Bayer – лидер ОТС-рынка РФ

 16123

Bayer – лидер ОТС-рынка РФ
ОТС-препараты на рынке РФ занимают около 2/3 доли рынка в натуральном и 1/3 в стоимостном выражении. По итогам 9 месяцев 2011 г. объем продаж сегмента ОТС-препаратов на российском рынке составил 2,4 млрд. упаковок на сумму 101,8 млрд. руб., что превысило показатель предыдущего года на 13,5%.

Всего в сегменте ОТС на российском фармрынке оперирует более 400 компаний как российского, так и зарубежного происхождения. Среди последних значительную долю продаж занимают препараты из Германии, и в частности компании Bayer Consumer Care (ОТС-подразделения концерна Bayer HealthCare), входящей в первую десятку лидеров российского ОТС-рынка.

Компания Bayer постоянно демонстрирует положительную динамику роста продаж на протяжении последних лет (рис. 1). Так, по итогам 9 месяцев 2011 г. объемы ее продаж выросли на 13,8% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом.

Портфель компании Bayer состоит из собственных разработок и из приобретенных брэндов компании Sagmel, совокупный объем которых насчитывает более 20 брэндов (рис. 2). Эти брэнды представлены в важнейших сегментах ОТС-рынка, в которых

компания занимает лидирующие позиции: поливитамины, дерматологические препараты, противопростудные и обезболивающие средства, препараты для лечения ЖКТ, хондропротекторы и др.

Наибольшую долю в ассортиментном портфеле компании занимает препарат Терафлекс – безусловный лидер рынка среди хондропротекторов (рис. 3).

В настоящее время доля препарата в этом сегменте составляет 34,4% (по данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2011 г.). Он содержит родственные хрящевой ткани компоненты в доказанно эффективных дозировках, что позволяет не только уменьшить боль, улучшить подвижность суставов, но и препятствует прогрессированию заболевания, а также способствует обновлению хрящевой ткани. Сегодня Терафлекс представлен в следующих формах:

- для основного курсового применения Терафлекс в виде капсул (№30, 60, 100);
- при острых болевых синдромах Терафлекс Адванс в виде капсул (№60, 120).

Вторую позицию в ассортиментном портфеле компании Bayer Consumer Care занимает препарат Релиф. Он также является многолетним лидером среди противогеморроидальных средств для местного применения. По итогам 9 месяцев 2011 г. доля Релифа составила 45,8% в стоимостном выражении (рис. 4).

Релиф представляет собой целый комплекс противогеморроидальных препаратов (Релиф и Релиф Адванс), обеспечивающий ликвидацию практически всех симптомов при любой форме и на любой стадии заболевания, что обеспечивает его конкурентное преимущество. Каждый препарат линейки Релиф содержит дополнительные ингредиенты, обладающие кровоостанавливающим, обезболивающим и противовоспалительным действием. Препарат выпускается в двух лекарственных формах (свечи и мазь), что позволяет проводить курс лечения при разных формах геморроя.

Третья позиция в портфеле Bayer принадлежит Ренни, который в свою очередь является лидером рынка антацидных препаратов (рис. 5), условно поделенного производителями 4 препаратов: Ренни компании Bayer, Гастал компании Teva, Маалокс компании Sanofi-aventis и Алмагель компании Actavis, которые суммарно аккумулируют около 90% сегмента в денежном выражении.

Если до 2007 г. лидирующую позицию среди антацидов занимал препарат Маалокс, то начиная с 2008 г. ситуация изменилась. При сохранении ростов объемов продаж Маалокс начал терять свои позиции, уступая первенство препарату Ренни, который сохраняет лидирующую позицию и в настоящее время при высоких темпах прироста продаж.

Преимущества Ренни - это быстрое действие (устраняет изжогу уже в первые 3--5 минут после приема), безопасность (разрешен для приема женщинам в период беременности), удобство применения (жевательные таблетки не нужно запивать водой и можно принимать в любой обстановке), разнообразие вкуса и упаковок (препарат выпускается в виде жевательных таблеток (№12, 24) со вкусом ментола, мяты, апельсина).

Важную роль в портфеле компании играет Бепантен – лидер сегмента препаратов для лечения пеленочного дерматита у новорожденных детей и препаратов, способствующих заживлению, занимающий 34,9% в денежном выражении по итогам 9 месяцев 2011 г. (рис. 6).

Основной активный компонент всех продуктов линии Бепантен - декспантенол. Этот компонент стимулирует регенерацию клеток, способствуя быстрому заживлению ран, ускоряет естественное восстановление поврежденного кожного покрова, оказывает увлажняющее действие, что предотвращает образование рубцов на коже. В настоящее время линейка Бепантен представлена следующими препаратами:

- Бепантен мазь 30 г, 100 г;
- Бепантен крем 30 г, 100 г;
- Бепантен плюс 30 г, 100 г.
Кроме этого компания Bayer Consumer Care входит в Топ-5 лидеров (рис. 7) в сегменте поливитаминов с долей рынка 21,5% и представлена следующими витаминными брэндами:

- Супрадин;
- Элевит Пронаталь;
- Берокка Плюс.

Супрадин широко применяется в странах Европы на протяжении многих лет. Данный препарат представляет комбинацию водорастворимых и жирорастворимых витаминов, а также минералов и микроэлементов. По данным Comcon Pharma за 2010 г., Супрадин стал витамином №1 в рекомендациях фармацевтов.

Кроме этого в 2011 г. на рынке появился Супрадин Кидс – детский поливитаминный комплекс с Омега-3 и холином в форме мармеладных рыб и звезд. Супрадин Кидс предназначен для детей от 3 лет.

Элевит Пронаталь - лидер сегмента витаминов для беременных, доказавший свою клиническую эффективность в проведенном в Европе рандомизированном клиническом исследовании с участием 5 500 беременных женщин. На фоне приема Элевита Пронаталь отмечалось достоверное снижение риска развития врожденных пороков плода. У принимающих препарат беременных женщин наблюдалось более чем двукратное снижение нежелательных явлений, сопровождающих первую половину беременности (тошнота, рвота, головокружения). Элевит Пронаталь выпускается в 2 упаковках (таблетки №30 и №100).

Берокка Плюс – специальный комплекс витаминов группы В, витамина С и минералов, который помогает поддерживать нервную систему в период умственных, эмоциональных и физических перегрузок, улучшает внимание и память, снимает чувство усталости, нормализует сон и повышает концентрацию и работоспособность. Берокка выпускается в двух формах: шипучие таблетки для растворения и таблетки, покрытые оболочкой.

Популярность этих витаминов постоянно растет, что доказывает динамика продаж Берокка Плюс (рис. 8). По итогам 9 месяцев 2011 г. объем продаж комплекса вырос на 21,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В сегменте противопростудных средств важное место занимает Аспирин, зарегистрированный более чем в 80 странах мира. Аспирин представлен в трех формах – «классический» (100 мг, 500 мг), Аспирин-С и Аспирин Комплекс. Аспирин-С помогает устранить первые симптомы простуды. Благодаря самому высокому содержанию витамина С (240 мг) среди комбинированных препаратов, Аспирин-С повышает сопротивляемость организма на первых этапах болезни. Кроме того, входящая в состав препарата ацетилсалициловая кислота в оптимальной дозировке мягко, но эффективно борется с первыми симптомами простуды.

Аспирин Комплекс - единственный комбинированный препарат против симптомов простуды и гриппа на основе ацетилсалициловой кислоты. Благодаря тому, что Аспирин Комплекс растворяется в холодной воде, он максимально быстро возвращает к активной жизни.

Кроме этого компания Bayer представлена и в сегменте препаратов для лечения насморка брэндом Назол. Его линейку представляют Назол, Назол Адванс, Назол Бэби, Назол Кидс. Рост популярности обусловлен его уникальными свойствами - эффективным и быстрым действием в течение долгого периода времени, широким спектром типов препарата для больных любого возраста, комфортным применением без неприятных ощущений.

Препарат Кальцемин занимает ведущие позиции среди препаратов кальция. Его продажи растут выше рынка. Препарат Кальцемин выпускается в двух вариантах: Кальцемин

(служит для нормализации кальциевого обмена у детей и беременных женщин) и Кальцемин Адванс (применяется в комплексной терапии остеопороза).

По итогам 9 месяцев 2011 г. было продано около 1,4 млн. упаковок.

Среди множества препаратов компании Bayer нельзя не отметить популярное средство от похмелья – Алка-Зельтцер, который также занимает лидирующую позицию в этом сегменте. По итогам 9 месяцев 2011 г. продажи препарата составили 1,3 млн. упаковок.

Таким образом, широкий ассортимент препаратов компании Bayer Consumer Care, их высокая представленность на рынке, безупречное качество и востребованность со стороны потребителей, а также эффективная маркетинговая политика компании привнесли существенный вклад в успех Bayer и позволили ей прочно занять одно из ведущих мест на ОТС-рынке РФ в целом и лидирующие позиции в большинстве важнейших сегментов ОТС-рынка.

Рисунки в приложении
Файл:  Загрузить

Ключевые слова: Bayer ОТС-рынок РФ

Фармацевтический рынок