Bayer – ключевые аспекты инновационной политики

 10482

Bayer – ключевые аспекты инновационной политики
Автор: Ирина Широкова, «Ремедиум»

В уходящем году компания Bayer, мировой химико-фармацевтический гигант, в очередной раз продемонстрировала приверженность инновациям, активно проводя исследования и регистрируя новые продукты, в т.ч. в рамках партнерских программ. Задачи и перспективы такого сотрудничества стали одной из центральных тем форума, который состоялся в   середине ноября в коммуникационном центре компании в немецком  г. Леверкузене.

Развивать инновационные проекты в фармацевтической сфере с каждым годом становится все сложнее и затратнее. Для многих фармацевтических производителей эта задача зачастую становится практически невыполнимой, но не для Bayer, постоянно инвестирующей в научные исследования и выводящей на рынок новые лекарственные средства. В 2012 г. компания направила на проведение медико-биологических исследований 1,96 млрд. евро, в 2011 г. - 2,75 млрд. евро.   Около 7 500 сотрудников Bayer заняты в сфере R&D, реализуя инновационную стратегию компании.

По словам Марейна Деккерсаа, главы совета директоров Bayer AG,   самые перспективные инновационные проекты компании в сфере фармацевтики связаны с поиском новых решений в борьбе с сердечно-сосудистыми, гематологическими и гинекологическими заболеваниями. «Целый ряд наших новых разработок   сегодня демонстрируют положительные результаты, полученные на последних стадиях клинических исследований и на стадии регистрации, – отметил он. – Речь идет о таких продуктах, как кардиологические препараты Ксарелто® и Рриоцигуат, противоопухолевые лекарственные средства Стиварга ™ и Альфарадин,   офтальмологический препарат офтальмологический   препарат Эйлеа» Эйлеа»..
Успеху компании в сфере проведения инновационных разработок   способствуют несколько ключевых факторов. В первую очередь, это традиционная приверженность инновациям, которую Bayer сохраняет уже более 150 лет. Во-вторых, это системный подход в реализации инновационных проектов - четкое определение целей и приоритетов, готовность использовать имеющиеся ресурсы, а при необходимости - быстро закрывать проекты. Третий фактор – высокий уровень лояльности ученых к компании Bayer как к самому популярному в Германии работодателю в соответствующем секторе экономики. И, наконец, компания нацелена на партнерство при реализации инновационных проектов. Сосредоточив усилия на развитии партнерских программ, она создала сеть, охватывающую более 800 участников, работающих по всему миру. В 2011 г. медицинское подразделение компании - Bayer HealthCare - приняло участие в 326 совместных с университетами, НИИ и другими компаниями проектах, получив 146 патентов на изобретения.

«Партнерство может быть сформировано на любом этапе создания нового препарата – от рождения исходной идеи и первых исследований до продаж и маркетинга, - уверен профессор Вольфганг Плишке, член совета директоров Bayer AG. – При этом каждый из участников вносит определенную лепту в общее дело, использует опыт, которым обладает. Совместная работа позволяет грамотно распределить задачи между участниками или как минимум снизить риски, связанные с исследовательской деятельностью, а в итоге – практически гарантирует успех проекта». В доказательство к сказанному он привел несколько положительных примеров такого сотрудничества. В частности, благодаря совместным усилиям Bayer и Johnson&Johnson был создан инновационный пероральный антикоагулянт Ксарелто®Ксарелто, который по разным показаниям зарегистрирован   в 120 странах мира. Недавно он был утвержден в США как препарат для лечения глубокого тромбоза вен нижних конечностей и легочной эмболии.   Противоопухолевый препарат Нексавар® (сорафениб) Нексавар был разработан общими усилиями компаний Bayer и Onyx Onyx Pharmaceuticals Inc. Совместно с Onyx Pharmaceuticals Inc Bayer также продвигает на рынке США собственную разработку – препарат Стиварга для лечения метастатического колоректального рака. В сотрудничестве с компанией Algeta Bayer разработана рыночная версия препарата Альфарадин (дихлорид радия-223) для лечения рака простаты с костными метастазами. Недавно завершилась III стадия клинических исследований, показавших положительные результаты.

Кроме того, за пределами США Bayer обладает эксклюзивными рыночными правами на препарат Эйлеа (лицензионная разработка компании Regeneron) для лечения влажной формы возрастной макулярной дегенерации.

По словам д-ра Плишке, Bayer Health Care использует разные формы партнерства. Одна из них связана с получением доступа к глобальному банку идей (т.н. «платформа») для поиска новых перспективных препаратов. Реализуя эту модель, в мае 2009 г. компания запустила открытую инициативу   под названием Grants4Targets, выделив фонды, инструменты и обеспечив экспертную поддержку. С момента начала программы было получено 825 предложений из Европы, Америки и Азии, 114 из них были приняты.

Перспективной моделью сотрудничества также является т.н. «принцип инкубатора», подразумевающий создание исследовательских альянсов для генерации   новых идей и разработки проектов при разделении риска и успеха.
Такой проект был запущен в сентябре 2012 г. с участием двух биотехнологических компаний: ProLynx, разрабатывающей системы линкеров для лекарств с прогнозируемой и контролируемой доставкой активных ингредиентов, и Aronora, занимающейся созданием новых антитромботических лекарств. Для реализации проекта в сентябре 2012 г. компания Bayer открыла на базе своей исследовательской лаборатории в г. Сан-Франциско новый центр - CoLaborator. Концепция центра состоит в поддержке академических исследователей, открывающих собственные биотехнологические компании. Кроме доступа   к лабораторным мощностям и   исследовательскому оборудованию компании Bayer, они получают еще и возможность международной экспертной оценки.

Огромное внимание в компании также уделяют стратегическому партнерству, в основе которого лежит совместное использование ресурсов по принципу долевого участия.

Убедительным примером эффективности такого партнерства является сотрудничество с Институтом Людвига Больцмана. Совместные исследования касаются легочной гипертензии, специальных методов лечения и диагностики этого заболевания. В рамках данного проекта был создан препарат Риоцигуат. Второй партнерский проект с Институтом Людвига Больцмана направлен на поиск новых методов раннего обнаружения и лечения сердечной недостаточности.   
Еще одним примером стратегического партнерства является 4-летнее сотрудничество компании Bayer с   Немецким центром исследования рака в г. Гейдельберге. Совместные инвестиции, направленные на исследование механизмов развития рака и поиск инновационных методов его лечения, составили 10 млн. евро.

Вместе с   известными исследовательскими институтами Сингапура Bayer ведет плодотворную работу по изучению наиболее распространенных форм рака (в частности, рака желудка). Партнерство позволяет компании Bayer более эффективно адаптировать потенциальные лекарства от рака к нуждам пациентов в Азии.

Реализуется модель стратегического партнерства и в сегменте женского здоровья.

Осенью 2012 г. Bayer заключила   соглашение с компанией Evotec о совместном 5-летнем исследовании, направленном на поиск новых молекул и создание лекарств для борьбы с эндометриозом. Партнеры намерены проводить исследования эндометриоза на ранних стадиях и выполнять доклинические испытания лекарств-кандидатов.

Особенным видом партнерства д-р Плишке назвал сотрудничество Bayer с OncoMed – американской биотехнологической компанией, разработавшей инновационную технологию химического анализа для проверки веществ, использующихся в терапии рака. Целью партнерства является совместное   проведение ранних клинических исследований.

В своей инновационной деятельности Bayer также обращается к конвейерному R&D-партнерству, позволяющему получить доступ к некоторым базовым технологиям. Около 4-х -х лет назад компания включилась в совместный проект с американской биотехнологической фирмой Immuno Gen Inc. по проведению КИ в области онкологии. Результатом сотрудничества стала разработка нагруженного лекарственными веществами антитела Мезотелин-ADC, который сейчас проходит I фазу КИ. Недавно Мезотелин-ADC получил статус лекарства для редких болезней и был одобрен FDA для лечения редкого вида рака - мезотелиомы.

В течение 4-х лет продолжается и партнерский проект с американской биотехнологической компанией   Amgen Research, получивший название Micromet. В рамках сотрудничества в октябре 2009 г. было разработано антитело BiTE® двойного действия для лечения рака простаты. В апреле 2012 г. были проведены исследование и   разработка, а также определен рыночный потенциал нового антитела Т-лимфоцита (BiTE®) двойного действия для лечения различных типов опухоли.
Широко практикует Bayer и такой специальный тип партнерства, как консорциум, помогающий участникам оставаться конкурентоспособными на рынке фармацевтических исследований и разработок. Созданный в 2008 г. Инновационный медицинский консорциум IMI сегодня связывает Bayer с ведущими академическими институтами, технологическими партнерами, а также с организациями пациентов и контролирующими органами по всей Европе.

«IMI - крупнейшее общественно-государственное объединение в Европе, - подчеркнул Вольфганг Плишке. -   Его исследовательский бюджет, рассчитанный на 6 лет, составляет 2 млрд. евро. Задача IMI состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути развития инноваций и тем самым способствовать появлению новых, более эффективных методов лечения. Мы надеемся, что наше участие в консорциуме   упростит процесс разработки новых лекарств».



Фармацевтический рынок