Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине

 8237

Учение о здоровье в традиционной аюрведической медицине
Автор: М.А. Суботялов, к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

В статье описываются концептуальные подходы к трактовке здоровья, представленные в аутентичных источниках аюрведической медицинской традиции. Делается акцент на критериях, которые предъявляются к здоровью. Большое внимание уделяется условиям, при которых возможно сохранение и поддержание здоровья.

Актуальность проблемы


Здоровье – ключевое понятие в любой медицинской системе. В аюрведической медицинской традиции существует свой взгляд на это понятие. Сегодня это знание актуально не только для здравоохранения, но и для педагогической теории и практики. Здоровьесбережение – одно из важнейших направлений современного образования. Вопросы сохранения индивидуального здоровья учащихся имеют особую социальную значимость, поскольку от состояния здоровья этой категории во многом зависит состояние здоровья населения [1].

Цель исследования - проанализировать концептуальный подход к понятию «здоровье» в аюрведической медицинской традиции.

Результаты исследования

Выдающимися деятелями традиционной аюрведической медицины были известные врачи прошлого Чарака и Сушрута – авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (окончательная версия датируется I в. н. э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (окончательная версия датируется IV в. н. э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию [2, 5].

«Чарака самхита» – один из самых древних из дошедших до нас аюрведических трактатов, главный труд в области терапевтического направления медицины, непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч аюрведических специалистов. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к нему в поисках ответов на вопросы, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия.

«Чарака самхита» – сама суть знания о естественном законе существования человека, об аюрведе, которая говорит «о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что – вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой – «поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни в больном» [7].
В этом медицинском первоисточнике мы находим такие слова: «Болезнь – это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье – это счастье, болезнь же – несчастье».

Там же говорится о цели аюрведы. «Цель аюрведы – защитить здоровье здоровых и излечить больных» [7].
В аюрведической медицинской традиции выделяется четыре уровня здоровья. Первый – арогья (физическое здоровье), второй - сукхам (социальное здоровье), третий – свастха (психическое здоровье), четвертый – ананда (духовное здоровье) [6].

На наше здоровье сильно влияет образ жизни. Аюрведическая медицина предлагает такой стиль жизни, благодаря которому человек остается здоровым. Цель аюрведического учения о здоровье, которое называется на санскрите свастхавритта (буквально «утверждение в добрых привычках»), не в назидании и чтении морали. Аюрведа объективно исследует, какое влияние оказывает тот или иной стиль жизни на здоровье человека с учетом конституциональных особенностей его организма и психологических особенностей личности. Такие правила поведения призваны в первую очередь укреплять иммунитет [3].

Согласно определению, которое дает аюрведа, человек здоров, если:
1.    Его доши (факторы, определяющие конституциональные особенности) находятся в состоянии гомеостаза.
2.    Различные типы обмена веществ (агни) функционируют оптимальным образом.
3.    Ткани тела (дхату) стабильны и хорошо развиты.
4.    Продукты жизнедеятельности (мала) выводятся своевременно и в оптимальном количестве.
5.    Органы чувств функционируют без ограничений.
6.    Человек чувствует себя счастливым.
7.    Он осознает свою духовную природу.

Подобный целостный подход типичен для аюрведической медицины [3]. Аюрведа рекомендует для достижения этой цели определенный образ действий. Свастхавритта складывается из следующих компонентов:
1.    Диначарья – правила поведения в течение суток.
2.    Ритучарья – правила поведения для разных сезонов.
3.    Навегандхаранья – регуляция естественных потребностей тела.
4.    Садвритта – этические правила поведения.
5.    Мокша – стремление к самореализации [3].
В «Чарака самхите» дается еще одно определение здоровья: «Любое нарушение равновесия дош и дхату означает болезнь, а их равновесие, напротив, является здоровьем. Однако здоровье и болезнь можно также в самых общих чертах охарактеризовать, соответственно, как радость и боль» [7].

В комментарии к этому тексту Чакрапани пишет: «Абсолютное равновесие дош и дхату, в сущности, вообще невозможно. Следовательно, состояние абсолютного равновесия невозможно. Поэтому здоровье определяют как счастье или радость.

Но счастье – тоже вещь относительная. Оно ограничено жизненной ситуацией данного человека. Никакое мирское счастье не означает счастья в универсальном смысле». Далее в «Чарака самхите» написано, что все мирские состояния несут на себе отпечаток скорби и несчастья. Следовательно, здоровое равновесие дош и дхату предполагает определенный диапазон [8].
 
Другой аюрведический медицинский первоисточник – «Аштангахридайя самхита» – дает лаконичное определение здоровья: «здоровье – баланс дош». Это означает, что организм человека находится в состоянии, соответствующем его индивидуальной врожденной конституции [9].

Далее Вагбхата, автор данного канона, перечисляет некоторые условия, необходимые для достижения здоровья. Так, например, вторая глава начинается со слов о том, что для достижения здоровья необходимо вставать в определенное время. Указывается промежуток времени примерно за 1–1,5 часа до восхода солнца [9].

В третьей главе, посвященной образу жизни в различные сезоны, указывается, что «вне зависимости от сезона, в идеале в ежедневный рацион должны входить все шесть вкусов для поддержания здоровья, но все же в каждый из сезонов должна преобладать пища соответствующего вкуса».

В четвертой главе, посвященной профилактике болезней, есть интересный текст, описывающий здорового человека. «Тот, кто посвящает день здоровой деятельности и ест здоровую пищу, кто одинаково относится и к счастью и к несчастью, холоду и жаре, кто не привязан к объектам чувств, кто развивает в себе бережливость, осторожность, осознание всего мира как единого целого, правдивость, всепрощение и дружит только с праведными людьми, будет свободен ото всех болезней» [9].

В седьмой главе Вагбхата предупреждает о том, что резкие изменения образа жизни опасны для здоровья. «Нездоровая (пища, питье, деятельность), вошедшая в привычку из-за длительного использования, должна устраняться постепенно, шаг за шагом. Аналогично здоровая (пища, питье, деятельность) должна начинаться постепенно, с интервалом в один, два или три дня. Резкое прекращение вредной (деятельности, пищи и т.д.) и столь же резкое начало здоровой (деятельности, пищи и т.д.) ведет к возникновению болезней [9].

С точки зрения аюрведы достижение здоровья имеет колоссальное значение. Вот что написано в «Чарака самхите»: «Разумный человек должен сознательно прилагать усилия к тому, чтобы тело сохранялось в хорошей форме. Тело – это поистине столп, на котором держатся благополучие нашей жизни и сама наша жизнь. Отложив, если необходимо, все другие заботы, человек должен направить внимание на свое тело, т.к. с потерей тела исчезнет все, что составляет жизнь воплощенного существа» [7].

Там же сказано, что «нет проклятия хуже проклятия долгой жизни, лишенной тех вещей, которые бы сделали эту жизнь стоящей того, чтобы ее прожить» [7].

Аюрведа выделяет три стадии на пути к обретению крепкого здоровья: 1) выполнение простейших ежедневных и сезонных процедур для предотвращения заболеваний; 2) терапевтические меры в случае болезни; 3) омолаживающие процедуры для улучшения качества жизни [4].

Заключение

Анализ медицинских аюрведических источников показал, что в аюрведической медицине сформирована четкая концепция понятия «здоровье». Благодаря этому научно сформулированному подходу в аюрведе обоснованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на поддержание здоровья здоровых и восстановление здоровья у больных. Данная концепция может внести свой вклад в развитие такого направления, как здоровьесбережение.

Литература

1.    Айзман Р.И. Принципы и алгоритмы мониторинга здоровья учащихся и студентов / Р.И.Айзман, Н.И.Айзман, В.Б.Рубанович, А.В.Лебедев // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — №3. — С. 101–104.
2.    Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М.: Наука, 1985. – С. 558.
3.    Ринер Х.Х. Новая энциклопедия аюрведы / Ханс Хейнрих Ринер. – Пер. с нем. Ю.Бушуевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 528 с.
4.    Свобода Р.Э. Аюрведа: жизнь, здоровье, долголетие. Пер. с англ. – М.: Саттва, 2003. – 384 с.
5.    Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С.Сорокина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560 с.
6.    Суботялов М.А. Введение в аюрведу. Пропедевтика аюрведической медицины. – СПб, 2011. Серия: «Библиотека «Фито-Ремедиума». – 237 с.
7.    Caraka-saṃhitā. Agniveśa`s treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dṛḍhabala. Text with English translation. Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. Vol. 1. Varanasi: Chaukambha Orientalia, 2001. – 544 p.
8.    The Charakasamhitā by Agniveśa. Revised by Charaka and Dṛdhabala. With the Āyurveda-dipikā Commentary of Chakrapāṇidatta. – Bombay. – 1941. – 801 p.
9.    Vagbhata’s Ashtanga Hridayam, translated by К. R. Srikantha Murthy, vol. 1. - Krishnadas Academy: Varanasi, India, 1991. – 523 p.






Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи