Фармация Нового Света

 3061

Фармация Нового Света
Фармрынок США не похож ни на российский, ни на европейский. Все, начиная с медстрахования до обучения фармацевтов, имеет свои особенности. И даже место, где покупают лекарства, называется словом, которое сложно перевести на русский. «Российские аптеки» решили разузнать, как живется и работается американским коллегам.

Drugstore, дословно «магазин лекарств», - именно сюда отправляется за лекарствами типичный американец. На самом деле это обычный супермаркет с обязательным отделом безрецептурных ЛС, или over-the-counter drugs (OTC). В такой магазин ездят за продуктами, стиральным порошком, цветами, бытовыми мелочами, попутно покупая средства от изжоги и головной боли. А вот аптека в привычном нам смысле, где Rx и OTC-средства отпускают дипломированные специалисты, называется Pharmacy. Она может существовать как сама по себе, так и при Drugstore.

Собственно аптеки в США также делятся на несколько типов: обычные (готовых лекарственных форм), специализированные (имеющие дополнительную лицензию для реализации особых ЛС, например, для лечения ВИЧ, онкологических заболеваний) и производственные – «compounding pharmacy» (от compounding – смешивание, приготовление смесей).

Как в крупных сетевых «магазинах лекарств», так и в сравнительно небольших Pharmaсy распространено самообслуживание. Режим работы первых – с раннего утра и до 24.00 (в больших городах – круглосуточно), вторые открыты чаще всего с 8 до 18 часов.

Первостольник made in USA

Чтобы открыть в США собственное аптечное дело, иметь фармобразование не обязательно, однако нужно дополнительно получить степень МВА – мастера делового администрирования. Лицензию выдает Фармацевтическое управление штата, и получить ее довольно легко. Владеть аптекой в США может врач или компания, но заведовать ею должен фармацевт.

На сегодняшний день программа обучения  фармспециалиста с высшим образованием рассчитана на 7 лет. Кроме этого, надо обязательно пройти шестимесячное дополнительное обучение и обзавестись  степенью доктора фармации – PharmD.

Прежде чем получить лицензию на практическую деятельность, студент должен сдать экзамены при фармацевтических управлениях штатов и пройти производственную практику в течение 9 месяцев. После этого можно идти в обычную аптеку или подать документы на дополнительную программу, чтобы работать фармацевтом в клинике – там почасовая оплата значительно выше, хотя и работать приходится больше: в ночную смену, в выходные дни и без отпусков.

Профессия фармацевта –  одна  из самых высокооплачиваемых в стране. Начальная зарплата – 50–60 тыс. долларов в год считается относительно небольшой и после получения степени доктора фармации повышается до 100–120 тыс. долларов в год. В специализированных аптеках, работающих с радиофармпрепаратами, химиопрепаратами, фармацевтам платят до 250 тыс. долларов в год. На таких позициях нужны специальные знания и навыки, здесь выше риск и цена ошибки, соответственно, больше и вознаграждение.

OTC & Rx

Основной доход стандартной Pharmaсy приносит продажа Rx-препаратов, стоимость которых для населения, как правило, оплачивается страховкой. Рецептурные ЛС составляют около 90% ассортимента, в свободном доступе можно найти лишь  витамины, БАД, сиропы от кашля, гомеопатические и антигистаминные средства, глазные капли, а также НПВС.

Обслуживание пациентов с рецептами происходит по следующей схеме. Прежде чем отпустить лекарство, фармацевту необходимо проверить назначения врача и параметры страховки клиента в общей базе (компенсирует ли страховка стоимость данного средства). Далее он смотрит, совместим ли отпускаемый препарат с другими ЛС, которые принимает посетитель: для этого есть специальная компьютерная программа. В случае необходимости работник аптеки может проконсультироваться с врачом по поводу правильности назначения или посоветовать выписать пациенту другое лекарство. Оплатив заказ, посетитель получает упаковку с личными пометками фармацевта о том, как принимать ЛС: до, после или во время еды, чем нужно запивать, можно ли сочетать с другими препаратами или алкоголем, нет ли ограничений по управлению транспортным средством и т.д.

В аптеках США есть также должность «техника» – сотрудника без фармобразования, выполняющего простые операции. В его обязанности входит приготовление лекарств по рецепту врача, печать наклеек с названиями препаратов, расстановка ассортимента, учет лекарственных средств.

Кто платит?

Поскольку фармакотерапия в Америке  осуществляется по страховке, немного расскажем о том, как устроена эта система. Медуслуги в США – самые дорогие в мире. Поэтому каждый американец стремится сэкономить на лекарствах и визите к доктору. Люди, работающие в больших компаниях, имеют медицинскую страховку, оплачиваемую работодателем. Те, кто трудится в маленьких фирмах или по контракту, самостоятельно пытаются найти подходящий вариант компенсации стоимости лечения.

Самой лучшей считается страховка у военных: она возмещает затраты на все прописанные ЛС и на визиты в поликлиники. В рамках государственных программ Medicaid и Medicare медицинскую помощь получают люди с доходом ниже официальной черты бедности, многодетные семьи, инвалиды и пенсионеры.

Имеющий медицинскую страховку пациент платит только часть стоимости  медикамента, например, 15% или фиксированные 10 долларов. Однако чтобы купить Rx-препарат, нужно попасть к врачу за рецептом, а визит в поликлинику оплачивается дополнительно. В зависимости от типа страховки это может быть и 20 долларов, и 200. К тому же по  требованию третьей стороны – страховой компании, экономящей на всем, – в аптеках, как правило, отпускаются более дешевые дженерики, а не оригинальные препараты.

Можно подверсткой рядом: Лечение полностью за свой счет практически невозможно для среднестатистического американца. Так, вызов «скорой» обойдется примерно в 600 долларов (с доставкой в клинику цена может доходить до 1000 долларов), удаление зуба – от 1200 долларов, прием у детского окулиста – около 200 долларов. Цены на медуслуги значительно разнятся от штата к штату.

Какая аптека лучше?

Жители мегаполисов предпочитают пользоваться сетевыми аптеками – цены в них гораздо ниже, да и обычный набор лекарств уже одобрен страховой компанией раз и навсегда. Дополнительные преимущества дает единая по всей стране информационная база. Если человек, проживающий в одном штате, приехал в другой, а лекарство оставил дома и даже забыл его название, он может прийти за помощью в любую аптеку «своей» сети. Работник найдет данные клиента в единой системе, проверит назначения врача и отпустит выписанный препарат.

Как правило, американцы предпочитают аптеку, которая расположена ближе всего к дому/работе. На выбор влияет и качество обслуживания, и наличие дополнительных услуг, и, гораздо реже, цены на медикаменты – иногда в зависимости от типа страховки стоимость ЛС может быть несколько выше или ниже.

Однако многие аптеки стремятся привлечь потребителя за счет расширения ассортимента и предложения дополнительных услуг, зачастую нестандартных. Так, сеть CVS обзавелась системой так называемых  walk-in health clinics. Это небольшие медучреждения, предоставляющие широкий спектр услуг: от удаления бородавок до вакцинации и планового медосмотра. А некоторые крупные сети даже открывают в своих филиалах салоны красоты, кофейни или суши-бары. Японскую еду, к примеру, сейчас можно отведать в 175 филиалах Walgreens и DuaneReade.

Основная тенденция в розничном сегменте США – постепенное сокращение числа независимых (одиночных) аптек, а также постоянные слияния и поглощения мелких аптечных сетей более крупными предприятиями.

На сегодняшний день в стране существует около 200 сетей. В тройку лидеров входят Walgreens (более 8000 аптек в 50 штатах), CVS/Pharmacy (около 7200 аптек в 41 штате) и RiteAid (примерно 4700 аптек). Каждая сеть имеют какую-то отличительную особенность. Так, у Walgreens более разнообразный ассортимент продуктов, галантереи и косметики, а сети CVS и RiteAid активно занимаются продажами ЛС через интернет.

Несмотря на давление со стороны сетевых гигантов, частные одиночные аптеки продолжают существовать и сохраняют рентабельность. Многие из них являются семейными предприятиями, переходящими от родителей к детям на протяжении многих поколений. Внимательное отношение к каждому посетителю, готовность дать максимально развернутую консультацию и постоянное  присутствие владельца в торговом зале – их неоспоримые преимущества в борьбе с более крупными конкурентами.

Walgreens активно внедряет «зеленые технологии». Около 400 торговых точек сети имеют зарядные устройства для электромобилей, 15 дистрибьюторских центров занимаются переработкой отходов. В Иллинойсе есть аптека Walgreens, работающая на геотермальном источнике, а в Техасе – получающая электричество от ветряной установки.

Согласно переписи населения 2011 года, 50% работников аптеки – женщины, хотя соотношение полов среди фармацевтов зависит от региона. Много в США и выпускников зарубежных фармвузов. Помимо получения лицензии для работы они должны сдать еще и языковой экзамен.

Любовь Пронина/ Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Татьяну Дашевскую, Марию Самойлову


Ключевые слова: Фармрынок США


Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи