Рынок комбинированных противопростудных препаратов: что выбирают россияне?

 1944

Лекарства

Журнал Ремедиум, №11, 2018, рубрика "Фармрынок"

Юлия ПРОЖЕРИНА, «Ремедиум», к.б.н.

Заболеваемость гриппом и острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ) в России, как правило, повышается в зимний период [1]. Согласно рекомендациям ВОЗ при типичном нетяжелом течении гриппа для большинства людей считается достаточным применение симптоматической терапии (жаропонижающие, противокашлевые ЛП, витамины и др.). При этом в последние годы практикующие врачи отдают предпочтение препаратам, оказывающим комплексное действие на симптомы ОРВИ и гриппа [2]. В связи с этим в преддверии нового эпидемического сезона анализ рынка комбинированных противопростудных средств представляется особенно актуальным.


Cough and cold combinations market: what do Russians choose?

Julia PROZHERINA, Remedium, Cand. of Sci.(Bio.)

In Russia, the incidence of influenza and acute respiratory diseases (ARVI) increases more often in the winter period [1]. According to WHO recommendations, the use of symptomatic therapy (antipyretic, antitussive drugs, vitamins, etc.) is considered sufficient for most people to treat typical nonsevere influenza. However, in recent years practitioners give preference to the medications that have a complex effect on the ARVI and flu symptoms [2]. In this regard, an analysis of the cough and cold combinations market seems particularly relevant on the threshold of the new epidemic season.


За последние 3 года аптечный рынок комбинированных противопростудных препаратов1 демонстрирует тенденцию к росту в стоимостном выражении на фоне некоторого сокращения объемов продаж в натуральном, о чем свидетельствуют данные компании IQVIA. Однако в текущем году данный тренд замедлился, а рынок перешел в состояние стагнации. По итогам 9 мес. 2018 г. этот сегмент практически повторил значения прошлого года по показателям в стоимостном выражении и сократился на 1,6 % в натуральном, составив 10,9 млрд руб. в ценах конечного потребления, или 43,4 млн упаковок (рис. 1).

Рис. 1. Динамика рынка комбинированных противопростудных препаратов Динамика рынка комбинированных противопростудных препаратов

Ключевым драйвером роста сегмента на протяжении ряда лет выступают препараты отечественного производства. В 2018 г. они укрепили позиции на рынке, достигнув доли более 26 % в упаковках и свыше 21 % в рублях. Отметим, что за последние 5 лет доля российских препаратов в сегменте выросла на рекордные 10 % в натуральном выражении, что свидетельствует о высокой лояльности потребителей и росте популярности этой категории. Во многом укреплению данного тренда способствует грамотная ценовая политика отечественных компаний. Средние розничные цены за одну упаковку комбинированного противопростудного препарата отечественного производства не только не растут, но и демонстрируют тренд к некоторому снижению (по сравнению с 2016 г.), что обеспечивает доступность этих ЛП для большей части населения нашей страны. По итогам 9 мес. 2018 г. средняя розничная цена за одну упаковку отечественного препарата установилась на уровне 204 руб. (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика доли продаж отечественных ЛП в сегменте комбинированных противопростудных препаратов и средние розничные цены на них за одну упаковку. Динамика доли продаж отечественных ЛП

Ведущую позицию на рынке комбинированных противопростудных препаратов сохраняет компания GlaxoSmithKline, объем реализации продукции которой по итогам 9 мес. 2018 г. составил 3,9 млрд руб. Второе и третье места в рейтинге занимают компании «Сотекс» и Johnson & Johnson соответственно. Отметим, что компания «Сотекс» – отечественный производитель, на протяжении многих лет успешно конкурирующий с иностранными корпорациями. Компания не только сохраняет высокую долю на рынке, но и наращивает ее, превосходя по показателям прироста ближайших конкурентов. Так, по итогам 9 мес. 2018 г. в рассмотренном сегменте объем реализации продукции «Сотекс» вырос на 16,5 % в рублях по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., в то время как объемы продаж двух других лидеров рынка – GlaxoSmithKline и Johnson & Johnson – существенно сократились, на 3,1 и 7,5 % соответственно (рис. 3). 

ТОП-3 компаний-производителей комбинированных противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2018 г. orvi_pic_3.png

По итогам 9 мес. 2018 г. лидером по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте комбинированных противопростудных препаратов остается бренд ТераФлю. При этом второе место в рейтинге устойчиво удерживает отечественный препарат АнвиМакс® производства компании «Сотекс». Замыкают рейтинг топ-5 бренды Ринза, Антигриппин и Колдрекс. Отметим, что среди названных брендов только АнвиМакс® демонстрирует положительный прирост продаж в стоимостном выражении на фоне отрицательной динамики продаж конкурентов (табл.)

Таблица 1. Топ-5 брендов комбинированных противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2018 г. в стоимостном выражении

Рейтинг Бренд Объем продаж, млн.руб Прирост за 9 мес. 2018г. к 9 мес. 2017г, % руб
9 мес. 2017 9 мес. 2018
1 ТераФлю 3 197,3 3 107,3 -2,8%
2 АнвиМакс® 934,3 1 139,2 21,9%
3 Ринза 798,5 764,5 -4,3%
4 Антигриппин 808,0 759,1 -6,0%
5 Колдрекс 774,1 742,8 -6,0%

Все большая востребованность АнвиМакса на рынке во многом объясняется как свойствами этого ЛП, так и широким ассортиментом форм его выпуска. Он содержит не только компоненты, оказывающие симптоматическое действие (парацетамол, аскорбиновая кислота, кальция глюконат, рутозид и лоратадин), но и римантадин, обладающий противовирусным действием [3]. Препарат представлен в виде капсул, порошка для приготовления раствора с разными вкусами, а недавно на рынке появилась и новая форма выпуска – шипучие таблетки. Не теряет популярности на рынке и выпускаемый более 10 лет препарат Антигриппин-АНВИ®. За рассмотренный период, как и годом ранее, этот ЛП вошел в тройку лидеров отечественных комбинированных противопростудных препаратов по объему продаж в рублях и в упаковках (рис. 4).

ТОП-3 брендов отечественных комбинированных противопростудных препаратов по итогам 9 мес. 2018 г.

Доступная среднерозничная цена (125 руб. за упаковку2 ) и качество, проверенное временем, обеспечивают приверженность потребителей данному бренду. Особенностью ушедшего ХХ столетия и начала ХХI в. является повсеместный рост вирусных инфекций [2]. При этом ОРВИ и грипп по-прежнему занимают весомую долю в ряду самых распространенных и социально значимых заболеваний. На сегодняшний день одним из оптимальных терапевтических решений представляется применение комбинированных лекарственных форм, так как их использование не только обеспечивает высокий уровень комплаентности, но и является экономически целесообразным [4].


1 Проводилась экспертная выборка комбинированных препаратов для лечения простуды и гриппа среди средств, относящихся к АТС-группам 3-го уровня N02B «Другие анальгетики и антипиретики», R01B «Назальные деконгестанты для системного применения» и R05X «Прочие средства для лечения простудных заболеваний».
2 Согласно данным компании IQVIA (по итогам 9 мес. 2018 г.)


Источники

1. Грипп у взрослых. Министерство здравоохранения РФ. 2017.
2. Лусс Л.В. Комплексный подход к терапии гриппа и ОРВИ. Медицинский совет. 2017; 5: 168-173.
3. Инструкция по применению к препарату АнвиМакс®.
4. Лазаревич И.Л. Фармакологические и нефармакологические методы лечения ОРВИ. Медицинский совет. 2015; 3: 78-82.


Фармацевтический рынок