Аптечный рынок ЛП в России: итоги 2018 года

 911

Аптечный рынок ЛП в России: итоги 2018 года

Журнал "Ремедиум" №1-2, 2019

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-1-2-16-18

Юлия Прожерина, к.б.н., «Ремедиум»

Аптечный сегмент традиционно является самым емким на российском фармацевтическом рынке. По итогам 2018 г. на его долю пришлось около 70% в стоимостном выражении и не менее 80% в натуральном. Учитывая высокую значимость розничного сектора и его влияние на рынок в целом, в настоящем обзоре рассмотрены ключевые тренды данного сегмента по итогам 2018 г.

Pharmacy drug market in Russia: 2018 results

Julia Prozherina, Cand. of Sci.(Med.), Remedium

The pharmacy segment is traditionally the most receptive in the Russian pharmaceutical market. As of year-end 2018, its share accounted for about 70% in value terms and not less than 80% in pack terms. Due to high importance of the retail sector and its impact on the market as a whole, this review covers the key trends in this segment following the results of 2018.

Из 2018-го в 2015-й?

По данным IQVIA, объем российского аптечного рынка ЛП в 2018 г. составил 899 млрд руб. в ценах конечного потребления, что на 3,2% выше показателей 2017 г. В то же время в натуральном выражении рынок продемонстрировал отрицательную динамику. По сравнению с 2017 г. в 2018-м его объем снизился на 3,1%, достигнув показателя кризисного 2015 г. – 4,3 млрд упаковок. Данная тенденция свидетельствует о том, что, как и в 2015 г., рост рынка в стоимостном выражении обеспечивался главным образом инфляцией на ЛП. По данным Росстата[1], цены на медикаменты по итогам 2018 г. выросли на 4,6% относительно 2017 г.

Рисунок 1. Динамика российского аптечного рынка ЛП за 5 лет

      Рисунок 1. Динамика российского аптечного рынка ЛП за 5 лет

Источник: розничный аудит IQVIA

Вместе с тем по сравнению с 2015 г. существенно изменилось покупательское поведение россиян. Если в 2015 г. на рынке отмечалось сокращение объемов реализации как рецептурных, так и безрецептурных средств (т. е. россияне экономили буквально на всем), то в 2018 г. поведение посетителя аптек стало более избирательным. В качестве ключевого драйвера, позволяющего сохранять рынку рост в рублях, выступает увеличивающийся объем продаж рецептурных препаратов. Другими словами, население приобретает в аптеках преимущественно самые необходимые средства, по возможности отказываясь от препаратов выбора безрецептурного сегмента.

Отметим, что препараты, отпускаемые по рецепту, в среднем в два раза дороже безрецептурных (средняя розничная цена 307 и 156 руб. соответственно), но на продажи безрецептурных ЛП по-прежнему приходится наибольшая доля рынка (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика продаж рецептурных и безрецептурных ЛП в упаковках и динамика цен на них

Рисунок 2. Динамика продаж рецептурных и безрецептурных ЛП в упаковках и динамика цен на них

Источник: розничный аудит IQVIA

Ведущие корпорации

Рейтинг корпораций на аптечном рынке по итогам 2018 г. изменился несущественно по сравнению с 2017 г. Как и годом ранее, тройка лидеров представлена компаниями Sanofi, Bayer и Teva. Самый высокий прирост продаж среди топ-10 лидеров сегмента продемонстрировала компания Abbott, что позволило ей подняться с 10-го места на 7-е в рейтинге продаж в стоимостном выражении. Вошла в первую десятку компания Gedeon Richter (табл. 1).

Таблица 1. Топ-10 производителей ЛП на аптечном рынке России в 2018 г.

Рейтинг Корпорация Доля продаж, розн. руб. Прирост в 2018 г. к 2017 г., % руб.
2017 2018 2017 2018
1 1 Bayer Healthcare 5,0% 4,9% 1,6%
2 2 Sanofi-Aventis 4,6% 4,3% -2,2%
3 3 Teva 4,0% 3,8% -1,5%
4 4 Servier 3,4% 3,4% 4,5%
5 5 Otcpharm 3,2% 3,1% 0,2%
6 6 Sandoz 3,1% 3,1% 3,2%
10 7 Abbott 2,7% 2,7% 5,7%
9 8 Menarini 2,7% 2,7% 2,8%
8 9 GlaxoSmithKline 2,8% 2,7% 2,1%
11 10 Gedeon Richter 2,6% 2,5% 1,1%

Источник: розничный аудит IQVIA

Ключевые МНН

Наибольший объем продаж в стоимостном выражении на аптечном рынке приходится на ЛП, содержащие в составе ксилометазолин. Существенный вклад по объему реализации в рублях также вносят нестероидные противовоспалительные средства на основе ибупрофена, комбинация диосмина с гесперидином, ферментные препараты панкреатина и бета-адреноблокатор бисопролол (рис. 3).

Рисунок 3. Топ-5 МНН аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.

             Рисунок 3. Топ-5 МНН аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.

Источник: розничный аудит IQVIA

В то же время рейтинг по торговым наименованиям возглавляют препараты преимущественно другого состава (за исключением комбинации «диосмин + гесперидин»), что свидетельствует о том, что наибольший оборот в стоимостном выражении составляют средства, имеющие множество аналогов (табл. 2, 3).

Препараты-лидеры

За анализируемый период максимального объема продаж в рублях как на рынке в целом, так и в сегменте рецептурных ЛП достиг препарат Ксарелто от компании Bayer. Прирост объемов его реализации по сравнению с 2017 г. составил +35,1% в рублях, что позволило ему переместиться с 6-го на 1-е место в общем рейтинге продаж аптечного сегмента.

Среди рецептурных ЛП аптечного сегмента Ксарелто не только занял первое место, но и оказался самым быстрорастущим в рейтинге топ-10 в стоимостном выражении (+35,1% в руб. к 2017 г.). К слову, вторым по величине прироста продаж розничного сегмента оказался другой препарат из группы антитромботических средств – Прадакса (+25,8% в руб. к 2017 г.). Сократились объемы реализации таких препаратов из первой десятки, как Крестор, Сиалис и Найз. Несколько снизились объемы продаж ЛП Конкор (табл. 2).

Таблица 2. Топ-10 рецептурных ЛП аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.

Рейтинг Торговое наименование (корпорация) 2017 г. 2018 г. Прирост, % руб.
1 Ксарелто (Bayer) 5,3 7,1 +35,1%
2 Актовегин (Nycomed/Takeda) 5,5 5,6 +2,1%
3 Мексидол («Фармасофт») 5,1 5,4 +5,3%
4 Конкор (Merck) 3,8 3,7 -1,2%
5 Гептрал (Abbott) 3,5 3,5 +1,4%
6 Крестор (AstraZeneca) 4,2 3,4 -18,4%
7 Прадакса (Boehringer I) 2,7 3,4 +25,8%
8 Мидокалм (Gedeon Richter) 3,3 3,3 +1,2%
9 Сиалис (Eli Lilly) 3,3 3,2 -2,4%
10 Найз (Dr. Reddys) 3,2 3,1 -1,6%

Источник: розничный аудит IQVIA

Рейтинг безрецептурных ЛП по объему реализации в аптеках в стоимостном выражении по итогам 2018 г., как и годом ранее, возглавил препарат Детралекс (Servier). В тройку лидеров вошли Кагоцел и Кардиомагнил. Существенно вырос объем продаж в стоимостном выражении препарата Канефрон Н, который переместился с 10-го на 8-е место. Сократились объемы реализации брендов Эссенциале и Эргоферон (табл. 3).

Таблица 3. Топ-10 безрецептурных ЛП аптечного рынка по итогам 2018 г., млрд руб.

ТН (компания) 2017 г. 2018 г. Прирост, % руб.
Детралекс (Servier) 5,9 6,3 +7,6%
Кагоцел («Ниармедик Плюс») 5,3 5,4 +2,3%
Кардиомагнил (Nycomed/Takeda) 5,5 5,4 -1,2%
Ингавирин («Валента») 4,9 5,3 +8,7%
Мирамистин («Инфамед») 4,9 5,1 +4,6%
Пенталгин («Отисифарм») 4,4 4,3 -0,8%
Эссенциале (Sanofi) 5,1 4,2 -17,8%
Канефрон Н (Bionorica) 3,2 3,6 +12,7%
АЦЦ (Sandoz) 2,8 3,0 +8,0%
Эргоферон («Материа Медика») 3,2 2,9 -10,2%

Источник: розничный аудит IQVIA


[1] Данные Федеральной службы государственной статистики.



Фармацевтический рынок