Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Новости медицины и фармации

28.02.2013 14:17

Чужие здесь не ходят

Кто свой, кто чужой - такой вопрос не совсем корректно задавать, когда речь идет о закупках лекарственных препаратов за государственный счет. Однако в последнее время внимание к реформе системы закупок лекарств обострилось не просто так. Значит, это кому-нибудь нужно? Нужно, и еще как. Но обо всем по порядку.

На фармрынке есть импортные и отечественные препараты, есть высококачественные и не очень, есть дорогие и дешевые, есть жизненно важные и по сути бесполезные... Как в этом многообразии сделать правильный выбор и максимально эффективно, с наименьшими затратами вылечить больного? В мире существует практика проведения исследований по оценке медицинских технологий. Эти исследования по экономике здравоохранения и фармакоэкономике, в частности, с использованием клинических данных, а также ценовых параметров, которые задает завод-изготовитель, позволяют государству сделать правильный выбор: что закупать и по какой цене.

В России такие исследования мы проводим не один год. Потребность в них растет, но пока на государственном уровне полноценного осознания в их необходимости не наблюдается. Для бюджетодержателя гораздо проще применить единое правило для всех препаратов. Одно правило - меньше головной боли при выборе, уже окно для конкурентных отношений. Но, с другой стороны, половина участников всегда будет им недовольна.

Сегодня государство говорит рынку: "Я хочу закупать отечественные лекарственные препараты, они дешевле. А также этим я немного поддержу отечественную фармацевтическую промышленность". Недавно появилось предложение минпромторга не допускать импортный препарат к закупке, если на рынке есть аналогичное предложение от отечественной компании.

И оно пугает не только экспертное сообщество. Отечественный препарат пока сейчас еще выигрывает по цене, но важно понимать, что это явление - временное. Товарная масса, выпущенная российскими заводами, стремительно дорожает. Во-первых, работает эффект низкой ценовой базы, когда чем дешевле, тем менее рентабельно. Соответственно, проблема увеличения рентабельности гораздо острее стоит для дешевых препаратов, чем для дорогих. Во-вторых, в наши дни идет процесс перевооружения производственных фондов российских компаний: инвестиции в дорогие западные GMP-стандарты, в обучение персонала и т.д. Все это также увеличивает ценники на отечественные препараты быстрее, чем на импорт. В-третьих, сейчас только на российские препараты возможна ежегодная индексация цен в рамках перечня ЖНВЛП.

Таким образом, в ближайшее время цены на отечественные и импортные препараты будут постепенно выравниваться. Но западные компании смогут позволить себе сдерживать цены за счет объемов, поскольку производят лекарства для многих стран. Отечественные же лекарства будут просто дорожать. И сегодня, по мнению регулятора, самое время начать процесс "расчистки поляны" на рынке - запретить иностранцам продавать свои препараты, если есть русские аналоги. Как эти меры расценивать?

С одной стороны, мы ратуем за национальную безопасность, а производство жизненно важных препаратов для населения - одна из ее составляющих. С другой, декларируем открытый рынок для всех. А если, к примеру, появится предложение от индийской или китайской компании, значительно более дешевое, чем российские препараты? Мы тоже запретим им принимать участие в госторгах?

Разумеется, никто не будет возражать против поддержки отечественного фармпрома. Но поддерживать его, на мой взгляд, надо на этапе производства, а не сбыта. Поломать рынок, дав однозначную фору для одних участников в ущерб другим, - это "медвежья услуга" своим же производителям... При отсутствии конкуренции начнут расти цены, ухудшится качество, появятся риски снижения инвестиционной привлекательности отрасли.

Эту позицию легко обвинить в лоббизме интересов западных фармкомпаний. Но экономике чужды эмоции. Ограничение рынка - это бомба замедленного действия. К тому же существуют и другие механизмы, регулирующие систему госзакупок без ограничений и запретов. К примеру, возможность закупать для государственных нужд лишь лекарственные препараты, произведенные в соответствии со стандартами GMP. Мы хотим качественных лекарств - критерии качества заданы во всем мире. Ничего выдумывать не надо. Второй подход - закупать нужные медикаменты, рекомендуемые в системе сравнения цена/эффективность. Ведь сегодня даже для государственных потребностей часто закупаются препараты с сомнительной медицинской эффективностью. Методы оценки тоже придуманы давно. Третий - внедрить также применяемые во всем мире технологии risk-sharing (разделения рисков) для закупщика и продавца. Пусть производитель чувствует ответственность за результат лечения. Ввел государство в заблуждение насчет эффективности своих препаратов - верни деньги в казну!

Еще один способ повысить эффективность государственных затрат - ввести референтное ценообразование. Каждый вкладывает в этот термин свой смысл. Однако в целом принцип тут один - цена на препарат должна быть обоснована, а у пациента не возникало мысли, что его лечат плацебо. А если больной хочет лечиться более дорогим лекарством, пусть доплачивает за него. Чтобы все эти механизмы заработали, необходимо восстановить фармаконадзор как полноценную государственную функцию. В период становления отрасли он послужил бы фильтром, который не допустит попадания на рынок некачественной продукции.

Таких мер можно предложить еще не одну. Отношения в системе должны быть максимально взаимовыгодными. На волне требований, диктуемых государством, в плане перехода отрасли на стандарты GMP, GDP, GPP и т.д. (надлежащей производственной, дистрибьюторской аптечной практики и т.д. - Ред.), хотел бы внести предложение: самому государству перейти на стандарт GGP (Good Government Practice), то есть надлежащей практики государственного регулирования. Поменьше странных инициатив - побольше расчетов, аналитики и здравого смысла.




Ключевые слова: фармрынок, лекарства, закупка


Последние новости

 
Правительство передало «Ростеху» акции «Мосхимфармпрепаратов»

Правительство передало «Ростеху» акции «Мосхимфармпрепаратов»

Передача акций позволит модернизировать научно-производственные мощности, обеспечить объединение долгосрочными заказами, расширить номенклатуру производимых лекарственных препаратов и фармацевтических...
18.01.2018
Минздрав: доставку лекарств должны осуществлять фармацевты

Минздрав: доставку лекарств должны осуществлять фармацевты

При онлайн-продаже лекарственных препаратов их доставкой должны заниматься специалисты со средним фармацевтическим или медицинским образованием, чтобы сразу проконсультировать покупателя.
18.01.2018
Правительство ускорит процесс маркировки

Правительство ускорит процесс маркировки

Федеральное правительство разрабатывает постановление, которое обяжет завершить процесс внедрения обязательной маркировки уже в текущем году.
18.01.2018

Мероприятия

     2018
Пред. год | След. год →

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.