованием были получены путем выборочного репрезентативного опроса, проведенного в I квартале 2015 г. Фармацевтические кадры, работающие в медицинских учреждениях, в образовательных организациях и других сферах, при оценке трудовых ресурсов не учитывались.

Trofimova_1_.jpgИсследование показало, что общая численность специалистов с фармацевтическим образованием, занятых в фармацевтическом секторе экономики Санкт-Петербурга, составляет примерно 11,5 тыс., при этом доля специалистов с высшим (5,5 тыс.) и средним (6,0 тыс.) образованием соответствует 47,5 и 52,5%. На 10 тыс. населения приходится 22 специалиста, что более чем в два раза превосходит средние удельные показатели, например, по странам, относящимся, в соответствии с классификацией Мирового банка, к странам с высокими показателями ВВП на душу населения [4]  . Женщины составляют 93% всех фармацевтических кадров, что соответствует очень высокому уровню этого показателя (например, в европейских странах, где число женщин в профессии относительно велико, он составляет 70%) [4]  .

Как и в других странах мира, в России основная часть специалистов с фармацевтическим образованием работает в розничных аптечных организациях. В С.-Петербурге доля таких специалистов в общем составе фармацевтических кадров города соответствует 69,2% (рис. 1), что достаточно близко к аналогичному показателю в целом по странам Европы (64%) [4]  . Относительно большое число специалистов в С.-Петербурге работает в производственных компаниях (20,4%), поскольку город является одним из центров развития фармацевтической промышленности в России. Значительная часть специалистов задействована также в дистрибьюторском секторе (10,4%), что обусловлено спецификой российского фармацевтического рынка, где в силу территориальных масштабов и недостаточно развитого рынка действует большое число оптовых компаний.

Trofimova_2_.jpgВ производственных компаниях специалисты с высшим образованием составляют подавляющее большинство в составе фармацевтических кадров (рис. 2). Здесь основная часть специалистов с фармацевтическим образованием занята в сфере контроля и обеспечения качества, а также маркетинга и продаж (всего 80%). В отличие от производственного сектора, в розничной аптечной сети основная часть фармацевтических кадров представлена специалистами со средним образованием, а в дистрибьюции число специалистов с высшим и средним образованием примерно одинаковое (рис. 2). В аптечных организациях 17,5% всех фармацевтических работников занимают должности заведующих аптеками и их заместителей, и это в подавляющем большинстве специалисты с высшим образованием. Эта категория специалистов выполняет также работу, связанную с контролем и обеспечением качества лекарственных средств в аптеках с производственными отделами (6,8% от общего числа фармацевтических кадров). В то же время основная часть фармацевтических работников в аптеках занимает рядовые должности, связанные с отпуском лекарственных препаратов и прочих товаров населению (78%). На 80% -- это специалисты со средним фармацевтическим образованием.

 
Некоторые общие выводы о состоянии и тенденциях в системе обеспечения кадрами

На примере Санкт-Петербурга хорошо видно, что число фармацевтических работников на душу населения в городах России в основном существенно превосходит показатели других стран. Объясняется это, как уже было показано, с одной стороны, значительным увеличением числа аптек, где находят себе применение большинство специалистов, с другой стороны, нормативными требованиями, в соответствии с которыми порядка 90% всех сотрудников аптек должны иметь специальное фармацевтическое образование. Данное положение дел существенно отличается от того, что мы видим в других странах, где помимо дипломированных фармацевтов в аптеках работает вспомогательный персонал (pharmacy technician) без специального образования. В странах с низким уровнем доходов эти работники восполняют нехватку фармацевтов, в странах со средним и высоким уровнем доходов -- осуществляют вспомогательные функции и высвобождают время фармацевтов для более квалифицированной работы. В любом случае опора на вспомогательный персонал аптек является мировой тенденцией.

В России разделение работников в соответствии с их первичной квалификацией также существует. Однако, как уже было отмечено, это разделение проходит в рамках фармацевтического образования, где выделяется высшее и среднее образование. Соотношение специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием примерно одинаковое, причем в аптечной сети, где работают почти 70% всех фармацевтических кадров, специалисты со средним фармацевтическим образованием составляют почти 2/3. Учитывая, что большинство рабочих мест в аптеках, в соответствии с нормативными требованиями, могут занимать специалисты и с тем и с другим уровнем образования, данные цифры выглядят вполне закономерными.

В целом результаты проведенных в Санкт-Петербурге исследований показывают, что специалисты со средним фармацевтическим образованием в России являются ничуть не менее востребованными, чем специалисты с высшим образованием. Более того, значительная часть функций, выполняемых в аптеках специалистами с высшим образованием, например отпуск безрецептурных препаратов и парафармацевтических товаров, не требует столь высокой квалификации. В то же время тенденции в системе образования таковы, что набор студентов на образовательные программы высшего фармацевтического образования в настоящее время в два раза превосходит набор на программы среднего образования (контрольные цифры приема в 2015 г. -- соответственно 2 073 и 1 015 человек). Прекращен также прием на программы очно-заочного обучения, что делает уже невозможным без отрыва от производства получение высшего фармацевтического образования специалисту со средним образованием.

Совершенно очевидна направленность на постепенную, в силу естественных процессов смены поколений, замену специалистов со средним образованием на специалистов с высшим образованием. Контрольные цифры приема на программы подготовки специалистов со средним фармацевтическим образованием постепенно сокращаются. Подавляющая часть фармацевтических техникумов (колледжей), работающих по программам среднего образования, на сегодняшний день включена в структуру высших учебных заведений. Как результат, сопротивления со стороны образовательной среды этот процесс не получает, поскольку сокращение в сфере подготовки специалистов со средним образованием компенсируется за счет роста -- в сфере подготовки специалистов с высшим образованием (в т. ч. за счет коммерческого приема).

Модернизация системы фармацевтического образования

После решения о присоединении России к Болонскому процессу (2003 г.) существование среднего образования явилось одним из основных препятствий на пути введения в систему высшего фармацевтического образования двух уровней -- бакалавриата и магистратуры (проблема с дифференциацией присваиваемых квалификаций усложнилась бы еще больше). В результате в России высшее фармацевтическое образование сохранилось в виде единой образовательной программы (специалитета) продолжительностью в 5 лет с последующим обучением в интернатуре. Надо сказать, что и в европейских странах внедряется общий подход, когда подготовка специалистов, имеющих право заниматься фармацевтической практикой, осуществляется в рамках интегрированных программ подготовки.

В России программы высшего фармацевтического образования модернизируются примерно в том же русле, что и в развитых странах. Возрастает роль самостоятельной работы студентов, делается акцент на развитии практических навыков, увеличивается продолжительность обучения. В то же время если в западных странах изменение образовательных программ обусловлено возросшими требованиями к профессиональным знаниям и навыкам фармацевтов, то в России таких предпосылок в аптечной сфере, т. е. на основном месте работы специалистов с высшим образованием, не наблюдается. Это обусловлено во многом тем, что в настоящее время в России основная часть лекарственных средств в амбулаторной сфере оплачивается из средств потребителей. В стране в значительной степени развито самолечение населения, в т. ч. препаратами рецептурной группы, которые в реальности могут приобретаться пациентами без рецепта врача. В результате работа специалистов в аптеках в условиях жесткой конкуренции и нацеленности на коммерческий результат сводится прежде всего к сбыту фармацевтических и прочих товаров, а не оказанию фармацевтической помощи пациентам.

С 2016 г. в России вводится новое поколение государственных образовательных стандартов по направлению «Фармации», на которые должны опираться программы подготовки во всех вузах. Кроме того, вместо интернатуры (один год обучения) будет введен двухлетний курс ординатуры, целью которого является получение знаний и практических навыков в рамках определенных специализаций.

Одновременно с новыми образовательными стандартами с 2016 г. начнется также внедрение национальной системы аккредитации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием. Центральное место в этой системе займут вузы, на базе которых будут созданы центры по аккредитации. Выпускники с базовым пятилетним образованием должны будут пройти первичную аккредитацию с присвоением квалификации «Провизор общей практики» и получением разрешения на трудовую деятельность.

По окончании ординатуры перед допуском к работе провизоры должны будут пройти первичную специализированную аккредитацию, которая позволит им подтвердить специализированные компетенции по выбранному направлению. Повторная аккредитация специалистов, направленная на подтверждение или повышение квалификационной категории, как и ранее, будет проходить раз в 5 лет (в рамках непрерывного профессионального образования).

В настоящее время принято решение о том, что обучение в ординатуре будет проводиться по трем основным направлениям: «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Характерно, что такое направление, как клиническая фармация, являющееся стержневым в подготовке специалистов с фармацевтическим образованием в западных странах, в российской ординатуре пока отсутствуют. В принципе, это является лишним доказательством того, что фармацевтическая практика в России в настоящее время носит «продукт-ориентированный», а не «пациент-ориентированный» характер (т. е. фокусируется прежде всего на лекарствах как специфическом виде товаров, а не на пациентах).

Разработка профессиональных стандартов

Требования к аккредитации специалистов будут базироваться на профессиональных стандартах фармацевтической деятельности, которые в настоящее время в России еще только обсуждаются. До настоящего времени у профессионального сообщества, органов государственной власти и вузов нет единого взгляда на число таких стандартов и их содержание, а также применение на различных уровнях управления трудовыми ресурсами. Серьезным препятствием к внедрению профессиональных стандартов является необходимость их гармонизации с образовательными стандартами, актуализация профессиональных компетенций и установление адекватных требований.

В настоящее время подготовлен проект стандарта, который будет использоваться при первичной аккредитации специалистов. Он ориентирован на работу в аптеках (розничных и госпитальных) и оптовых компаниях. В то же время необходимо учитывать, что специалисты с фармацевтическим образованием работают в настоящее время в самых различных областях системы здравоохранения, фармацевтического рынка и фармацевтической промышленности.

Разработан также проект профессионального стандарта работников со средним фармацевтическим образованием. Несмотря на то что по форме он отличается от стандарта специалиста с высшим образованием, по сути, оба стандарта ориентированы на выполнение одних и тех же трудовых функций. Таким образом, ситуация с трудоустройством специалистов со средним и высшим фармацевтическим образованием в ближайшие годы в целом не изменится. Другое дело, что поступление новых специалистов со средним образованием на рынок труда будет сокращаться, а с высшим -- увеличиваться, т. е. замещение будет проходить естественным образом.

В сущности говоря, в современной аптечной сети в России в компетенции специалистов с высшим образованием будет по-прежнему находиться целый ряд функции, для выполнения которых не требуется столь высокой квалификации. Провизор будет и дальше играть прежде всего роль продавца лекарств, а не принимать участие в лечении пациентов наравне с представителями других медицинских профессий. Ситуация эта сохранится до тех пор, пока не произойдут принципиальные изменения в системе российского здравоохранения и лекарственное обеспечение не будет развиваться по образцу западных стран, где оно встроено в систему медицинского страхования и, соответственно, в интегрированный процесс лечения больных. В таких системах фармацевтам делегирован целый ряд важных функций. В частности, речь идет об участии в формировании плана фармакотерапии каждого отдельного пациента, обеспечения преемственности стадий стационарного и амбулаторного лечения, мониторинге результатов лечения, формировании у пациентов ответственного отношения к лечению и пр. Роль фармацевтических работников в России должна усилиться не только на этапе амбулаторного лечения, но и в медицинских организациях, где фармацевтические кадры выполняют в настоящее время прежде всего снабженческие функции и крайне ограниченно участвуют в процессе лечения больных.

Изменение роли провизоров в системе здравоохранения страны будет, по-видимому, способствовать дальнейшей, более логичной модернизации системы отечественного фармацевтического образования. В силу объективного распределения трудовых ресурсов отечественное фармацевтическое образование, как и в других странах, будет и дальше ориентировано в первую очередь на подготовку специалистов для работы в фармацевтических организациях. В то же время это не исключает мультинаправленности фармацевтического образования, что уже сейчас является его сильной стороной, поскольку выпускники фармацевтических факультетов широко востребованы на рынке труда и находят себе работу в самых различных сферах фармацевтической отрасли и системы здравоохранения.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2014 г. №78 «Об определении общих объемов контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2015 году».
2. Здравоохранение в России. 2013: Стат.сб./Росстат. М., 2013. 380 с.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
4. 2012 Global Pharmacy Workforce Report [Электронный ресурс] --http://www.fip.org/files/members/library/FIP_workforce_Report_2012.pdf.

Источник: Ремедиум, № 10, 2015


Последние статьи

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6


Подписка

Реклама



Для смартфона