Аптечный софт

 3753

Аптечный софт

Разнообразие аптечных АСУ кажется безграничным и иногда сбивает с толку. Что выбрать: программы независимых разработчиков или продукт от дистрибьютора? В чем различие между бесплатной программой и лицензионной, стоимость которой несколько десятков тысяч рублей? Попробуем разобраться.

В настоящее время различные IT-сервисы использует в своей работе подавляющее большинство аптек. Неудивительно, ведь плюсы автоматизации вполне очевидны:

•    практически полное отсутствие ошибок, неизбежных при работе в «ручном» режиме
•    облегчение труда заведующей, которой приходится совмещать несколько функций – управлять аптекой, заниматься закупками, а нередко и вставать за первый стол, подменяя заболевших сотрудников
•    увеличение рентабельности предприятия вследствие получения наиболее полной информации об оборачиваемости товара, эффективности работы конкретных сотрудников и т.д.

Что имеем?

Кроме бухгалтерских, существуют три типа программных продуктов, различающихся по функционалу:

-     программы предметно-количественного учета (ППКУ) типа «1С», «БЭСТ» и др. С помощью них можно вести учет товаров, однако многие очень нужные аптеке опции (контроль цен на ЖНВЛП, работа с электронными накладными) у них отсутствуют
-     сводные прайс-листы типа «ФармСМ», «АналитФармация», «Клиент-Аптека» и т.п. Эти программы используются для составления заказов и передачи их поставщикам
-     специализированные комплексные АСУ, типа «Аптека-2007», «Линия» и «Линия мини», «Юнико-Аптека», «1С: Розница 8. Аптека» и др.

Существуют также региональные продукты, например, «БЭСТ-5.Аптека» от краснодарской компании ООО «Предприятие Виктория-Юг», «Аптека-Урал» и т.д. Их удобно использовать локальным аптекам, находящимся в том же регионе, из-за удобства сервисного обслуживания и, возможно, в связи с более низкой стоимостью.

Собственные разработки предлагают и крупные дистрибьюторы. Так, Сиа Интернейшнл лтд продвигает программу «М-Аптека Style», ЦВ «Протек» – программу электронного заказа ePrica, Alliance Healthcare – «Инфо-аптека», «Катрен» – «М-Аптека Плюс» и т.д.

Некоторые аптеки и аптечные сети, пытаясь сэкономить, развивают свои продукты как «самописные», так и на основе известных платформ. Так, например, аптеки, входящие в UMG, используют программный комплекс ID-Pharma, имеющий три составляющих: модуль центрального склада, построенный на базе 1С: Предприятие 8, «АРМ (автоматизированное рабочее место) Директора», «АРМ Кассира».

Критерии выбора

Подходящую АСУ для себя аптека должна выбирать по двум критериями: функционалу и стоимости. «Базовая комплектация» у всех производителей отличается. Так или иначе специализированная программа автоматизации должна уметь:

•    проводить учет товаров по фармгруппам и инвентаризацию с составлением всех необходимых форм согласно законодательству
•    контролировать цены на ЖНВЛП
•    составлять дефектуру на основе выбранных параметров
•    отслеживать сроки годности и забракованные серии ЛС
•    автоматически выбирать оптимального поставщика
•    оперировать системой скидок.

Дополнительные опции – это различная аналитика: ABC и XYZ-анализ ассортимента, формирование среднего чека по кассе, отслеживание невостребованных товаров, возможная упущенная выгода и т.д. Эта информация необходима руководителю или сотруднику, занимающемуся закупками. Не лишним будет экспорт данных во внешние бухгалтерские программы и справочные службы.

Установка модуля автоматического заказа дает аптеке возможность пользоваться сводным прайс-листом по поставщикам. Приоритеты для закупки можно выставлять вплоть до копеек. Сетевым аптекам также пригодится расширение складского модуля филиалами для передачи товара в автоматическом режиме с одной точки на другую.

Что почем?

Итоговая стоимость АСУ для аптеки складывается из:

•    набора функций, возможностей установки дополнительных модулей, регулярности обновления ПО
•    цены лицензии, которая, в свою очередь, зависит от числа рабочих мест или количества устанавливаемых модулей. В некоторых случаях для покупки предлагается сублицензия, это дешевле
•    затрат на внедрение
•    стоимости техподдержки, которая может предоставляться на какой-то период времени или разово, круглосуточно или только по рабочим дням, с выездами в аптеку или исключительно по телефону.

Выбирая подходящую программу, почитайте отзывы от пользователей в интернете, поинтересуйтесь опытом коллег. Большинство компаний-разработчиков готовы презентовать продукт с выездом на место. Не стесняйтесь, запросите бесплатную тестовую версию и опробуйте ее на конкретных задачах.


Любовь Пронина


Ключевые слова: аптечные АСУ софт мягкий


Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи