Новость подробно

Аптека или магазин – вот в чем вопрос

 5940

Аптека или магазин – вот в чем вопрос
Автор: Инна Сидорова, «Ремедиум»

В последние месяцы не утихают споры о целесообразности продаж лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, в обычных продуктовых и продовольственных магазинах.

Лоббируют эту инициативу крупные сетевые ритейлеры. Безусловно, их можно понять: столь лакомый кусок рынка принесет неплохую прибыль при минимальных затратах, ведь реализация безрецептурных лекарственных средств не требует создания определенных условий хранения, отпуска, т.е. все, что будет необходимо продавцу, – это освободить полки в своем магазине и поставить консультанта в отдел лекарств. И здесь появляется первая проблема – способны ли сетевые магазины обеспечить потребителей грамотными специалистами?

Первая аптека Wallgreen’s появилась в 1901 г. в Диксоне, штат Иллинойс. Спустя 100 с лишним лет маленький бизнес Чарльза Уолгрина превратился в крупнейшую аптечную сеть Америки (рис. 1). Компания имеет более 7 000 точек в 50 штатах. В аптеках Wallgreen’s можно приобрести лекарства, косметику, продукты питания, игрушки, товары для детей, товары для дома и отдыха и многое другое (рис. 2).

Приходя в аптеку, потребитель четко знает, что здесь он может проконсультироваться у провизора или фармацевта о режиме приема, дозировании лекарственного средства, противопоказаниях и т.д. В супермаркетах в последнее время уровень обслуживания и компетентности обычных консультантов значительно снизился. Компании, стремясь сократить издержки и увеличить прибыль, нанимают дешевую иностранную рабочую силу, поэтому работники очень часто не знают русского языка. В результате потребитель вынужден исследовать магазин самостоятельно. Конечно, все мы прекрасно понимаем законы рынка, однако тревожит то, что под предлогом повышения доступности лекарств фактически будут созданы все условия не просто для самолечения, а для бесконтрольного потребления препаратов.

К сожалению, сегодня сложилась ситуация, когда потребитель не хочет лишний раз идти на прием к врачу, а с введением платных услуг в поликлиниках эта ситуация только усугубится. К этому добавятся доступные лекарства в супермаркетах, в конечном счете россияне начнут принимать лекарства для купирования симптомов и совсем перестанут задумываться об их причинах.

Теперь поговорим о второй проблеме: что станет с рентабельностью аптек, если весь ОТС-сегмент будет реализовываться через магазины. Сегодня, как свидетельствует практика, несетевая аптека – неприбыльный бизнес. Огромное число ограничений со стороны государства позволяет ей оставаться рентабельной лишь за счет нелекарственного ассортимента и безрецептурных лекарственных препаратов, которые лоббисты мечтают видеть в продуктовых магазинах. В том случае, если идея продажи лекарств в магазинах претворится в жизнь, в конкурентной борьбе выживут только сетевые аптеки, а мелкие будут вынуждены закрыться, да и сетям придется сократить число торговых точек, пересмотреть ассортимент. Большинство бизнесменов, не работающих в фармацевтической сфере, удивляются, что же нам мешает сделать все так, как на Западе, упуская из виду, что на Западе не только магазины похожи на аптеки, но и аптеку зачастую трудно отличить от магазина. Многие аптечные сети выросли на базе крупных торговых сетевых магазинов, таких как Wal-mart, Target, Publix и др., другие же самостоятельно превратились в большие драгсторы, в которых можно приобрести все то же самое, что и в обычном супермаркете (Wallgreen’s, CVS Pharmacy, Duane Reade и др.).

Вторая по величине розничная сеть в США – CVS Pharmacy – это розничное подразделение компании CVS Caremark, включающей также такие подразделения, как Pharmacy Benefit Management и MinuteClinic – компанию, предоставляющую услуги по быстрой диагностике, консультации, выписке рецептов пациентам во всех аптеках сети CVS Pharmacy. Сегодня розничное подразделение компании включает 7 327 аптек, расположенных в 41 штате и округах Колумбия и Пуэрто-Рико, а также онлайн-магазин CVS.com и 657 клиник здоровья под брэндом MinuteClinic, 648 из которых расположены в аптеках CVS Pharmacy.
 

Согласно данным, опубликованным в 2011 г., за 10 лет, начиная с 2000 г., аптечный сегмент в США вырос со 145,6 до 266,4 млрд долл., при этом 39% составляет доля аптечных сетей, еще 34% приходится на сегмент доставки медикаментов по почте. Что касается супермаркетов с отделом лекарственной продукции, то доля этого сегмента самая маленькая – 7% (рис. 3). В условиях, когда потребитель может выбрать, куда ему пойти за хлебом и активированным углем – в супермаркет или в аптеку, говорить о сверхприбыли  крупных супермаркетов в США за счет лекарственного ассортимента не приходится.

Сетевые аптеки    39%
Онлайн-аптеки, лекарства по почте    34%
Частные маленькие магазины с аптекой    11%
Несетевые аптеки    9%
Супермаркеты с аптечным отделом    7%

Как сложится ситуация с рынком лекарств в нашей стране, пока непонятно. Споры не утихают, решение пока не принято. Тем не менее, призывая коммерсантов к честной конкуренции на рынке, стоит помнить, что она возможна лишь тогда, когда у всех игроков рынка правила игры одинаковы.

Рисунки - в приложении

Ключевые слова: аптека магазин ЛС


Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи