Анализ Федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения

 434

Анализ Федеральных программ льготного лекарственного обеспечения населения

Журнал "Ремедиум" №3, 2019г

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-3-54-58

К.А. Ковалева, И.А. Наркевич, д.фарм.н., профессор, О.Д. Немятых, д.фарм.н., Ю.А. Васягина, к.фарм.н., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Сегодня в России с целью достижения высокого качества оказания медицинской помощи в условиях ограниченного ее финансирования формируется новая парадигма в построении системы здравоохранения – ценностно-ориентированный подход к лечению каждого пациента. Эффективная система лекарственного обеспечения больных является основой качества медицинских услуг. В статье представлен анализ программ лекарственного обеспечения граждан на федеральном уровне. Источниками являлись данные маркетинговых агентств, а также отчеты исполнительных органов власти РФ за 2014–2017 гг. На фоне положительной динамики ВВП в 2017 г. (+1,5 % относительно показателя 2016 г.) объем финансирования раздела расходов «Здравоохранение» сократился на 13 %. В сфере лекарственного обеспечения в последние годы отмечается формирование системы централизованных закупок дорогостоящих препаратов. В период с 2014 по 2017 г. выявлено увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ЛС) на 12,5 %. При этом доля лиц, которые получают бесплатные ЛС, составляет лишь 21,6 %, остальная часть пациентов предпочитает денежную выплату. Лидирующее место по объему финансовых вложений занимает программа обеспечения лиц, страдающих высокозатратными нозологиями (около 50 %). В России система лекарственного обеспечения строится на основе оптимизации ресурсов, потому перспективным представляется изыскание успешных моделей взаимодействия государства и населения на разных уровнях в сегменте льготного отпуска ЛС.

Review of Federal Medicine Assistance Schemes

K. A. Kovaleva,  I. A. Narkevich, Dr. of Sci. (Pharm.), Professor, O. D. Nemyatykh, Dr. of Sci. (Pharm.), Yu. A. Vasyagina, Cand. Of Sci. (Pharm.), Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saint Petersburg, State Chemical Pharmaceutical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

Today in Russia, a new paradigm in building a healthcare system is being created – a value-oriented approach to treating each patient – with the aim of achieving high quality medical care in conditions of limited funding of healthcare system. An effective system of drug provision of patients forms the basis for the quality of medical services. The article presents a review of the medicine assistance schemes at the federal level. The data have been acquired from marketing agencies, as well as reports from the executive authorities of the Russian Federation for 2014-2017. Against the background of the positive dynamics of GDP in 2017 (+ 1.5 % compared 2016), the amount of funding for the «Healthcare» expenditure section decreased by 13 %. In recent years, the centralized expensive drug procurement system has been noted to be formed in the field of medicine assistance schemes. In the period from 2014 to 2017, the budget allocation for the provision of essential drugs (ED) saw a 12.5 % increase. At the same time, the share of people who receive free drugs is only 21.6 %, the rest of the patients prefer a cash payment. The high-priced nosologies program (about 50 %) holds the leading place in terms of financial investments. In Russia, the drug supply system is built on the basis of optimization of resources, so it seems promising to find successful models of interaction between the state and the population at different levels in the segment of medicine assistance schemes.

Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан до 78 лет – эти задачи включены в число национальных приоритетов развития Российской Федерации на период до 2024 г. [1]. Необходимость обеспечения высокого качества оказания медицинской помощи в условиях ограниченного ее финансирования определила формирование новой парадигмы в здравоохранении, определяемой как ценностно-ориентированный подход к лечению каждого пациента. Подобный персонифицированный метод востребован в связи с активным внедрением инновационных препаратов и медицинских вмешательств в клиническую практику [2].

Эффективная система лекарственного обеспечения больных является основой качества медицинских услуг, что определяет необходимость совершенствования механизма распределения финансовых ресурсов между участниками программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской и фармацевтической помощи.

Целью работы был анализ программ лекарственного обеспечения граждан на федеральном уровне.

Материал и методы исследования: массив источников представлен данными аналитических маркетинговых агентств DSM-Group, AlphaRM, а также Пенсионного фонда России, Федеральной службы по казначейству, Счетной палаты Российской Федерации за 2014–2017 гг.

В исследовании использованы методы сравнительного, структурно-логического, системного, контент-анализа.

Результаты и обсуждение

Установлено, что на долю раздела «Здравоохранение» в федеральном бюджете приходится порядка 3% (табл. 1). Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на фоне положительной динамики ВВП в 2017 г. (+1,5% к показателю 2016 г.) объем финансирования раздела «Здравоохранение» сократился на 13%. При этом неиспользованные средства составили 1,8%, что соответствует 12,07 млрд руб. В 2015 и 2016 гг. снижение ВВП составило 2,7% в условиях отрицательной динамики расходов на «Здравоохранение» на уровне 4 и 2% соответственно [3].

Таблица 1. Динамика финансирования раздела «Здравоохранение»

Год Расходы федерального бюджета, млрд руб. Раздел «Здравоохранение», млрд руб.
Сводная бюджетная опись, млрд руб. Исполнено, млрд руб. Динамика выделенных средств, % Сводная бюджетная опись, млрд руб. > Исполнено, млрд руб. Динамика выделенных средств, %
2014 15 052,2 14 831,6 - 546,8 535,5 -
2015 15 854,3 15 620,3 5 527,4 516,0 -4
2016 16 636,4 16 416,4 5 518,6 506,3 -2
2017 17 016,9 16 420,3 2 451,9 439,8 -13

Необходимо отметить, что основные затраты в разделе «Здравоохранение» связаны с финансовым обеспечением государственной программы (ГП) «Развитие здравоохранения», при этом доля расходов по ГП характеризуется отрицательной динамикой: в 2014, 2015, 2016, 2017 гг. она составляла 75,6; 73,3; 74,1; 67,8% от интегрального значения соответственно (рис. 1) [3].

Рисунок 1. Доля ГП «Развитие здравоохранения»

Рисунок 1. Доля ГП «Развитие здравоохранения»

В настоящее время в России организована двухуровневая система лекарственного обеспечения, при которой отдельные группы пациентов, относящиеся к региональным или федеральным льготникам, получают ЛС бесплатно или с 50%-ной скидкой. Основным законодательным актом, который закрепляет права наиболее уязвимых категорий граждан, является ФЗ №178 «О государственной социальной помощи» (ред. 28.12.2017), где обозначено право на получение набора социальных услуг, в т.ч. получение бесплатных ЛС за счет средств федерального бюджета в рамках программы ОНЛС [4]. Кроме того, сегодня за счет средств федерального бюджета осуществляются закупки для программы «высокозатратные нозологии» (ВЗН). При этом с 2017 г. централизованно закупаются ЛС для лечения пациентов, страдающих ВИЧ, гепатитами В и С, туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (МЛУВ). Стоит отметить, что в области льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) финансовую нагрузку на бюджет страны преимущественно определяют программы ОНЛС и ВЗН (36 и 48% соответственно) (рис. 2, 3) [6].

Рисунок 2. Организация лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на федеральном уровне

Рисунок 2. Организация лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на федеральном уровне

Характерно, что объем субвенций в 2017 г. по сравнению с 2014 г. заметно увеличился – на 12,5%, в то же время размер иных межбюджетных трансфертов в регионы уменьшился на 18,8% (рис. 4) [6]. Подобное снижение финансирования можно объяснить переходом на централизованные закупки дорогостоящих препаратов.

Рисунок 3. Стоимостная структурца ЛЛО, реализованного на федеральном уровне

Рисунок 3. Стоимостная структурца ЛЛО, реализованного на федеральном уровне

Как свидетельствуют данные, в 2016 г. численность получателей набора социальных услуг в сравнении с 2015 г. снизилась на 9,5%, при этом количество льготников, которые получают бесплатные ЛС, уменьшилось на 16% (табл. 2) [7].

Рисунок 4. Динамика выдел ения бюджетных ассигнований субъектам РФ на лекарственное обеспечение

Рисунок 4. Динамика выдел ения бюджетных ассигнований субъектам РФ на лекарственное обеспечение

Таблица 2. Численность получателей набора социальных услуг, 2014–2016 гг.

Год/показатель Всего получателей Численность граждан, имеющих право на полный набор социальных услуг Численность граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение Численность граждан, имеющих право на санаторно-курортное обеспечение Численность граждан, имеющих право на проезд в транспорте
2014 5 150 415 2 782 462 799 011 906 806 1 388 358
2015 5 531 037 3 287 571 732 177 865 807 1 336 165
2016 5 004 846 2 547 170 828 072 958 663 1 435 217

Значимым недостатком существующей системы ЛЛО является возможность «двойных льгот». Как видно из представленных данных, численность получателей набора социальных услуг уменьшается с каждым годом. Так, согласно ФЗ №122 от 22.08.2004, лицо, имеющее право на льготу, может отказаться от натурального выражения социальной услуги и выбрать денежную компенсацию в рамках федерального обеспечения, но при этом иметь право получать ЛС по региональной льготе [8]. При устранении данного явления может быть достигнуто целевое использование денежных средств регионов [13]. По данным за 2016 г., в России доля лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, составила 10,7% населения, или порядка 15,6 млн человек, из них граждане, получившие необходимые ЛС, составляют лишь 21,6% [7]. Важно отметить, что с 2014 по 2017 г. наблюдалась положительная динамика финансирования программы ОНЛС, в то же время фиксировалось уменьшение количества упаковок, закупаемых по данной программе, что говорит о повышении средней стоимости одной упаковки ЛС для пациентов (в 2014 г. – 378,5 руб., 2015 г. – 400,2 руб., 2016 г. – 419,2 руб., 2017 г. – 447,1 руб.) (рис. 5). При этом отмечалось увеличение среднегодовой стоимости лечения пациента за период с 2014 по 2016 г. на 15% [9].

Рисунок 5. Динамика финансирования и объема поставок ЛС по программе ОНЛС

Рисунок 5. Динамика финансирования и объема поставок ЛС по программе ОНЛС

За период с 2008 по 2017 г. доля пациентов, получающих ЛС на условиях ЛЛО по программе ВЗН, увеличилась в 12 раз и сегодня составляет 0,12% населения [10]. При этом в рамках программы с 2014 по 2017 г. происходило монотонное (на 36,9%) снижение средневзвешенной стоимости упаковки (до 9 086 руб.) [9], что связано с импортозамещением, а также с различными регуляторными механизмами, поддерживающими национальных производителей. Однако, несмотря на снижение стоимости фармакотерапии по программе ВЗН, она занимает лидирующие позиции по объему финансирования. Кроме того, в соответствии с ФЗ №299 от 03.08.2018 с 1 января 2019 г. расширился (до 12 заболеваний) перечень нозологий, для лечения которых необходимы дорогостоящие ЛС (рис. 6) [11].

Рисунок 6. Динамика финансирования и объема поставок ЛС по программе ВЗН

Рисунок 6. Динамика финансирования и объема поставок ЛС по программе ВЗН

Выводы

1. В сфере лекарственного обеспечения в последние годы происходит формирование системы централизованных закупок дорогостоящих ЛС, что в свою очередь позволяет экономить средства как регионального, так и федерального бюджета.

2. Выявлено увеличение бюджетных ассигнований на ОНЛС в период с 2014 по 2017 г. на 12,5% [3]. При этом доля лиц, которые получают бесплатные ЛС, составляет лишь 21,6% [7], остальная часть пациентов предпочитает денежную выплату.

3. По объему бюджетных ассигнований лидирует программа ВЗН (около 50% от всего объема средств, выделенных на ЛЛО) [3].

4. С точки зрения оптимизации ресурсов перспективным представляется изыскание успешных моделей взаимодействия государства и населения на разных уровнях в сегменте ЛЛО с учетом ценностно-ориентированного подхода к лечению пациента.


Источники / References

  1. Presidential Decree No. 204 of May 7, 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". 
  2. Шляхто Е.В., Конради А.О. Медицина, основанная на ценности, – новая парадигма в здравоохранении. Ремедиум Приволжье. 2018;3(163):4-8. [Shlyahto E.V., Konradi A.O. Value-based medicine is a new paradigm in healthcare. Remedium Volga. 2018;3(163):4-8.] (In Russ).
  3. Заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении федерального бюджета с 2014–2017 гг. [Opinions of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the reports on the execution of the federal budget from 2014–2017.] (In Russ).
  4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями). Ст. 6.1-6.2. [Federal Law No. 178-ФЗ “On state social assistance” (as amended). Art. 6.1-6.2 of July 17, 1999] (In Russ).
  5. Федеральный закон от 19.12.2016 №415 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (последняя редакция). [Federal Law No. 415 “On the federal budget for 2017 and for the planning period of 2018 and 2019” (last revised) of December 19, 2016] (In Russ).
  6. Открытые данные Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014–2016 гг. Сайт Пенсионного фонда России. URL: http://www.pfrf.ru/opendata/. [Open data of the Pension Fund of the Russian Federation for 2014–2016. Site of the Pension Fund of Russia. URL: http://www.pfrf.ru/opendata/] (In Russ).
  7. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Federal Law No. 122 “On amendments to legislative acts of the russian federation and recognizing certain legislative acts of the Russian Federation as Invalid as a result of the adoption of federal laws“ On amendments and additions to the federal law “On general principles of legislative (representative) and executive bodies of state power of the constituent entities of the Russian Federation” and “On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation” (as amended as of August 22, 2004).] (In Russ).
  8. Данные отчетов маркетингового агентства DSM-Group за 2014–2017 гг. [Reporting data of DSM-Group marketing agency for 2014–2017.] (In Russ).
  9. Объемы и динамики поставок по программе ВЗН январь 2014 г. – сентябрь 2018 г. Сайт маркетингового агентства AlphaRM. URL: http://www.patients.ru/media/539226/10-11-30-ermolaeva-alpharm_presentation_bzn-v4.pdf. [Volumes and dynamics of supplies under the VZN program January 2014 - September 2018. The website of the marketing agency AlphaRM. URL: http://www.patients.ru/media/539226/10-11-30-ermolaeva-alpharm_presentation_bzn-v4.pdf.] (In Russ).
  10. Федеральный закон от 30 октября 2017 №299 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 29.12.2017 г.). [Federal Law No. 299 “On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation” (as amended on December 29, 2017) of October 30, 2017.] (In Russ).


Фармацевтический рынок