Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / Новости медицины и фармации / Пресс-Релизы

08.06.2018 10:00

Обзор сегмента льготного лекарственного обеспечения за 1 квартал 2018 года

По данным аудита льготного лекарственного обеспечения фармацевтического рынка России (ОНЛС и ВЗН), проводимого DSM Group, за 1 квартал 2018 года по программе ЛЛО было закуплено 18,1 млн. упаковок лекарственных препаратов на сумму 14,6 млрд. рублей, что на 53,8% меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, в стоимостном выражении и на 20,6% меньше в натуральном.

ВЗН

В 2017 году Правительство РФ утвердило бюджет, согласно которому впервые затраты по программе «7 Нозологий» сократились. Правительство планирует начать экономить средства за счёт импортозамещения, что оказало достаточно серьёзное влияние на сокращение объёмов закупок как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Бюджет программы ВЗН в 2018 году не увеличится, несмотря на предполагаемый рост числа пациентов в регистре (8-15% ежегодно), и составит 43,61 млрд. рублей. Причём такой же объём предусмотрен и на 2019-2020 годы.

Итак, в 1 кв. 2018 года на препараты, которые входят в список «7 Нозологий», было затрачено 3,1 млрд. рублей, что на 82,4% меньше, чем в январе-марте 2017 года. В натуральном выражении объём приобретённых лекарственных препаратов за первые 3 месяца 2018 составил 264,8 тыс. упаковок (в сравнении с аналогичным периодом 2017 года закупки сократились на 75,3%).

Политика импортозамещения, активно реализуемая правительством в последние годы, отразилась и на структуре закупок медикаментов по происхождению. Российским компаниям удалось значительно укрепиться на рынке как в программе ВЗН, так и в льготном лекарственном обеспечении в целом. За год доля отечественных препаратов из перечня высокозатратных нозологий выросла на 8,8% до 42,2% в рублях и на 2,4% до 28,2% в упаковках. Несомненно, очень большую роль в таком скачке доли на рынке российских компаний сыграло переключение в закупках МНН «Флударабин» с импортного препарата «Флутотера» на препарат «Флидарин» («Натива»). Доля «Нативы» в поставках «Флударабина» выросла с 34,2% до 92,3% в стоимостном выражении. Но в общем из-за сокращения финансирования реализации программы объём закупок как отечественных, так и импортных препаратов снизился. Падение лекарственных препаратов, производимых за рубежом, было более существенное: -84,7% в стоимостном и -76,1% в натуральном выражении. Закупки средств отечественного производства также сократились: -77,8% в рублях и -73,0% в упаковках.

В целом по программе льготного лекарственного обеспечения в 1 квартале 2018 года доля препаратов отечественного производства в натуральном выражении составила 67,6% против 62,8% в январе-марте 2017 года. Зарубежные препараты обладают более высокой стоимостью (одна упаковка препарата импортного производства обходилась государству при закупке в 1 713,1 рублей, в то время, как российские лекарственные средства стоили в 4,6 раза дешевле: лишь 370,7 рублей). В результате такой значительной разницы в цене импортные компании опередили отечественные по объёму закупок в стоимостном выражении (68,9% против 31,1%).

С января 2018 года список лекарств, закупаемых по программе ВЗН, пополнился тремя международными непатентованными наименованиями – «Терифлуномид», «Нонаког Альфа» и «Элиглустат». В январе-марте 2018 года закупки всех МНН упали относительно аналогичного периода прошлого года. Наибольший темп снижения был отмечен у МНН «Бортезомиб» (-90,8%) и «Глатирамера Ацетат» (-90,5%). В итоге данные наименования утратили свои позиции в рейтинге.

ТОП-10 МНН в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года

Рейтинг МНН Объём, 1 кв. 2018, млн. руб. Доля, 1 кв. 2018 Прирост, 1 кв. 2018 / 1 кв. 2017

1 Ритуксимаб 863,5 27,9% -56,3%
2 Леналидомид 428,4 13,9% -90,2%
3 Октоког Альфа 234,5 7,6% -65,6%
4 Интерферон Бета-1A 216,8 7,0% -84,1%
5 Фактор свёртывания крови VIII 201,3 6,5% -83,3%
6 Бортезомиб 135,8 4,4% -90,8%
7 Интерферон Бета-1B 118,5 3,8% -78,2%
8 Глатирамера Ацетат 107,5 3,5% -90,5%
9 Фактор свёртывания крови VIII+Фактор Виллебранда 102,5 3,3% -71,6%
10 Эптаког Альфа Активированный 90,2 2,9% -87,4%

В программе «7 Нозологий» на данный момент представлены препараты от 32 фирм-производителей. В рейтинге корпораций в 1 квартале 2018 года первую строчку заняла отечественная компания «Биокад», которая является производителем препаратов «Ацеллбия», «Интерферон Бета-1В» и «Тимексон». Все фирмы, вошедшие в рейтинг по стоимостному объёму закупок, показали падение. Наиболее заметное снижение продемонстрировала международная биофармацевтическая компания Celgene - лидер прошлого года, которая показала уменьшение объёма закупок на 90,2% в 1 квартале 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Данная корпорация представлена в ВЗН только одним препаратом – иммунодепрессивное средство «Ревлимид».

ТОП-10 производителей в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года

Рейтинг Производитель Объём,
1 кв. 2018, млн. руб.
Доля,
1 кв. 2018
Прирост,
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017
1 Биокад 824,3 26,7% -58,7%
2 Celgene 428,4 13,9% -90,2%
3 Baxter Healthcare 370,1 12,0% -73,0%
4 Натива 245,8 8,0% -89,3%
5 Octapharma 175,4 5,7% -82,9%
6 Генериум 175,2 5,7% -88,3%
7 Laboratory Tuteur 106,3 3,4% -82,4%
8 Johnson & Johnson 98,2 3,2% -86,5%
9 Синнаген 95,0 3,1% -63,5%
10 Novartis 87,4 2,8% -74,0%

По итогам 1 квартала 2018 года по программе ВЗН были осуществлены закупки 60 марок. На ТОП-10 брендов по объёму продаж в стоимостном выражении в программе «7 нозологий» приходится около 68,1%, а на ТОП-20 – 87,3%.

За год рейтинг претерпел значительные изменения. Бренд «Ацеллбия» вытеснил с первой строчки лидера прошлого года – иммунодепрессивное средство «Ревлимид», которое показало максимальное снижение объёма реализации (-90,2%). В ТОП-10 брендов в январе-марте 2018 г. попали 4 новых препарата: цитокины «Инфибета» компании «Генериум» и «Синновекс» производства «Синнаген», иммунодепрессивное средство «Майфортик» от производителя Novartis и моноклональные антитела «Тизабри» корпорации Johnson & Johnson.

ТОП-10 брендов в стоимостном выражении в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года

Рейтинг Бренд Объём,
1 кв. 2018, млн. руб.
Доля,
1 кв. 2018
Прирост,
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017
1 Ацеллбия 786,5 25,4% -57,4%
2 Ревлимид 428,4 13,9% -90,2%
3 Адвейт 234,5 7,6% -65,6%
4 Борамилан 114,1 3,7% -85,0%
5 Аксоглатиран ФС 102,9 3,3% -90,1%
6 Генфаксон 102,8 3,3% -81,6%
7 Синновекс 95,0 3,1% -63,5%
8 Инфибета 83,9 2,7% -78,8%
9 Майфортик 79,0 2,6% -61,1%
10 Тизабри 76,8 2,5% -66,8%

ТОП-10 брендов по натуральному объёму существенно отличается от стоимостного рейтинга. Лидером в 1 кв. 2018 года стало гемостатическое средство «Адвейт» с долей рынка 13,8%. Бренд-новичок противоопухолевый препарат «Такролимус» поднялся на 3 строчку рейтинга.

Прирост продаж в упаковках в 1 квартале 2018 года показали только два бренда – противоопухолевое средство «Реддитукс» (+8 084,7%) и гемостатик «Коэйт-Дви» (+100,3%). При этом максимальное снижение объёмов реализации отмечено у марки «Октанат»: сокращение закупок составило 89,3%.
 
ТОП-10 брендов в натуральном выражении в программе ВЗН за 1 квартал 2018 года

Рейтинг Бренд Объём,
1 кв. 2018, тыс. упак.
Доля,
1 кв. 2018
Прирост,
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017
1 Адвейт 36,6 13,8% -51,5%
2 Ацеллбия 22,0 8,3% -50,9%
3 Такролимус 18,0 6,8% new
4 Октанат 14,4 5,4% -89,3%
5 Адваграф 11,3 4,3% -59,0%
6 Реддитукс 10,7 4,0% +8 084,7%
7 Борамилан 10,5 4,0% -53,0%
8 Генфаксон 10,1 3,8% -81,6%
9 Коэйт-Дви 9,5 3,6% +100,3%
10 Растан 9,3 3,5% -57,1%

ОНЛС

Объём государственных закупок по программе ОНЛС в январе-марте 2018 года составил 11,5 млрд. рублей, что на 18,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2017 года. В натуральном выражении наблюдалось чуть менее существенное снижение объёма приобретаемых лекарственных средств: -17,9%. В итоге в аптеки для льготных категорий граждан было завезено 17,9 млн. упаковок лекарств.

При анализе структуры подпрограммы ОНЛС по происхождению можно увидеть рост доли отечественных препаратов. Российские препараты за год увеличили своё присутствие на рынке на 0,1% в рублях (до 28,1%) и на 3,6% в упаковках (до 68,2%).

В 1 квартале 2018 года в программе участвовало 285 фирм-производителей. Рейтинг производителей по ОНЛС преимущественно представлен иностранными компаниями. Исключение составляет фирма, занявшая 3 строчку, – «Натива» и корпорация «Биокад», расположившаяся на 8 позиции в рейтинге. 7 компаний из 10 показали падение продаж: наибольший темп снижения был отмечен у «Биокад» (-53,4%) и Roche (-49,6%). Существенное уменьшение объёма реализации у отечественной компании «Биокад» в первую очередь связано с сокращением закупок противоопухолевых препаратов «Таксакад» (-95,3%), «Новотакс» (-93,5%) и «Гертикад» (-28,7%), а также бифосфоната «Золерикс» (-62,4%).

Прирост продаж был отмечен у трёх компаний: Johnson & Johnson с основным продуктом «Имбрувика» (+44,9%), Novartis с основным противоопухолевым средством «Афинитор» (+13,7%) и AbbVie с единственным продуктом – иммунодепрессивным средством «Хумира» (+9,1%).

ТОП-10 производителей в программе ОНЛС за 1 квартал 2018 года

Рейтинг Производитель Объём,
1 кв. 2018, млн. руб.
Доля,
1 кв. 2018
Прирост,
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017
1 Sanofi 1 023,0 8,9% -12,3%
2 Novo Nordisk 907,7 7,9% -12,9%
3 Натива 668,1 5,8% -6,5%
4 Novartis 662,0 5,7% +13,7%
5 AstraZeneca 660,1 5,7% -33,3%
6 Johnson & Johnson 531,6 4,6% +44,9%
7 AbbVie 336,0 2,9% +9,1%
8 Биокад 326,5 2,8% -53,4%
9 Pfizer 297,7 2,6% -1,5%
10 F.Hoffmann-La Roche 285,0 2,5% -49,6%

В целом по ОНЛС в 1 кв. 2018 года государство закупило более 1 300 различных брендов лекарственных препаратов.

В рейтинге по стоимостному объёму в большей мере представлены импортные препараты. Суммарно доля ТОП-10 брендов составляет 24,2%. Половина брендов, входящих в десятку, нарастили свой объём закупок по сравнению с январем-мартом 2017 года. Наибольший прирост был отмечен у противоопухолевого средства «Афинитор» (+28,1%), максимальное падение – у гипогликемического средства «Лантус» (-33,2%).

ТОП-10 брендов в программе ОНЛС за 1 квартал 2018 года

Рейтинг Бренд Объём,
1 кв. 2018, млн. руб.
Доля,
1 кв. 2018
Прирост,
1 кв. 2018 / 1 кв. 2017
1 Туджео СолоСТАР 453,3 3,9% +20,5%
2 Хумира 336,0 2,9% +10,7%
3 Новорапид 314,7 2,7% -8,8%
4 Лантус 304,7 2,6% -33,2%
5 Левемир 291,3 2,5% -20,7%
6 Имбрувика 268,0 2,3% new
7 Гертикад 233,8 2,0% -28,7%
8 Афинитор 218,0 1,9% +28,1%
9 Энбрел 188,5 1,6% +13,8%
10 Иресса 183,1 1,6% -12,2%


Ключевые слова: Обзор, сегмент льготного лекарственного обеспечения, 1 квартал 2018 года
 




За содержание информации, размещённой в разделе пресс-релизы, Remedium.ru ответственности не несёт.

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам