Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения
Главная / Новости медицины и фармации

28.02.2013 14:17

Чужие здесь не ходят

Кто свой, кто чужой - такой вопрос не совсем корректно задавать, когда речь идет о закупках лекарственных препаратов за государственный счет. Однако в последнее время внимание к реформе системы закупок лекарств обострилось не просто так. Значит, это кому-нибудь нужно? Нужно, и еще как. Но обо всем по порядку.

На фармрынке есть импортные и отечественные препараты, есть высококачественные и не очень, есть дорогие и дешевые, есть жизненно важные и по сути бесполезные... Как в этом многообразии сделать правильный выбор и максимально эффективно, с наименьшими затратами вылечить больного? В мире существует практика проведения исследований по оценке медицинских технологий. Эти исследования по экономике здравоохранения и фармакоэкономике, в частности, с использованием клинических данных, а также ценовых параметров, которые задает завод-изготовитель, позволяют государству сделать правильный выбор: что закупать и по какой цене.

В России такие исследования мы проводим не один год. Потребность в них растет, но пока на государственном уровне полноценного осознания в их необходимости не наблюдается. Для бюджетодержателя гораздо проще применить единое правило для всех препаратов. Одно правило - меньше головной боли при выборе, уже окно для конкурентных отношений. Но, с другой стороны, половина участников всегда будет им недовольна.

Сегодня государство говорит рынку: "Я хочу закупать отечественные лекарственные препараты, они дешевле. А также этим я немного поддержу отечественную фармацевтическую промышленность". Недавно появилось предложение минпромторга не допускать импортный препарат к закупке, если на рынке есть аналогичное предложение от отечественной компании.

И оно пугает не только экспертное сообщество. Отечественный препарат пока сейчас еще выигрывает по цене, но важно понимать, что это явление - временное. Товарная масса, выпущенная российскими заводами, стремительно дорожает. Во-первых, работает эффект низкой ценовой базы, когда чем дешевле, тем менее рентабельно. Соответственно, проблема увеличения рентабельности гораздо острее стоит для дешевых препаратов, чем для дорогих. Во-вторых, в наши дни идет процесс перевооружения производственных фондов российских компаний: инвестиции в дорогие западные GMP-стандарты, в обучение персонала и т.д. Все это также увеличивает ценники на отечественные препараты быстрее, чем на импорт. В-третьих, сейчас только на российские препараты возможна ежегодная индексация цен в рамках перечня ЖНВЛП.

Таким образом, в ближайшее время цены на отечественные и импортные препараты будут постепенно выравниваться. Но западные компании смогут позволить себе сдерживать цены за счет объемов, поскольку производят лекарства для многих стран. Отечественные же лекарства будут просто дорожать. И сегодня, по мнению регулятора, самое время начать процесс "расчистки поляны" на рынке - запретить иностранцам продавать свои препараты, если есть русские аналоги. Как эти меры расценивать?

С одной стороны, мы ратуем за национальную безопасность, а производство жизненно важных препаратов для населения - одна из ее составляющих. С другой, декларируем открытый рынок для всех. А если, к примеру, появится предложение от индийской или китайской компании, значительно более дешевое, чем российские препараты? Мы тоже запретим им принимать участие в госторгах?

Разумеется, никто не будет возражать против поддержки отечественного фармпрома. Но поддерживать его, на мой взгляд, надо на этапе производства, а не сбыта. Поломать рынок, дав однозначную фору для одних участников в ущерб другим, - это "медвежья услуга" своим же производителям... При отсутствии конкуренции начнут расти цены, ухудшится качество, появятся риски снижения инвестиционной привлекательности отрасли.

Эту позицию легко обвинить в лоббизме интересов западных фармкомпаний. Но экономике чужды эмоции. Ограничение рынка - это бомба замедленного действия. К тому же существуют и другие механизмы, регулирующие систему госзакупок без ограничений и запретов. К примеру, возможность закупать для государственных нужд лишь лекарственные препараты, произведенные в соответствии со стандартами GMP. Мы хотим качественных лекарств - критерии качества заданы во всем мире. Ничего выдумывать не надо. Второй подход - закупать нужные медикаменты, рекомендуемые в системе сравнения цена/эффективность. Ведь сегодня даже для государственных потребностей часто закупаются препараты с сомнительной медицинской эффективностью. Методы оценки тоже придуманы давно. Третий - внедрить также применяемые во всем мире технологии risk-sharing (разделения рисков) для закупщика и продавца. Пусть производитель чувствует ответственность за результат лечения. Ввел государство в заблуждение насчет эффективности своих препаратов - верни деньги в казну!

Еще один способ повысить эффективность государственных затрат - ввести референтное ценообразование. Каждый вкладывает в этот термин свой смысл. Однако в целом принцип тут один - цена на препарат должна быть обоснована, а у пациента не возникало мысли, что его лечат плацебо. А если больной хочет лечиться более дорогим лекарством, пусть доплачивает за него. Чтобы все эти механизмы заработали, необходимо восстановить фармаконадзор как полноценную государственную функцию. В период становления отрасли он послужил бы фильтром, который не допустит попадания на рынок некачественной продукции.

Таких мер можно предложить еще не одну. Отношения в системе должны быть максимально взаимовыгодными. На волне требований, диктуемых государством, в плане перехода отрасли на стандарты GMP, GDP, GPP и т.д. (надлежащей производственной, дистрибьюторской аптечной практики и т.д. - Ред.), хотел бы внести предложение: самому государству перейти на стандарт GGP (Good Government Practice), то есть надлежащей практики государственного регулирования. Поменьше странных инициатив - побольше расчетов, аналитики и здравого смысла.




Ключевые слова: фармрынок, лекарства, закупка


Последние новости

Сейчас 21 страна-участница ЕС (включая Италию, Данию, Швецию, Испанию, Францию, Ирландию и Польшу) претендуют на право размещения EMA на своей территории.
По информации ВОЗ, около 325 млн жителей планеты являются носителями вируса гепатита B и C, но многие об этом не знают, так как не имеют доступа к диагностическим и терапевтическим средствам.
В следующем году в Гане, Кении и Малави будет запущена пилотный проект ВОЗ по иммунизации детей в возрасте 5-17 лет против малярии. В рамках проекта пройдет вакцинация детей вакциной RTS,S, разработанной компанией GlaxoSmithKline.
Среди оригинальных препаратов – два лекарства против нейродегенеративных патологий у детей, препарат для лечения острого лимфобластного лейкоза, средства против ревматоидного артрита и бляшечного псориза. Помимо прочего было выдано положительное заключение по трем биоаналогам.
В июне 2017 года в рамках развития аптечного проекта сетью розничных магазинов «Магнит» будут открыты четыре тестовые аптеки.

Мероприятия

     2017
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30


Подписка

Подписка

Реклама



Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.