Удар по гиповитаминозу

 4525

Удар по гиповитаминозу
Не секрет, что в весенний период поступление витаминов и минералов с пищей снижается до минимума. Наш рейтинг поможет вам подготовиться к сезону и грамотно спланировать аптечный ассортимент.


Лидеры весенних продаж

Витаминная недостаточность может стать причиной раздражительности, повышенной утомляемости, снижения работоспособности и аппетита, нарушения
сна, ухудшения состояния кожи, слизистых, мышц, костной ткани. Проблему нехватки полезных веществ помогут решить соответствующие ЛС или пище‑
вые добавки – как сбалансированные витаминно‑минеральные комплексы (ВМК), так и монопрепараты, содержащие только один витамин или минерал.
Согласно данным о продажах в аптеке, предоставленным аналитическим агентством IMS Health, среди ВМК безрецептурного отпуска лидировал Супрадин
(производитель Bayer). В марте – мае 2013 года было реализовано свыше 1 млн упаковок препарата на сумму 430 млн рублей (табл. 1).

На 2-м месте находился еще один продукт компании Bayer – бестселлер в сегменте витаминов и минералов для беременных и кормящих женщин – Элевит Пронаталь. Его продажи весной 2013 года превысили 268 млн рублей. Для сравнения: у похожего продукта Витрум Пренатал Форте от компании Unipharm этот показатель был значительно скромнее – 68 млн рублей.

На 7‑й позиции рейтинга находится комплекс витаминов группы B и C, а также кальция,магния и цинка – Берокка Плюс. Продажи классического комплекса витаминов с макрои микроэлементами Витрум составили почти 163 млн рублей. Российский комбинированный комплекс витаминов и минералов Компливит (Фармстандарт) также вошел в тройку лидеров по объемам реализации в денежном выражении. Результаты детского поливитаминного комплекса Пиковит составили 67 млн рублей. Отечественный препарат от компании Валента Био‑Макс, по данным на весну 2013 года, завершает ТОП-10 с объемом продаж свыше 61 млн рублей.

С заботой о сердце

Широкое применение в кардиологии, психоневрологии и других областях находят препараты магния. Среди них в тройку лидеров рынка (табл. 2) входят комбинированный препарат калия и магния Панангин (Gedeon Richter), препарат магния и витамина В6, который улучшает всасывание магния в ЖКТ, – Магне В6 (Sanofi ) и Магнерот (WÖrwag Pharma). Последний содержит оротат магния, который имеет высокую биодоступность. Оротовая кислота способствует более быстрой регенерации миокарда и повышает устойчивость к ишемии. Магнерот применяется в комплексном лечении и для профилактики инфаркта миокарда, хронической сердечной недостаточности и аритмий, вызванных дефицитом магния. Прием лекарственного средства способствует снижению частоты приступов стабильной стенокардии напряжения, что позволяет уменьшить дозировку нитратов короткого действия. Магнерот безопасен и хорошо переносится, его можно принимать вместе с иАПФ, диуретиками и другими ЛС.Также в рейтинг вошел российский комплекс, содержащий магний и витамин В6 – Магнелис В6 (Фармстандарт) и препарат с усиленной формой Магне В6 Форте, применяемый при тяжелых дефицитах магния. Кроме того, в ТОП-10 – препараты калия и магния аспарагината российского производства, суммарный объем продаж которых составил 30 млн рублей.

Для кожи, волос и ногтей

Все большую популярность у потребителей набирают так называемые витамины красоты – комплексы витаминов с компонентами природного происхождения, способствующие улучшению роста и структуры волос и ногтей. Например, продукты компании Merz Pharma GmbH Пантовигар и Специальное драже Мерц, занимающие соответственно 5-ю и 6-ю строчки рейтинга (табл. 1). Высокие продажи этих препаратов также объясняются тем, что их рекомендуется принимать курсами от 3 до 6 месяцев, то есть на курс лечения потребуется несколько упаковок препарата.

Добавки для малышей и не только

В рейтинге БАД, содержащих витамины и минералы, лидирует Супрадин Кидс (табл. 3), продажи которого за 3 месяца превысили 104 млн рублей. Еще около 38 млн рублей приходится на Супрадин Кидс гель (ранее был зарегистрирован как Супрадин Киндер гель). В рейтинг также вошли другие биодобавки для детей: Мульти-Табс Малыш Кальций Плюс (Ферросан), Кидс Формула Вита Мишки (Фармамед), Алфавит Школьник (компания Recordati).
 
Алфавит Классик (52 млн рублей) занял 2‑ю строчку рейтинга. На 3-м месте мультивитаминная биодобавка Центрум (Pfi zer) c объемом продаж 47 млн рублей. Среди специализированных БАД, содержащих витамины и минералы, в рейтинг попали Фемибион Наталкер II для беременных и кормящих, Алфавит 50+ для людей старше 50 лет и Дуовит для мужчин.

Все большую популярность у покупателей набирают ВМК для коррекции гиповитаминозов при хронических заболеваниях. Например, «Витамины для больных диабетом» (WÖrwag Pharma) разработан специально для пациентов, страдающих сахарным диабетом, с учетом особенностей их питания. В состав входят 11 жизненно важных витаминов, а также хром, усиливающий действие инсулина, и цинк, стимулирующий образование важного гормона. Одна таблетка «Витаминов для больных диабетом» (WÖrwag Pharma) содержит оптимальную суточную дозу витаминов и микроэлементов. Комплекс не содержит сахара и сахарозаменителей.

Для крепких костей

В сегменте монопрепаратов кальция бесспорным лидером остаются продукты компании Nycomed/Takeda Кальций-Д3 Никомед и Кальций-Д3 Никомед Форте (табл. 4). Всего за весну 2013 года было продано более 872 тыс. упаковок на сумму около 274 млн рублей. Немного уступают лидеру продукты компании Bayer Кальцемин и Кальцемин Адванс. Их суммарный объем продаж составил почти 190 млн рублей. Препараты компании Фармстандарт Компливит Кальций Д3 и Компливит Кальций Д3 Форте занимают 5-е и 6-е места рейтинга соответственно (в сумме более 110 млн рублей). Также высоким спросом пользуются препараты кальция глюконата от различных производителей. Завершает рейтинг Витрум Кальций Д3, продажи которого не превысили 8 млн рублей.

Витамины особого назначения

Большинство препаратов можно приобрести в аптеке без рецепта, однако существует ряд ЛС, которые принимают только по рекомендации врача. Например, витамины группы В и их аналоги, оказывающие благоприятное воздействие на воспалительные и дегенеративные заболевания нервной системы и двигательного аппарата. Среди этих продуктов лидером является Мильгамма (WÖrwag Pharma), выпускаемая в виде ампул. Ее действующие вещества (В1, В6, В12, лидокаин) оказывают прямое нейротропное и анальгезирующее действие, позволяя устранить не только симптомы, но и причины их возникновения. Препарат восстанавливает структуру и функцию нерва при радикулопатии и снижает потребность пациентов в НПВП, благодаря чему можно существенно уменьшить дозу ЛС, продолжительность лечения и риск побочных эффектов со стороны ЖКТ. На 2-м месте по объему продаж – российский Комбилипен от компании «Фармстандарт» (Табл. 5).

Востребованы и пероральные лекарственные формы витаминов группы В. Так, Нейромультивит (Lannacher) занимает 3‑ю строчку (более 158 млн рублей). На 4-м месте с объемом продаж свыше 82 млн рублей – препарат безрецептурного отпуска Мильгамма Композитум в виде драже, еще один продукт компании WÖrwag Pharma. В его состав входят жирорастворимое производное витамина В1 – бенфотиамин и витамин В6. Применение данного средства приводит к уменьшению повторных эпизодов боли в спине.

Продажи таблетированной формы препарата Комбилипен (Комбилипен Табс) по итогам весны 2013 года составили 22 млн рублей. Лекарственное средство компании Merck Нейробион занимает 6-е место (почти 12 млн рублей). Продажи остальных участников рейтинга суммарно составляют около 14 млн рублей.

Инна Сидорова, фарманалитик

Ключевые слова: гиповитаминоз


Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи