Аналитический обзор розничного коммерческого рынка ЛС по итогам I полугодия 2012 г.

 5620

Аналитический обзор розничного коммерческого рынка ЛС по итогам I полугодия 2012 г.
Автор: Инна Сидорова, «Ремедиум»

Резюме


По данным IMS Health, емкость розничного коммерческого рынка по итогам I полугодия этого года составила 260 млрд. руб., что на 10% больше, чем в I полугодии 2011 г. На фоне небольшого падения спроса в натуральных показателях был зафиксирован рост рынка в рублях, обусловленный увеличением цен на препараты главным образом за счет дорогих рецептурных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП.

Согласно данным  аналитического агентства IMS Health, емкость розничного коммерческого рынка по итогам I полугодия этого года составила 260 млрд. руб., что на 10% больше, чем в I полугодии 2011 г. (рис. 1). Вместе с тем спрос на лекарственные препараты в натуральных показателях снизился на 4% и составил 2,3 млрд. упаковок (рис. 2).

Примерно пятая часть (более 50 млрд. руб.) от всего объема рынка в рублях приходится на Центральный федеральный округ, еще около 49 млрд. руб. составляют продажи в Приволжье, далее следует г. Москва с долей рынка свыше 15% (рис. 3). Самая маленькая доля в 4,2% принадлежит самому большому по площади – Дальневосточному федеральному округу. Такая же доля и у г. С.-Петербурга. В целом все регионы продемонстрировали положительную динамику роста в денежном выражении, а в Уральском федеральном округе был зарегистрирован максимальный прирост продаж +14% с 17,4 млрд. руб. до 19,9 млрд. руб.
Рис. 3. Долевое распределение объемов продаж ЛС по федеральным округам в стоимостном выражении, I полугодие 2012 г.

В денежном выражении коммерческий рынок представлен безрецептурными и рецептурными препаратами в равных долях, причем в аптечном ОТС-ассортименте 5,6% составляют продажи биологически активных добавок (рис. 4). Средняя стоимость упаковки рецептурного лекарственного препарата в 2 раза выше, чем у препарата, отпускаемого без рецепта, поэтому доля Rx-препаратов в натуральном выражении составляет менее 30% (рис. 5).
Рис. 4. Долевое соотношение рецептурных/безрецептурных препаратов в стоимостном выражении, I полугодие 2012 г.

Доля жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по итогам этого полугодия составила 34,1% в стоимостном выражении и чуть больше в натуральном выражении - 38,4% (рис. 6). По причине жесткого регулирования цен со стороны государства на препараты списка ЖНВЛП средняя цена за упаковку таких лекарственных средств (ЛС) в среднем на 20% дешевле, чем у препаратов, не входящих в этот перечень.

Отметим, что за период с I полугодия 2011 г. по I полугодие 2012 г. доля препаратов списка ЖНВЛП в натуральном выражении выросла на 4% главным образом за счет расширения этого списка в 2012 г. на 24 позиции МНН. Всего в этот перечень на 2012 г. вошли 563 международных непатентованных названия.

В тройке лидеров рынка две иностранные корпорации - Novartis (с учетом продаж Sandoz group) и Sanofi, а также российская компания «Фармстандарт» (табл. 1). Последняя демонстрирует отрицательный прирост продаж как в стоимостном (-15%), так и в натуральном выражении (-6%). Максимальный положительный прирост в рейтинге продемонстрировала компания Astellas Pharma за счет большого роста продаж ТН Де-Нол, Цефорал Солютаб, Протопик. Кроме «Фармстандарта», а также компании STADA  в Топ-10 попал еще один российский производитель - компания «Эвалар», которая является лидером в сегменте БАД. Доля компании в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г. составила 1,3%. Суммарная доля российских производителей в целом по рынку в рублях составляет 25,3% (рис. 7). Продажи препаратов локального производства в натуральном выражении гораздо выше и составляют свыше половины всего рынка (58,1%).

Первое место в рейтинге торговых наименований с долей в 1% занимает продукт компании Sanofi для лечения заболеваний печени - Эссенциале Н. Примерно равные доли по 0,8% на рынке занимают антигипоксант Актовегин (Nycomed) и противовирусный препарат Арбидол («Фармстандарт»). В рейтинге торговых наименований помимо его традиционных участников следует выделить препараты, максимальный прирост которых значительно превысил средние показатели, – это препарат для лечения ожирения Редуксин (прирост продаж в рублях +137%), комбинированный анальгетик Пенталгин ICN (+73%), противовирусный препарат Кагоцел (+100%) (табл. 2).

В общей структуре лекарственных препаратов по АТС-группам в денежном выражении наиболее востребованы у потребителей обезболивающие препараты из группы нестероидных и противовоспалительных средств и анальгетиков-антипиретиков – доля этих групп составляет свыше 4% от общего объема рынка (рис. 8). Повышенным спросом также пользуются препараты сезонного спроса – сюда относятся сосудосуживающие назальные препараты, иммуностимуляторы, препараты от кашля, противовирусные препараты и витамины,  применяемые в период гриппа и простуды, а также антигистаминные препараты, актуальные в период обострения аллергических заболеваний. В рейтинг также попали ингибиторы АПФ – препараты, применяемые для снижения артериального давления, их доля составляет почти 2% от общего объема рынка.

Подводя итог, можно сказать, что розничный коммерческий рынок не претерпел существенных изменений: на фоне небольшого падения спроса в натуральных показателях был зафиксирован рост рынка в рублях, обусловленный увеличением цен на препараты главным образом за счет дорогих рецептурных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП.

Рисунки, таблицы - в приложении
Файл:  Загрузить


Фармацевтический рынок